Логопедические технологии развития речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

Технология формирования речевого дыхания при заикании: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот), парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой, формирование длительного фонационного и речевого выдоха. Технология коррекции дыхания при дизартрии: общие дыхательные упражнения, использование рефлекс-запрещающих позиций, логоритмические упражнения и игры на дыхание, фонацию и артикуляцию, использование аппарата В.Ф. Фролова в коррекции нарушений дыхания при дизартрии. Технология коррекции дыхания при ринолалии: дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков, включение голоса при длительном ротовом выдохе, формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков, обучение направленному дутью после операции и вокальные упражнения.

 

Логопедические технологии развития голоса, темпо-ритмической и интонационной сторон речи

Развитие силы и динамического диапазона голоса, формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения и развитие мелодических характеристик голоса при заикании. Нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения при ринолалии до пластической операции нёба и после. Технология коррекции голоса при дизартрии: упражнения по развитию силы и высоты голоса, использование ортофонического метода при коррекции голоса детей с дизартрией (соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений). Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, повествовательные, побудительные), нормализация процесса речевого паузирования и формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз при заикании. Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией: формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной и экспрессивной речи: знакомство с повествовательной, воспросительной и восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании: темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики. Логопедическая работа по развитию способности использовать в речи различные темповые характеристики. Развитие чувства ритма.

 МетодикА РАЗВИТИЯ РЕЧИ (СПЕЦИАЛЬНАЯ)

Теоретические основы и содержание методики преподавания русского языка (специальной)

Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционные возможности обучения русскому языку. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова.   Типы уроков русского языка. Содержание и методика их проведения: обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период. Уроки чтения. Формирование навыков чтения произведений разных жанров. Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации. Развитие речи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Моделирование уроков по разделам русского языка.

 

Теоретические основы и содержание методики преподавания литературы (специальной)

Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Разделы и этапы литературного образования. Перераспределение программного материала по годам обучения. Своеобразие литературного развития детей с речевыми нарушениями, трудности восприятия художественного текста, особенности творческого воссоздающего воображения, воссоздания образов литературных героев.

 

4. Организация учебной деятельности при изучении литературы в специальной (коррекционной) школе 5 вида  

Учет степени и характера речевой патологии, особенностей познавательной деятельности при выборе путей, методов и приемов анализа текста. Методические особенности работы над литературными произведениями разных жанров. Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

1. Специальная педагогика как наука: понятие, объект, предмет, задачи

Сущность и назначение специальной педагогики, её место в системе педагогического знания. Объект, предмет, цель, задачи и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Основные отрасли специальной педагогики. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с нарушениями в развитии.

 

2. Основы дидактики специальной педагогики

Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Сущность и специфика методов обучения, применяемых в специальном образовании. Разновидность форм обучения, используемых при специальном обучении. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Характеристика основных групп технических средств обучения и компенсации нарушений в специальном образовании.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: