Настоящие друзья – это не те, которые зовут тебя выпить

Урок гражданина, политинформация, классный час: «События на Донбассе в народном художественном творчестве» (Для 8-11 классов)

 

АВТОРЫ:

Никифорова Ирина Валерьевна,

учитель МБОУ «Лицей № 4» (г. Псков);

Костыря Григорий Валерьевич,

учитель ГБОУ «Средняя школа № 123» (г. Санкт-Петербург);

Цель: сформировать представление о новом творчестве, отражающем события на Донбассе с  2014 года, его значении  в освободительной борьбе, в памяти народа.

Задачи:

1. Помочь получить представление о природе творчества вообще, особенностях выбора тематики авторами произведений.

2. Помочь сформировать представление о том, как война отобразилась в народном творчестве

3. Продемонстрировать разнообразие направлений творчества (изобразительное искусство и иконопись, как его разновидность, песни, стихи, литьё, клипы, фото, электронные плакаты и т.д.), в которых отражены события войны.

4. Расширить знания по учебным дисциплинам, в основе которых художественное творчество: изобразительному искусству, музыке, технологии, литературе.

5. Развивать творческие наклонности.

Заставка к уроку: дети Донбасса показывают свои рисунки.

Ход занятия

Слово учителя Дорогие ребята! У каждого из вас обязательно есть какая-то мечта, желания, стремления. И наверняка очень многие не только мечтают, но и как-то отражают и запечатлевают это: в стихах, прозе, рисунках, музыке, то есть в творчестве. Но прежде, чем мы будем говорить о произведениях, давайте сформулируем, что же такое творчество.

Учитель добивается формирования формулировки: творчество – создание новых, значимых для общества или самого человека художественных произведений.

Наводящие вопросы для формирования определения.

1. Что такое творчество? Это какие-то произведения, изделия или их создание? (Создание).

2. Все эти продукты уже ранее создавались или они новые, ранее никем не созданные? (Новые).

3. Имеет ли творчество значение для общества в целом? (Да. Творчество одного человека может вызывать сопереживания других людей, отражать их мечты, надежды, мысли).

4. Всегда ли творчество значимо для общества? (Не всегда. Детский рисунок или аппликация значимы только для самого создателя).

По мере того, как дети отвечают на вопросы, на доске формируется определение:

 Творчество – создание новых, значимых для общества или самого человека художественных произведений.

Задание. У поэта Корнея Чуковского есть сказка о чудо-дереве, на котором росли «чулки и башмачки». Создайте дерево, на котором будут расти разные виды творчества. (Учитель должен постараться, что бы были названы самые разнообразные виды творчества: песни, стихи, рассказы, сказки, фотография, клипы и ролики, изобразительное искусство, как вид изобразительного искусства – иконопись, рукоделие, скульптура, архитектура, дизайн). Учитель демонстрирует детям набор фотографий, помогающих вспомнить различные виды творчества.

Учитель. Зачастую занятия творчеством не приносят хороших отметок в школе, а взрослым - заработка. Но почему же тогда это интересно и увлекательно? Чтобы ответить на вопрос, вспомните, какие темы стихов, песен, рисунков мы встречаем чаще всего? (Ребята вспоминают, что самыми распространёнными темами творчества всегда были красоты природы, любовь, дружба, героизм, войны, любовь к Родине. Они приходят к выводу, что через творчество человек выражает свои чувства, стремления, желания, мечты).

Как вы думаете, какая новая тема появляется в творчестве у русского и украинского народов с 2014 года в связи с историческими событиями на Донбассе?

Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему.

 

События на Донбассе в народном художественном творчестве

Учитель.                                                                                                                                                                           Значительная часть первых ополченцев – религиозные люди. Вспомните, какую религию исповедует русский народ? (Христианство, православие).                                                                                                                                       - Как вы думаете, какой вид творчества в связи с этим получил развитие? (Иконопись). Прочитайте текст о новой иконе, созданной после начала войны на Донбассе.

Текст 1. В июле 2017 года в Донецк была привезена икона «Богоматерь Донецкая», написанная и освященная специально для Донецкой Народной Республики.            «Есть множество икон с изображением Богоматери и младенца – Тихвинская, Смоленская, Казанская, теперь появилась совершенно новая икона – Богоматерь Донецкая. Что примечательно, это единственное изображение плачущего младенца Христа, который закрыл лицо руками», - рассказал священник перед молебном. «Появление такой иконы на земле русского Донбасса, где сейчас идет война, очень символично. Хочется верить, что, привезя эту икону сюда, мы в какой-то мере приблизим наступление мира», - отметил даритель.                                                       В ближайшее время богослужения с иконой «Богоматерь Донецкая» пройдут в воинских частях Донецкой Республики.

Вопросы.

- Какая, совершенно новая икона появляется после событий 2014 года? (Богоматерь Донецкая).                                                                                                                              - С какой целью даритель привёз икону на Донбасс? (Верит, что она приблизит мир).                                                                                                                                        - Почему в воинских частях так важно провести богослужения с иконой? (Это вдохновляет        бойцов на ратные дела, на подвиги, придаёт им силу и отвагу).

Учитель Важнейшие произведениями творчества – плакаты. Сегодня они создаются преимущественно в интернете всеми желающими.

Учитель демонстрирует плакаты, задаёт вопросы

Помни! В тебе течёт кровь победителей!

Когда нас ждут, мы возвращаемся даже из ада

Настоящие друзья – это не те, которые зовут тебя выпить

- Обобщите, в чём главная задача этих плакатов? (Формируют различные убеждения).

Жги хунту! Очистим Украину от бандеровской мрази!

- А в чём задача этих плакатов? (Призывает на борьбу с врагом).

Учитель. Плакаты и рисунки по силам создать и вашим ровесникам. Летом 2015 года в Донецке открылась выставка детских рисунков. 

Ещё раз демонстрируется заставка к уроку.

Учитель.  Попробуйте теперь обобщить, а для чего вообще нужны плакаты? Какие важнейшие задачи они выполняют во время войны? (Учитель добивается формулировки: наглядно и в коротких фразах плакат помогает сформировать убеждения («Помни! В тебе течёт кровь победителей!», «Друзья – это не те, кто зовёт тебя выпить», «Когда нас ждут, мы возвращаемся даже с того света»), воодущевить человека на борьбу с врагом («Жги жунту!», погибший солдат поднимает в атаку)

Задание. Завершите предложение, начатое учителем.

Среди различных видов творчества есть один, занимающий в жизни людей совершенно особое место. Он поднимал боевой дух воинов и мирных жителей во время войны, помогал пережить невзгоды и ужас плена, объединял и вдохновлял на добрые дела. Он возник задолго до создания письменности. Это __________ (Песня).

Сегодня, имея в распоряжении технические средства, люди комбинируют песни с фотографиями, видеоизображениями, получая ещё более интересные произведения. Это _______________ (клипы или музыкальные фильмы). На наших занятиях мы смотрели много клипов. Больше всего запомнились______

 

Учитель.  Сейчас познакомимся ещё с одним.

Демонстрируется клип «Вставай, Донбасс несломленный».

https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239027%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

 

- Почему произведения о войне на Донбассе часто перекликаются с произведениями о Великой Отечественной войне? (Много общего: героизм народа, готовность защищать Родину, борьба с фашизмом).

Учитель.   Часто различные творческие произведения, акции, коллекции становятся событием не только в жизни народа, но и в политике. Об одном таком событии – прочитайте в тексте.

Текст.   В конце 2016 года по Украине, Донбассу и России прокатилась волна так называемых флешмобов. Их организаторы собирались в людных местах, обычно на вокзалах, и исполняли советские песни. В украинском городе Запорожье студенты музыкального училища собрались на вокзале и исполнили песню на русском языке. И это не вызвало никакой агрессии и неприязни. Напротив! Русская песня нашла отклик в сердцах украинцев. Многие подошли и подпевали. Видео вызвало горячую поддержку в сети. Инициативу подхватили в Харькове, Одессе, Донецке, Мариуполе, Николаеве, Днепре, Киеве. В ответ в Москве, в Липецке, на Дальнем Востоке зазвучали украинские народные песни. Акция приобрела более широкую направленность, заявив о дружбе между всеми народами, всколыхнули память о советской стране, где был мир, где люди разных национальностей никогда не враждовали, стала призывом к возрождению Советского Союза.  Флэшмобы вышли далеко за границы Украины и России. Они охватили Молдавию, Италию, Германию, Испанию, Канаду! Акцию по её значимости, искренности, проникновенности стали сравнивать с «Бессмертным полком».  Накануне 2017  года акция завершилась.

Исполняется  клип «Харьковчане подхватили…»

https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239030%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

 

Вопрос.

 Какие цели преследовали организаторы акции в начале и как изменились цели в конце? (Изначально организаторы, видимо, хотели заставить людей вспомнить о дружбе между русскими и украинцами, но постепенно это стало выступлением за дружбу между всеми народами вообще. Акция стала призывом к возрождению Советского Союза, русского мира).

Учитель. Войну на Донбассе многие творческие люди пытаются отразить и в стихах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: