Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности

Аудит – это негосударственный вид финансового контроля, осуществляемый в процессе аудиторской деятельности независимыми лицами, чья квалификация подтверждена государственной аттестацией.

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по проведению аттестованным аудитором или аудиторской организацией предварительных, текущих и последующих контрольных мероприятий.

В процессе аудиторской деятельности всестороннему анализу и проверке на соответствие нормативным актам РФ подвергаются результаты деятельности организации, отраженные в ее финансовой отчетности, и процедуры получения итоговой информации, проводимые на основе применения методологии финансового учета (бухгалтерского, налогового, бюджетного).

Следует отметить, что в советский период роль аудита в нашей стране была сведена практически к нулю, в связи с тем что все контрольные функции оказались переданы компетентным государственным органам.

Потребность в воссоздании института профессионального независимого контроля в РФ возникла в начале 1990-х гг. в связи с развитием предпринимательства и стремлением организаций к саморегулированию.

Можно привести различную классификацию аудиторского контроля.

1. Согласно действующему актуальному законодательству аудит делится на:

– обязательный, предполагающий проведение контрольных мероприятий в случаях, непосредственно установленных на нормативном уровне;

– инициативный, предполагающий проведение контрольных мероприятий по решению экономических субъектов.

2. По сфере экономической деятельности аудируемого субъекта можно выделить:– общий аудит, то есть аудит любых коммерческих организаций, кроме специально оговоренных в законодательстве, не зависимо от организационно-правовых форм и видов собственности;– банковский аудит;– аудит страховых организаций;– аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и т.д.

3. По субъекту, проводящему контрольные мероприятия, аудит может быть:– внешним, то есть осуществляемым сторонним лицом, имеющим на это законные полномочия;– внутренним, то есть проводимым службой, являющейся структурным подразделением экономического субъекта.

Необходимо подчеркнуть, что рынок аудиторских услуг объективно нуждается в некотором государственном регулировании. Первоначально государственное регулирование зарождающегося рынка аудиторских услуг в РФ осуществлялось Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Правовыми основами аудита и аудиторской деятельности на протяжении более чем семи лет являлся такой нормативный акт, как Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (утратил силу). Кроме того, вышеуказанной Комиссией был разработан и одобрен блок национальных стандартов, которые носили скорее рекомендательный, нежели обязательный характер.

Стандарты аудита – это правила, которыми регулируется аудиторская деятельность, опираясь на которые аудитор проводит контрольные мероприятия в любых формах (предварительные, текущие, последующие). К настоящему времени Международным комитетом аудиторской практики, который действует на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (МФБ), созданной в 1977 г., разработано более 50 международных стандартов аудита.

К концу 1990-х гг. стало очевидно, что процесс развития рыночной экономики в нашем государстве, объективно повлекший увеличение спроса на аудиторские услуги, привел к необходимости реформирования государственного регулирования аудита и аудиторской деятельности. В связи с этим существенному обновлению была подвергнута и нормативная база, призванная регулировать отношения в рассматриваемой сфере предпринимательской деятельности. Так, в 2001 г. был принят первый Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который, сыграв свою позитивную роль, утратил силу в связи с принятием одноименного Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Φ3 (далее – Закон об аудите), действующего в настоящее время.

Законом об аудите понятие аудиторской деятельности установлено на легальном уровне. Согласно ст. 1 аудиторская деятельность – это "деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами". В Законе об аудите понятие аудита определено как "независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности отчетности".

Данный закон, кроме того, устанавливает и раскрывает значение основных понятий, применяемых в ходе аудиторской деятельности, регулирует процесс осуществления аудиторской деятельности, права и обязанности сторон, ответственность аудиторов и другие вопросы.

Следующим нормативным актом, регулирующим отношения в области аудиторской предпринимательской деятельности, является постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", которым утверждены федеральные стандарты аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторской деятельности и являющиеся обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Данные стандарты не должны противоречить международным стандартам аудита, которые изданы Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации, входящим в состав Международной федерации бухгалтеров.

Аудиторские стандарты можно условно подразделить на три уровня.

К первому уровню следует отнести федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФСАД), предусмотренные Законом об аудите и утверждаемые приказами Минфина России:– ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности";– ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении";– ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении";– ФСАД 4/2010 "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля";– ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита";– ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита";– ФСАД 7/2011 "Аудиторские доказательства";– ФСАД 8/2011 "Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам";– ФСАД 9/2011 "Особенности аудита отдельной части отчетности".

Ко второму уровню следует отнести отдельные правила (стандарты), утвержденные постановлениями Правительства РФ до вступления в силу действующего Закона об аудите. Это, например:– Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;– Документирование аудита;– Планирование аудита;– Существенность в аудите;– Контроль качества выполнения заданий по аудиту;– Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности;– Связанные стороны;– События после отчетной даты;– Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;– Согласование условий проведения аудита;– Аудиторская выборка;– Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;– Особенности первой проверки аудируемого лица;– Аналитические процедуры;– некоторые другие правила (стандарты).

Третьим уровнем в иерархии стандартов аудиторской деятельности являются стандарты, разрабатываемые и утверждаемые саморегулируемой организацией аудиторов (СРО) для применения в работе членами данной СРО.

Обязательным для соблюдения применения всеми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами является утвержденный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России Кодекс этики аудиторов России, который рассматривает такие проблемные вопросы, как модель поведения аудитора и аудиторской организации, подготовка заключения договора об оказании профессиональных услуг, конфликт интересов, второе мнение, гонорар аудитора и другие виды вознаграждения, реклама и предложение профессиональных услуг, подарки и знаки внимания, применение принципа объективности при всех видах услуг, применение принципа независимости при заданиях по проверке достоверности информации.

Остановимся далее на субъектном составе сферы аудиторской деятельности, предмете и объектах аудиторских проверок.

Субъектный состав может быть представлен следующим образом:– аудирующие лица (аудиторские организации, независимые аудиторы, объединенные в СРО);– аудируемые лица (организации, в которых проводятся проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности);– регулирующие и контролирующие аудиторскую деятельность специально уполномоченные государственные органы.

Аудирующими организациями можно назвать аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.

Аудиторская организация – это коммерческая организация, целью деятельности которой является предоставление аудиторских и сопутствующих аудиту услуг и которая является членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация в этом случае обязана состоять в одной из саморегулируемых аудиторских организаций, которой она предоставляет необходимые документы для введения ее в члены соответствующей саморегулируемой организации. В соответствии с действующим законом об аудите (ст. 3) коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой она является.

Независимый (индивидуальный) аудитор – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов, сведения о котором внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Независимый аудитор, так же как и аудиторская организация, вправе оказывать как аудиторские, так и сопутствующие аудиту услуги.

Каждый аудитор должен иметь квалификационный аттестат аудитора, который можно получить, сдав квалификационный экзамен. К сдаче квалификационного экзамена допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Порядок проведения квалификационного экзамена, а также порядок определения его результатов устанавливаются Минфином России. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов на условиях, определенных Минфином России. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются Минфином России. Аудитор обязан ежегодно, начиная с года, следующего за годом выдачи квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Советом по аудиторской деятельности при Минфине России одобрены Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, сведения о которой включены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. В составе саморегулируемой организации в качестве ее членов должно состоять не менее 700 физических лиц – индивидуальных аудиторов или не менее 500 коммерческих аудиторских организаций. Каждая саморегулируемая организация аудиторов обязана предусматривать и соблюдать:– утвержденные органами управления саморегулируемой организацией правила осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов;– правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;– внутренний кодекс профессиональной этики аудиторов;– материальное обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого члена организации перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов.

В каждой СРО создаются специализированные органы управления, осуществляющие контроль за деятельностью аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Органы управления СРО:– устанавливают в отношении своих членов дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;– рассматривают вопросы дисциплинарного воздействия на ее членов за совершенные нарушения требований законодательства об аудите;– организуют профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью;– разрабатывают и утверждают стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов;– принимают правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;– принимают кодекс профессиональной этики аудиторов;– разрабатывают проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности;– участвуют в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;– ведут реестр своих членов и сообщают в Минфин России об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения изменений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;– участвуют в установленном порядке в создании, включая финансирование, в деятельности единой аттестационной комиссии;– выступают представителями СРО в отношениях с контролирующими государственными органами (Минфином России, Росфиннадзором, Советом по аудиторской деятельности при Минфине России) и представляют им отчет о своей деятельности, а также деятельности своих членов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: