Правописание приставок пре- и при-
Цели: систематизировать изученный материал по теме: "Правописание приставок пре-, при-" (в их основных значениях), различать на письме приставки пре-, при-.
Определите значения приставок ПРИ- и ПРЕ- на основе примеров:
Если ты в пришкольный сад
Прибежал прикрыть салат,
Или дерево привить,
Иль теплицу приоткрыть,
Знай, что здесь приставка при-.
Ее значенье повтори!
|
ПРЕклонить (колено) ПРИклонить (голову)
ПРЕдать (друга) ПРИдать (форму)
ПРЕбывать (в неведении) ПРИбывать (на вокзал)
ПРЕемник (наследник) ПРИемник (прибор)
но
Запишите слова, обозначающие:
приближение рыбы, птицы, коня, черепахи; ___________________________________________________________
приближение лыжника, автомобиля, машины; ___________________________________________________________
приближение круглого предмета_______________________________
|
|
Вспомните и вставьте в предложения нужные слова.
1. Самолет пошел на посадку и благополучно...................................
2. Американский космический корабль................. в Тихом океане.
3. Когда лодка прикасается к берегу, говорят, что она............... ….
4. Когда корабль останавливается у пристани, говорят, что он... ………………………………………………………………………..
А как можно назвать:
- площадь у вокзала…………………………………………………..
- канаву при дороге…………………………………………………..
- постройку при станции……………………………………………..
- огород при усадьбе ………………………………………………...
- поселок при городе…………………………………………………
- участок при школе………………………………………………….
Определите, какие из данных слов не имеют значения неполного, незаконченного действия:
приоткрыл, пристроил, приступил, приумолк, приснился, привстал, приветствовал, пригорел, придумал, пристегнул.
Образуйте сами слова с таким значением приставки:
- условие, которое не переменится − ……………………………….
- показ фильмов без перерыва − ……………………………………
- рассказ, передаваемый из поколения в поколение − …………….
- человек, переступивший закон − ………………………………….
Допишите приставки:
…сутствовать …глашение …ручить …подаватель …градить …восходный …возмочь …влекательный …чудливый …тяжение
Найдите четвертое лишнее слово:
1. Пр__возносить, пр__восходить, пр__надлежать,пр__вратить;
2. Пр__норовиться, пр__налечь, пр__тягивать, пр__пятствовать;
3. Пр__ниженный, пр__плюснутый, беспр__кословный, пр__вязчивый;
4. Пр__одолеть, пр__целиться, пр__кратить, пр__небречь.
|
|
Вставьте пропущенные буквы:
Пр…бывать в неведении, пр…бывать в город, пр…творить идею в жизнь, пр…творить дверь, пр…ступить закон, пр…ступить к делу, пр…зирать человека (не уважать), пр…зирать человека (ухаживать, присматривать за больным), пр…давать (давать, присваивать), пр…давать (выдать), пр…уменьшить (слегка уменьшить ради экономии), пр…уменьшить (представить в меньших размерах), пр…ходящий (посещающий время от времени), пр…ходящий (временный, недолговечный)
Найди правильный вариант ответа:
Приставки со значением приближения, присоединения, прибавления:
Прибыть приоткрыть преградить
Приставки со значением расположения вблизи чего-нибудь:
Приехать пригородный прехорошенький
Приставки со значением неполноты действия:
Приостановить приклеить предельный
Приставка, близкая по значению к пере-:
Пригласить преуменьшить прервать
Приставки, написание которых надо запомнить:
Придумать прислать привычка
Домашнее задание:
Используя данные слова и словосочетания, попробуйте составить предложения или напишите целый рассказ о космическом полете в бескрайний космос.
Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:____________________
Урок 15