Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у учащихся начального звена образовательного учреждения

К органам пищеварения относятся ротовая полость, пищевод, желудок и кишечник. В пищеварении принимают участие поджелудочная железа и печень. Пищеварительная система обеспечивает переваривание пищи, последовательно преобразуя элементы питания в энергию и строительный материал для клеток организма остатки поступившей пищи.

Характерной особенностью детской системы пищеварения является нежность слизистых оболочек органов желудочно-кишечного тракта.

В дошкольном возрасте у деток продолжается рост и развитие органов пищеварения. Пищевод у детей имеет веретенообразную форму, он узкий и короткий. У новорожденного его длина составляет всего 10 см, у детей в 1 год жизни — 12 см, в 10 лет — 18 см. Его ширина соответственно составляет в 7 лет — 8 мм, в 12 лет — 15 мм.Слизистая оболочка его нежна и богато кровоснабжена. Вне акта глотания переход глотки в пищевод закрыт. Перистальтика пищевода возникает при глотательных движениях. Переход пищевода в желудок во все периоды детства располагается на уровне X –XI грудных позвонков.

Желудок представляет собой эластичный мешковидный орган. Расположен в левом подреберье, его кардиальная часть фиксирована слева от X грудного позвонка, привратник находится близ средней линии на уровне XII грудного позвонка, приблизительно на средине между пупком и мечевидным отростком. Это положение значительно меняется в зависимости от возраста ребенка и формы желудка. Изменчивость формы, объема и размеров желудка зависит от степени развития мышечного слоя, характера питания, воздействия соседних органов. Емкость желудка постепенно увеличивается: при рождении она составляет 7 мл, в 10 дней — 80 мл, в год — 250 мл, в 3 года — 400—500 мл, в 10 лет — 1500 мл.Желудок обладает двумя основными функциями – секреторной и моторной. Секреторная деятельность желудка, состоящая из двух фаз – нервно-рефлекторной и химико-гуморальной, – имеет много особенностей и зависит от степени развития ЦНС и качества питания.

Кишечник начинается от привратника желудка и заканчивается заднепроходным отверстием. Различают тонкую и толстую кишку. Первая подразделяется на короткую двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки. Вторая – на слепую, ободочную (восходящую, поперечную, нисходящую, сигмовидную) и прямую кишки.

Поджелудочная железа малыша очень активно развивается до 1 года, а затем скачок в ее развитии происходит в 5-7 лет. По своим параметрам этот орган достигает уровня взрослого лишь к 16 годам. Такие же темпы развития характерны печени ребенка и всем отделам кишечника.

Двенадцатиперстная кишка новорожденного расположена на уровне I-го поясничного позвонка и имеет округлую форму. К 12 годам она опускается до III–IV поясничного позвонка. Длина двенадцатиперстной кишки до 4 лет составляет 7–13 см (у взрослых до 24–30 см). У детей раннего возраста она весьма подвижна, но к 7 годам вокруг нее появляется жировая ткань, которая фиксирует кишку и уменьшает ее подвижность. В раннем возрасте поверхность поджелудочной железы гладкая, а к 10–12 годам появляется бугристость, обусловленная выделением границ долек.[2,стр.259].

Печень – самая большая пищеварительная железа. У детей она имеет относительно большие размеры: у новорожденных – 4% от массы тела, в то время как у взрослых – 2%. В постнатальном периоде печень продолжает расти, но медленнее, чем масса тела.С 7 лет в положении лежа нижний край печени не пальпируется, а по срединной линии не выходит за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка.Роль печени в организме разнообразна. Прежде всего – это выработка желчи, участвующей в кишечном пищеварении, стимулирующей моторную функцию кишечника и санирующей его содержимое. Печень осуществляет барьерную функцию, нейтрализует ряд эндогенных и экзогенных вредных веществ, в том числе токсины, поступающие из кишечника, и принимает участие в метаболизме лекарственных веществ.

Желчь относительно бедна желчными кислотами. Характерной и благоприятной особенностью желчи ребенка является преобладание таурохолевой кислоты над гликохоле-вой, так как таурохолевая кислота усиливает бактерицидный эффект желчи и ускоряет отделение панкреатического сока. Печень депонирует питательные вещества, в основном гликоген, а также жиры и белки. По мере необходимости эти вещества поступают в кровь. Отдельные клеточные элементы печени (звездчатые ретикулоэндотелиоциты, или купферовские клетки, эндотелий воротной вены) входят в состав ретикулоэндотелиального аппарата, обладающего фагоцитарными функциями и принимающего активное участие в обмене железа и холестерина.

Селезенка – лимфоидный орган. Структура ее сходна с вилочковой железой и лимфатическими узлами. Расположена она в брюшной полости (в левом подреберье). В основе пульпы селезенки лежит ретикулярная ткань, образующая ее строму [3,стр.116].

В последние годы регистрируются рост заболеваемости желудочно-кишечного тракта у детей младшего школьного возраста. Отмечается более раннее развитие хронического панкреатита, желчнокаменной болезни, синдрома раздраженного кишечника, поражение, поражение различных органов пищеварения, рецидивирующий характер течения. Несвоевременная диагностика способствует хронизации этих заболеваний [4,стр.17].

Классификация заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей была разработана академиком Г.Н. Сперанским и сотрудниками и принята на VIII Всесоюзном съезде детский врачей в 1962 году[5, стр.139].

     Классификация желудочно-кишечных заболеваний:

         Заболевания функционального происхождения:

1.Диспепсии (простая диспепсия, токсическая диспепсия, парентеральная диспепсия (как самостоятельная заболевание не регистрируется)).

2.Дискинезиии дисфункции(пилороспазм, атония различных отделов желудка и кишок, спастический запор, частичный илеус)

Заболевания инфекционного происхождения:

1. Дизентерия бактериальная.

2. Дизентерия амебная (амебная).

3. Сальмонеллезы.

4. Кишечная колиинфекция.

5. Кишечная форма стафилококковой, грибковой и других инфекций (условно патогенные возбудители).

6. Вирусная диарея.

7. Кишечная инфекция невыясненной этиологии.

Пороки развития желудочно-кишечного тракта:

1. Пилоростеноз, мегадуоденум, мегаколон.

2. Атрезии(пищевода, отделов кишечника, ануса).

3. Дивертикулы и другие пороки развития. [6, стр.76].

Изучение заболеваний желудочно-кишечного тракта у учащихся начального звена обязательно должно включать изучения причин и факторов, влияющих на их развитие. На данном этапе развития современной медицины, к основным причинам заболеваемости желудочно-кишечного тракта у детей младшего школьного возраста относят[7, стр.86].

Плохая энергия и повышенный уровень урбанизации: загрязненность (загрязнение городского воздуха автомобильными выхлопами, промышленная пыль предприятий, повышенное содержание углекислоты, загрязнение рек, озер, водоемов, почвы);

1. Несбалансированное питание, частое употребление «вредных» продуктов (чипсов, крекеров, различных снеков, газированных напитков, «фаст-фуда» и.т.д.). Применение генных технологий в сельскохозяйственной промышленности и новых методов консервирования привело к ухудшению пищевых характеристик продуктов(уменьшению витаминного состава, содержания макро- и микроэлементов), у детей формируются неправильные пищевые привычки и вкусы, что приводит к недостаточному поступлению необходимых пищевых волокон (фруктов, овощей)

2. Рост аллергических реакций, который пока не объяснен наукой, но считается, что это отвечает организма на влияние техногенной среды;

3. Возрастание роли нервно-психологических факторов и количества интенсивных нервно-психических нагрузок, испытываемых ребенком в школе или в подготовительном учреждении.

4. Наследственность (выявляется в 90% случаев хронических патологий пищеварения у детей);

5. Нерациональное использование фармакологических препаратов, подрывающих биологическую работу желудочно-кишечного тракта.

Важное значение имеют и факторы, влияющие на развитие заболеваний желудочно- кишечного тракта у детей начальногозвена. Они могут и не являться непосредственно причиной возникновения заболевания, но могут повлиять на развитие патологии желудочно-кишечного тракта у ребенка. Выделяют управляемые факторы, т.е поддающие контролю [8, стр.10].

1.1. Управляемые факторы, т.е. поддающиеся контролю:

1.1.1. Особенности современного питания. Снижение качества традиционных продуктов для детского питания приводит к повышению в рационе удельного веса «искусственной» пищи, т.е. содержащей консерванты, ароматизаторы и красители. Иногда на прилавки магазинов могут попадать овощи и фрукты из экологически неблагоприятных районов;

1.1.2. Дефицит животных белков и растительных жиров, витаминов и микроэлементов сопровождается истощением и дисбалансом пищеварительной системы;

1.1.3. Неоптимальный режим питания у детей начального звена (еда всухомятку, большие промежутки между приёмами пищи, употребление газированных напитков, разнообразных снеков во время перекусов);

1.1.4. Преобладание рафинированных продуктов, подвергнутых промышленной обработке и потому теряющих свои полезные вещества (растительное масло, соль, сахар, мука высшего сорта, белый рис и.т.д.);

1.1.5. Недостаток пищевых волокон в рационе в виде овощей, фруктов, зелени,что приводит к нарушению нормальной работы кишечника и его биоценозу вследствие чего начинает  преобладать условно-патогенная в патогенная флора;

1.1.6. Искусственное вскармливание на первом году жизни, в особенности низкоадаптированными смесями, нарушает развитие физиологичной работы пищеварительной системы в дальнейшем возраста.

1.2. Экологический фактор риска.

Химическое загрязнение пищевых продуктов (сельскохозяйственные яды –пестициды, ионы тяжёлых металлов - ртуть, свинец, олово, цинк, железо, радиоактивные изотопы, нитраты и др.) и питьевой воды (фенолы, хлор и его соединения, железо) подавляет активность пищеварительных ферментов и ухудшают процессы переваривания. Нарушается нормальная перистальтика желудка, уменьшается местный иммунитет вследствие чего бактерии и вирусы свободно приникают через желудочно-кишечный барьер.

1.3. Инфекционный фактор:

1.3.1. Helicobacterpilori - спиралевидная бактерия, которая прикрепляется к стенкам желудка и двенадцатиперстной кишки и вызывает воспаление. Чаще всего проявляет себя в условиях сниженного иммунитета. Может вызывать не только гастриты и гастродуодениты, но и эрозивноязвенные процессы, полипы и даже опухоли. Около 60% населения инфицированы этой бактерией, у 80% людей с хроническим инфицированы гастродуоденитом и у 100% больных с язвой желудка или двенадцатиперстной кишки выявляется данный микроорганизм. Заразиться Helicobacterpilori довольно легко: загрязненная вода или пища, а также контакт с инфицированным больным (через частицы слюны и мокроты при кашле и чихании). При инфицировании одного члена семьи и других заболевают в 95% случаев за счет использования общей посуды и других предметов быта[9,стр.10стр.].

1.3.2. Иерсиниоз – тяжелое инфекционно-токсическое заболевание с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта и выраженной лихорадкой. Заражение происходит через загрязненные овощи, воду. Основные переносчики – мелкие грызуны. Заболевание может вызывать массу осложнений, таких как гепатит, аппендицит, кишечная непроходимость и др.

1.3.3. Лямблиоз – паразитарное заболевание, вызываемое простейшими – лямблиями – и поражающее преимущественно тонкий кишечник. Заражение происходит через грязные овощи, фрукты, ягоды, а также контактно-бытовым путём (предметы быта и руки). Вследствие инфицирования нарушается работа кишечника (боли в животе, урчание и вздутие, запоры и поносы) [10, стр.7].

1.3.4. Цитомегалловирус, герпес вирус, ротавирус. Все эти вирусные инфекции в значительный степени ослабляют иммунную защиту организма, вызывают гиповитаминозы и провоцируют развитие различных заболеваний, в том числе и пищеварительной системы [4, стр.13].

1.3.5.  Кишечный дисбиоз – это нарушение нормального соотношения микрофлоры в тонком кишечнике. Приводит к повышенному газообразованию, диарее или запору, непереносимости отдельных продуктов питания. Чаще всего возникает при инфекционно-токсических заболеваниях, паразитарных инвазиях, при ферментной недостаточности, антибиотикотерапии[4, стр.4].

1.4. Психосоматический фактор.

У 40-50% детей заболевания пищеварительной системы развиваются вследствие умственных перегрузок, эмоциональных стрессов и.т.д.[11, стр.8].

1.5. Провоцирующие факторы со стороны нервной системы:

1.5.1. Перинатальная энцефалопатия – поражение головного мозга ребёнка во внутриутробном периоде или во время родов;

1.5.2. Гипоксия – кислородное голодание головного мозга и всех систем организма новорожденного во внутриутробном или послеродовом периоде;

1.5.3. Вегетативная дисфункция – нарушение нервно- гуморальной регуляции органов;

1.5.4. Травмы центральной нервной системы и позвоночника.

 Выше приведенные патологии со стороны центральной нервной системы обусловливают дезинтеграцию мозговой деятельности, что вызывает расстройства в форме эмоциональных, вегетативных и эндокринных сдвигов, неправильный обмен веществ, а это в свою очередь приводит к морфологическим изменения сосудов, биохимическим и метаболическим нарушениям,нарушению гемодинамики, которые являются патогенетической основой соматических заболеваний, в том числе болезней органов пищеварения [12, стр.103].

1.6. Социальные факторы:

1.6.1. Низкая материальная обеспеченность семьи, неблагополучие (низкий достаток – плохое, нерегулярное питание);

1.6.2. Несоблюдение режима дня (приёмы пищи имею неравные временные промежутки);

1.6.3. Нарушение условий жизни ребёнка (несоблюдение порядка, чистоты и гигиены, что способствуют распространению инфекционных заболеваний).

1.6.4. Плохой морально – психологический климат семьи (неблагополучие провоцирует стрессовую обстановку, что плохо влиять на работу желудочно-кишечного тракта).

1.7. Медикаментозный фактор:

1.7.1. Частое применение некоторых препаратов вызывает у детей нарушение работы желудочно-кишечного тракта, например, частый прием аспирина, аскорбиновой кислоты, сульфаниламидов, нестероидных противовоспалительных средств (анальгин, Нурофен, Найз, индометацин и др.) вызывают раздражение слизистой желудочно-кишечного тракта и при длительном применении провоцируют появление эрозивно-язвенных процессов;

1.7.2. Ограничение двигательной активности (гиподинамия) у детей начального школьного звена приводит к ослаблению мускулатуры и ухудшению моторно-эвакуаторной функции желудка.

1.8. Сенсибилизирующий фактор. Предрасположенность ребенка к пищевой аллергии, сопровождающаяся поражением желудочно-кишечного тракта, увеличивает вероятность инфицирования Helicobacterpilori в 100 раз [9, стр.23].

1.9. Медико-организационный фактор:

1.9.1. Ориентация врачей на острые инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта с яркой симптоматикой (пропускаются легкие формы патологии с незначительными проявлениями);

1.9.2. Отсутствие регулярного медицинского наблюдения за детьми из групп риска по заболеваниям органов пищеварения;

1.9.3. Ограничение доступности современных функциональных методов диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта (либо длительные сроки ожидания, очередность, дороговизна) для детей и их родителей;

1.9.4. Отсутствие целенаправленного контроля за учебный, психоэмоциональной и физической нагрузками на детей младшего звена.

2. Неуправляемые факторы, т.е неконтролируемые:

2.1.Наследственный фактор (коэффициент наследования заболевания желудочно-кишечного тракта составляет 30%).

2.2. Психологический фактор (тип личности). Лабильная психика, впечатлительность, обидчивость, мнительность, раздражительность и.т.д. способствуют развитию патологии пищеварительной системы.

2.3. Половой фактор: чаще болеют девочки, чем мальчики[13].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: