Классификация и функциональное назначение станций

Железнодорожные станции классифицируют по функциональному назначению и объему работ.

В зависимости от функционального назначения, роли экономики в регионе и в перевозочном процессе станции классифицируются на:

1. Промежуточные;

2. Участковые;

3. Сортировочные;

4. Грузовые;

5. Пассажирские.

Промежуточные станции – станции на которых регулярно выполняются операции по обгону, скрещению, пропуску поездов, маневры с составами сборных поездов, операции по прицепке и отцепке вагонов, по погрузке-выгрузке вагонов, по обслуживанию пассажиров, включая их посадку-высадку.

На отдельных промежуточных станциях осуществляется обслуживание подъездных путей к промышленным предприятиям, формирование отправительских маршрутов, оборот составов пригородных поездов.

Промежуточные станции на которых концентрируется грузовая работа данного участка называются опорными.

Участковые станции – станции, которые располагаются на границах участка ж.д. линий.

На таких станциях производится смена локомотивов и локомотивных бригад, ТО ПС, расформирование и формирование сборных, вывозных и участковых поездов, грузовые и пассажирские операции.

Сортировочная станция – предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов, пропуска транзитных поездопотоков, транзитных с частичной переработкой, т.е. с изменением массы и длины состава, переработка местного вагонопотока. При этом выполняются операции по техническому и коммерческому обслуживанию составов перед расформирование и формированием.

Производится смена локомотивов и локомотивных бригад.

На сортировочных станциях осуществляются грузовые операции, обслуживание ПП промышленных предприятий.

Грузовые станции – эти станции служат в основном для выполнения грузовых операций при переработке грузов в больших количествах.

На таких станциях ведут прием к перегрузке, взвешивание, хранение, погрузку, выгрузку, сортировку и выдачу грузов, прием и отправление, расформирование и формирование грузовых поездов, маневровую работу по подаче вагонов к местам выполнения грузовой операции и уборку их, обслуживание ПП промышленных предприятий.

Пассажирские станции – предназначены для обслуживания пассажиров, приема, отправления пассажирских поездов, экипировки составов, техническое обслуживание, подготовка состава в рейс.

Пассажирские подразделяются на собственно пассажирские с вокзалами, перронами, багажными и почтовыми отделениями и технико-пассажирские с комплексом устройств для формирования состава пассажирских поездов и подготовки их в рейс.

Некоторые пассажирские станции включают в себя комплекс по ТО.

В зависимости от объема работ станции подразделяются на 5 классов и внеклассные.

Класс станции устанавливается на основе показателей, характеристик ее работы в условных единицах.

Классностью станции определяется штаб и должностные оклады станционных работников.

Внеклассные и станции 1 класса - крупные сортировочные, грузовые и пассажирские станции.

Участковые и небольшие грузовые станции – 2 и 3 классы.

Промежуточные станции – 4 класс.

Классность станции устанавливается по шкале баллов начисляемы на выполняемые объемные показатели работы, такие как погрузка-выгрузка вагонов, прием-отправление поездов, отправление пассажиров и др.

 

Положение о железнодорожной станции

Станция – раздельный пункт, путевое развитие которого позволяет выполнять операции по приему, отправлению, скрещению, обгону, обслуживанию пассажиров, приему и выдачи груза и багажа, расформирование и формирование состава, техническое обслуживание поездов, погрузку и выгрузку грузов.

Более 70% времени оборота грузовой вагон находится на станции под техническими, грузовыми и коммерческими операциями в межоперационных простоях.

Сокращение межоперационных простоев и ускорение выполнения операций с вагонами, уменьшение оборота вагона и как следствие сокращает потребность в ПС, ускорение доставки груза и повышение эффективности использования технических средств ж.д. транспорта.

На станции выполняются технические, грузовые, коммерческие, пассажирские и почтово-багажные операции.

Технические операции:

1. Прием, отправление, пропуск поездов;

2. Скрещение, обгон поездов;

3. Расформирование и формирование составов;

4. Смена локомотивов и локомотивных бригад;

5. Техническое обслуживание ПС;

6. Подача вагонов к грузовым пунктам;

7. Уборка вагонов с грузовых пунктов;

8. Отцепка, прицепка, перестановка вагонов;

9. Ремонт, экипировка, промывка, дезинфекция, отчистка вагонов;

10. Другие операции, связанные с перемещением ПС в пределах станции.

Грузовые операции:

1. Погрузка-выгрузка вагонов;

2. Подготовка вагонов под погрузку;

3. Сортировка мелких отправок;

4. Сортировка контейнеров;

5. Перегрузка грузов.

Коммерческие операции:

1. Осмотр вагонов в коммерческом отношении;

2. Пломбирование вагонов;

3. Прием, хранение, выдача, взвешивание грузов;

4. Оформление перевозочных документов;

5. Расчеты с клиентурой.

Пассажирские операции:

1. Оформление проездных документов;

2. Посадка-высадка пассажиров;

3. Прием-хранение, выдача ручной клади и багажа;

4. Сервис на вокзалах и поездах.

К почтово-багажным относятся операции по обслуживанию почтовых и багажных вагонов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: