Понятие и правовые формы управления качеством продукции, работ и услуг

Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Управление качеством товаров, работ и услуг относится к числу прямых методов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Закон регулирует отношения, возникающие при (ст.1 Закона):

разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной и обязательной основе требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

оценке соответствия, т.е. при прямом или косвенном определении соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Правовое регулирование отношений в этой области именуется техническим регулированием

Правовыми формами управления качеством товаров, работ и услуг выступают нормативно-технические документы – нормативные правовые акты, содержащие технические нормы и закрепляющие требования к качеству товаров, работ и услуг.

К ним относятся:

1.) Технические регламенты - документы, которые приняты международным договором Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственными соглашениями, заключенными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральными законами, или указами Президента Российской Федерации, или постановлениями Правительства Российской Федерации, и устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях (ст.6 Закона): защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: единство измерений; безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность, промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность, электрическую безопасность;другие виды безопасности.

2.) Документы в области стандартизации:

стандарты - документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения:

- национальные стандарты - стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации (ранее именовались ГОСТ);

- стандарты организаций,в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц. Они могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей стандартизации, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ст.17 Закона).

б) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

в) применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Общероссийские классификаторы - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

г) своды правил – документы в области стандартизации, в которых содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и которые применяется на добровольной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: