Задания на педагогическую практику
Для студентов 2 курса (4 семестр)
По методике обучения иностранным языкам для учеников начальной школы
Институт иностранных языков,
Кафедра методики преподавания иностранных языков
Уважаемые студенты 2 курса, в этом семестре Вам предстоит пройти педагогическую практику в 3-4 классах.
График прохождения практики, предусмотренный учебным планом для студентов 2 курса (4 семестр обучения) следующий:
В срок с 09.02.18 по 14.06.18 вы посещаете образовательные учреждения 1 раз в неделю без отрыва от учебного процесса:
Группы 207-213 по ПОНЕДЕЛЬНИКАМ
Группы 214-218, 220, 223-227 по ПЯТНИЦАМ
Процесс прохождения практики включает 3 блока:
1. ПАССИВНЫЙ БЛОК
Структура: 3 выхода
Содержание:В каждый выход на практику студентам предлагается посетить урок иностранного языка в образовательном учреждении и произвести его последующий письменный анализ по критериям, обозначенным в предложенной форме.
2. АКТИВНЫЙ БЛОК
Структура: 4 выхода
|
|
Содержание: Студентам предлагается реализовать свои фрагментыуроков иностранного языка продолжительностью не более 15 мин, направленные на формирование различных речевых навыков и умений. Перед каждым выходом на практику студент разрабатывает фрагмент самостоятельно и корректирует сценарий урока на практическом занятии по методике преподавания иностранных языков. После проведения фрагмента урока студенты пишут отчёт по предложенной форме.
3. АТТЕСТАЦИОНЫЙ БЛОК
Структура: 2 выхода
Содержание: Студентам предлагается разработать самостоятельно и реализовать 1 полноценный урок по иностранному языку для школьников продолжительностью 45 мин. Предварительно проекты занятий разбираются и утверждаются на практическом занятии по методике преподавания иностранных языков. После проведения занятия студенты проводят анализ проведенного урока по предложенной форме.
ИТОГО Вам предстоит выполнить 8 методических заданий:
· 3 задания, направленные на наблюдение за преподавателем иностранного языка;
· 4 задания, направленные на активное ведение фрагментов урока по иностранному языку;
· 1 задание, направленное на проведение полноценного урока по иностранному языку.
Желаем творческих успехов!
ПАССИВНЫЙ БЛОК
Задание по методике № 1
Тема: Наблюдение за деятельностью учителя по ознакомлению детей с новой лексикой и тренировки в её употреблении.
КРИТЕРИИ МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФРАГМЕНТА УРОКА | Методический анализ |
1. Опишите подготовительный этап работы над лексикой: · была ли сформулирована коммуникативная задача и каким образом? · Было ли введение в ситуацию иноязычного общения? Если да, то отметьте её плюсы и минусы. | |
2. Какой способ семантизации (переводной/беспереводной) предпочел учитель? Какие приёмы раскрытия значения слов он использовал? Оправдан ли его выбор и почему? | |
3. Затрагивал ли этап тренировки все формы слова (звуковую, графическую) и его употребление? Опишите систему упражнений, с помощью которых учитель формирует у учащихся лексические навыки. | |
4. Учитывает ли учитель при выборе упражнений значимый для детей игровой вид деятельности? | |
5. Оцените атмосферу на уроке по параметрам включенности детей в игровую\учебную деятельность, степени эмпатии в системе учитель-ученик. | |
6. Удалось ли учителю решить поставленные задачи? Чему научились дети? |
|
|
Тема: Проведение учителем фонетической зарядки на уроке.
1. Каково место фонетической зарядки на данном уроке? Согласны ли Вы с данным выбором учителя? Какие при этом задачи ставит учитель на Ваш взгляд? Согласны ли Вы с его выбором? | |
2. Какие упражнения использует учитель для фонетической зарядки? Какие фонетические навыки (слуховые или произносительные) развивает данная фонетическая зарядка в большей степени? | |
3. Насколько связана фонетическая зарядка с работой над лексикой (предшествует ознакомлению с лексикой, следует после ознакомления с лексикой и пр.)? | |
4. Интересна ли фонетическая зарядка школьникам? Аргументируйте свой ответ практическими наблюдениями. | |
5. Уделяет ли учитель время каждому ученику по-отдельности, спрашивает учеников выборочно или выбирает исключительно групповую форму работы? Каково Ваше общее впечатление от фонетической зарядки на данном занятии? |
Задание по методике № 2
Тема: Наблюдение за деятельностью учителя по ознакомлению детей с новым грамматическим явлением и тренировки в его употреблении
КРИТЕРИИ МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФРАГМЕНТА УРОКА | Методический анализ |
Ознакомление с грамматическим явлением: -формой, -значением, -употреблением | |
Тренировка учащихся в употреблении грамматического явления: - упражнения, соединяющие репродукцию и подстановку известных слов в речевой образец, - упражнения на трансформацию речевого образца, - упражнения на комбинирование двух речевых образцов (нового и ранее изученного) | |
Выведение грамматической конструкции в речь -условно-речевые упражнения -речевые упражнения | |
Подведение итогов работы учащихся и оценка их деятельности |
Задание по методике № 3
Тема: Наблюдение за деятельностью учителя по обучению детей чтению
КРИТЕРИИ МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФРАГМЕНТА УРОКА | Методический анализ |
Опишите подготовительный этап работы: · была ли сформулирована коммуникативная задача и каким образом? · Было ли введение в ситуацию иноязычного общения? Если да, то отметьте её плюсы и минусы. | |
Какие навыки чтения формируются на уроке? | |
Какой(ие) типы чтения практикует учитель на уроке? | |
Какие этапы работы над текстом представлены на уроке и как? | |
Какие тексты использует учитель на уроке? | |
Какой метод обучения технике чтения выбирает учитель? Удачен ли этот выбор на ваш взгляд? | |
Подведение итогов работы учащихся и оценка их деятельности |
АКТИВНЫЙ БЛОК
Задание по методике № 4
Тема: Проведение фрагмента занятия, направленного на ознакомление детей с новой лексикой, а также на её тренировку.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИКОЙ | СЦЕНАРИЙ ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ |
1. Начальный этап работы над лексикой · Постановка коммуникативной задачи · Введение в игровую ситуацию иноязычного общения | ||
2. Этап ознакомления с лексикой Знакомство со звуковой и графической формой слова, его значением и употреблением. · Способ семантизации | ||
3. Этап тренировки учащихся в употреблении новой лексики а) Фонетическая зарядка б) Задания на узнавание новой лексики на слух в) Задания на употребление слова в составе словосочетания г) Задания на употребление слова в речевом образце | ||
4. Заключительный этап работы над лексикой · Подведение итогов занятия · Оценка деятельности детей · Создание мотивации ожидания следующего занятия. |
Задание по методике № 5
|
|
Тема: Тренировка детей в употреблении грамматического явления.
ЭТАП РАБОТЫ НАД ГРАММАТИКОЙ | СЦЕНАРИЙ ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ |
Введение в ситуацию иноязычного общения и постановка задач фрагмента, посвященного тренировке учащихся в употреблении грамматического явления. | ||
ТРЕНИРОВКА: - упражнения на репродукцию речевого образца и подстановку известных слов в речевой образец, - упражнения на трансформацию речевого образца, - упражнения на комбинирование двух речевых образцов (нового и ранее изученного) | ||
Подведение итогов, оценка деятельности детей, создание мотивации ожидания следующего занятия. |
Задание по методике № 6
Тема: Обучение чтению и работе с письменным текстом.
ЭТАП РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ | СЦЕНАРИЙ ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ |
Введение в ситуацию иноязычного общения и постановка задач фрагмента, посвященного тренировке учащихся в употреблении грамматического явления. | ||
Дотекстовый этап | ||
Текстовый этап | ||
Послетекстовый этап | ||
Подведение итогов, оценка деятельности детей, создание мотивации ожидания следующего занятия. |
N.B! По желанию можно включить элемент работы над техникой чтения.
Задание по методике № 7
Тема: Обучение говорению – развитие умений диалогической и монологической речи.
Студентам предлагается разработать один из предложенных макетов сценария – направленный на развитие умений диалогической или монологической речи
|
|
Обучение детей диалогической речи на ИЯ.
(для учеников 3\4 классов)
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ | СЦЕНАРИЙ ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ |
1) Начало занятия: - введение в атмосферу иноязычного общения; - формулирование задачи, в которой есть мотив и цель | ||
2) Основная часть занятия. Формирование у детей умений диалогической речи: - реагирование на речевой стимул (задания) - стимулирование собеседника на высказывание (задания) - развертывание реплики- ответа для придания высказываниям характера беседы (задания) Выбор пути обучения продуктивному виду речевой деятельности: «сверху-вниз»на основе диалога-образца или «снизу-вверх»на основе элементарного диалогического единства | ||
3) Завершение занятия. Подведение итогов, оценка деятельности учащихся. |