Вопрос 31. Основные теоретические взгляды на эффективность деятельности малой группы

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МАЛЫХ ГРУПП В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.Деятельностный подход. Он основывается на принципе деятельности. –програмно-ролевой подход и модель соц-перцепции процессов совместной деятельности. Успешность реализации деятельности очень важна для группы. (стратометрическая концепция групповой активности Петровского: 1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2– межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью. 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности), изуч-е групповой интеракции (Донцов) и эффективности (Немов),руководства и лидерства (Кричевский, Дубовская), межгрупповых отношений (Агеев).

2. Социометричнапр-е - использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств вариантов социометрического теста. Коломинский - конструирование различных социометрических процедур, включил эмпирический метод в содержательный теоретический контекст (рассматривается как тупиковый многими авторами).

3. Параметрич. конц-я. Создатель -Уманский, в 1960–70-е годы; разработал концепцию групповой активности. Идея подхода - поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (содержание нравствен. направленности группы – цели, ценности, мотивы, организацион. единство группы - подготовленности в сфере собств деятель-ти, психологич единство – межличн. контакты, познание, взаимопоним-е). В зависимости от выраженности кажд. параметра, группа располагается в континууме (антиколлектив, группа–конгломерат, группа–ассоциация, номинальная группа, кооперация, группа-автономия, коллектив).

Группа–кооперация – успешно действ организационная струк-ра, высокур-ньсотруднич-ва. Группа-автономия – груп идентификация, обособленность, слитность. Корпорация – элем-ты корпоративности. Коллектив– система отношений с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления, то есть, "...объединенная единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Антиколлектив – замкнутые извне, межличн. эгоцентризм, конфликтность, агрессив-ть.

Уманский: «параметрическая концепция» (1 – общественный блок (организованность, подготовленность группы) 2 – личностный (единство групп: эмоциональное, волевое и др.) 3 – общих качеств (климат, лидерство, сплоченность). Выделяются 6 уровней развития групп: 1)конгломерат (люди на остановке) 2)номинальная (группа получает цели деятельности) 3)ассоциация (начальный этап МЛО, интеграция) 4)кооперация (сильно выражен первый блок, хорошо налажены формальные и неформальные отношения) 5)автономия (выражены 3 блока) 6)коллектив (высший уровень развития группы).

4. Организационно-управленческий подход. Относящиеся к рассматриваемому направлению (психологи ленинградской школы: Китов,Кузьмин) исследования групп и коллективов носят прикладной характер и ориентированы на решение конкретных управленческих задач, задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

5. Тренингово-терапевтическое направление — сложилось в 70— 80-е годы преимущественно усилиями ученых Москвы [Петровская, 1982] и Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) [Емельянов, 1985; Либих, 1974] в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплеса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.

39.​ Социальная установка и её характеристика.

Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;2) осознанность этих отношений и поведения;3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения; 4) регулятивная роль социальной установки.

Функции аттитюда: 1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; 2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки:1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: