Правовое регулирование иностранных инвестиций

Основным законодательным актом, регулирующим основы осу­ществления иностранных инвестиций на территории Россий­ской Федерации, является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях ).

Отношения, возникающие при осуществлении иностранных ин­вестиций, регулируются также международными договорами и нор­мами международного права. Для примера можно назвать Сеуль­скую конвенцию 1985 г. об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о за­щите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.).

Основная идея Сеульской конвенции предоставление иностран­ным инвесторам финансовых гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Задача Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, являющегося международной организа­цией, заключается в предоставлении гарантий, в том числе страхо­вании некоммерческих рисков инвестиций, осуществляемых в ка­кой-либо стране - члене Агентства из других стран - членов Агентства.

Гарантии, предоставляемые в соответствии с Конвенци­ей, распространяются:

на риск, связанный с переводом валюты;

риск экспроприации или аналогичных мер;

риск нарушения договора, включая отказ принимающего пра­вительства от договора с держателем гарантии или нарушение тако­го договора, в определенных Конвенцией случаях;

риск войны и гражданских беспорядков.

Большую роль в регулировании изучаемой деятельности играют двусторонние соглашения. Такие соглашения существуют у Россий­ской Федерации как у правопреемника СССР, так и в результате их заключения в качестве субъекта международного права. В частности, можно назвать соглашения с Великобританией, ФРГ, США, Швейца­рией, Испанией, Францией и др. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Прави­тельством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»1 одобрено Типовое согла­шение между Правительствами РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений. На основании этого типового акта были заключены соглашения с Бол­гарией, Грецией, Данией, Польшей и пр.

Иностранными инвесторами в РФ признаются: иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, которые постоянно проживают за преде­лами РФ, иностранные государства в соответствии с порядком, определяе­мым федеральными законами., международные организации, которые вправе в соответствии с между­народными договорами РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.

Иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на террито­рии РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иност­ранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ.

Иностранные инвестиции могут быть классифицированы анало­гично отечественным. Вместе с тем, Закон об иностранных инвес­тициям содержит специальное определение прямой инвестиции.

В соответствии с Законом, на территории РФ инвестиции могут осуществлять:

иностранные инвесторы;

российские коммерческие организации с иностранными инвес­тициями;

филиалы иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерчес­кий характер и головная организация несет непосредственную иму­щественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам;

дочерние и зависимые общества коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Они не пользуются гарантиями и льготами, установленными Законом при осуществлении ими пред­принимательской деятельности на территории РФ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организация­ми с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законом определены основные гарантии прав иностранных ин­весторов на территории РФ. Назовем некоторые из них:

гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвес­торов на территории РФ;

гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;

гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвесто­ра другому лицу;

гарантия компенсации при национализации и реквизиции иму­щества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного ин­вестора и коммерческой организации.

Для привлечения иностранных инвесторов для таких субъектов установлены специальные льготы. ( о уплате таможенных платежей, от органов местного самоуправления и субъектов, ) В некоторых случаях предоставление льгот ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в уставном капитале.

62. Соглашения о разделе продукции.

Соглаше́ние о разде́ле проду́кции (СРП)— особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Полномочия государственной стороны основываются:

на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или

на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств.

Одним из видов инвестиционной деятельности является осуще­ствление инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сы­рья на условиях соглашений о разделе продукции. Правовые осно­вы, отношений возникающих в процессе осуществления данного вида инвестиционной деятельности, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»3 (далее - Закон о СРП).

Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела про­изведенной продукции между сторонами соглашения.

Закон о СРП предусматривает основания для включения в пе­речни участков недр, право пользования которыми может быть пре­доставлено на условиях раздела продукции. Таким основанием яв­ляется отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законо­дательством РФ условиях пользования недрами, отличных от усло­вий раздела продукции. Подтверждением отсутствия такой возмож­ности служат проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продук­ции, в соответствии с Законом РФ «О недрах» и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников. Особые правила проведения аукциона предусмотрены для тех случаев, когда жела­ние заключить соглашение о разделе продукции изъявит недро­пользователь, которому такой участок ранее был предоставлен на иных условиях, чем раздел продукции.

Сторонами соглашения являются: 1) РФ, от имени которой выступает Правительство РФ или упол­номоченные ими органы; 2) инвесторы - юридические лица, не являющиеся юридически­ми лицами объединения юридических лиц, осуществляющие вложе­ние собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, раз­ведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Произведенная продукция подлежит разделу между государст­вом и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:

определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

определения части произведенной продукции, которая переда­ется в собственность инвестора для возмещения его затрат на вы­полнение работ по соглашению (компенсационная продукция).

раздела между государством и инвестором прибыльной про­дукции, т.е. произведенной продукции за вычетом части этой про­дукции, стоимостной эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной про­дукции за отчетный (налоговый) период;

передачи инвестором государству принадлежащей ему в соот­ветствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получения инвестором произведенной продукции, принадле­жащей ему в соответствии с условиями соглашения.

В отличие от концессий соглашения о разделе продукции, широко распространенные в нефтедобывающей промышленности ряда развивающихся (и, заметим, весьма успешно развивающихся в сфере нефтедобычи) стран, являются договорами между инвестором и государством, при которых инвестору предоставляется право на пользование определенным участком недр на условиях, при которых, с одной стороны, часть добытого им минерального сырья, определяемая в порядке, установленном самим соглашением, должна быть безвозмездно передана в собственность государства, а с другой - инвестор освобождается от обязанности уплачивать большинство налогов в течение всего срока действия такого соглашения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: