Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: проблематика и поэтика. Жанровое своеобразие романа

Жанр "Доктора Живаго" - лирический эпос. Лирическое в романе сконцентрировано в последней части романа - книге стихов Юрия Живаго. Альтернативой соцреализму оказался новый реализм. Новая проблематика выдвинула во главу реалистической жанровой системы роман, жанровое содержание которого наиболее адекватно исследованию отношений личности и истории.
"Доктор Живаго" - утверждение права личности на суверенитет вне зависимости от того, кто или что на него покушается: другой ли человек, государство, революция, история. Этот роман - антитеза горьковскому эпосу, высказанная русским писателем, не принявшим не только революцию, но и насилия истории над человеческой личностью. Пафос общественного неслужения заявлен в романе Пастернака. Он утверждает право человека остаться самим собой, отвергнув выбор между красными и белыми, ибо абсолютной правды нет ни на той, ни на другой стороне. Он утверждает право быть всего лишь частным человеком.
Неслучайно эпические картины революции и гражданской войны, хотя и выразительны, но составляют периферию романа. Лишь второстепенные персонажи переданы во всей их объёмности, пластичности, а главные - напротив, одинаково говорят, не столько переживают, сколько рассуждают. Вместо сдержанно-благородного сюжета, стройной композиции, красоты языка, единства стиля исследователи заметили примитивные ходы лубочного романа (любовь, ревность, разлуки, самоубийства, злодеи, добрый гений, множество нарушений цельности, случайных совпадений, чересполосицу изысканно литературного, просторечного и фольклорного стилей, синтез быта и символики). Для реалистов роман был далёк от действительности с её причинно-следственными связями. Для поклонников авангардного искусства наоборот - недостаточно условен, слишком заземлён подробностями. Объяснение необычного замысла романа выражено в следующих словах: в "Докторе Живаго" "всё вертится вокруг смысла личности".
Для Пастернака человек ценен как индивид, личность. Эта мысль вложена в уста Симы Тунцевой, сравнивающей Ветхий завет с Новым. Ветхий говорит о народах, племенах. В Новом завете описан обыкновенный человек, и чудом является сама его жизнь. Бог вочеловечился и своим примером, своей жертвой облагораживает людей, обожествляет человека. "В Новой истории, - развивает эту идею Гордон, - "нет народов, есть личности". "Всякая стадность прибежище неодарённости…", - утверждает Веденяпин.
Сказанное объясняет сложности, которые ввели в недоумение многих читателей и критиков романа. Объективная история присутствует в книге исключительно для того, чтобы выяснить, как она способствует или мешает развитию личности. Ведущая тема - духовная жизнь индивида. Первоначальным толчком для развития мысли служат действительность, случайные встречи, люди, природа. Поэтому они даны стереоскопически, с большими подробностями. Центральный стержень романа - мысль, выраженная в монологах, дневниках, письмах, заметках главного героя, его разговорах с другими персонажами.
Все явления и процессы сосуществуют и протекают в романе одновременно, по принципу симфонии. Основная тема - личность в русской истории ХХ в. - дополняется одной или несколькими побочными темами, то перекликающимися, то противоречащими друг другу, осложняется различными вариациями. Так начальная тема обогащается всем богатством прозвучавших.
История ХХ в., втягивающая человека в свой оборот, мыслится Пастернаком как начало разрушительное. Неслучайно доктор Живаго обнаруживает и у убитого красноармейца и у раненого юнкера в ладанках один и тот же 90-й псалом для спасения жизни. Люди одной веры убивают друг друга, воплощая принцип "человек человеку волк". "Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные". Поэтому сюжет романа составляют постоянные и безуспешные попытки героя спрятаться от страшной и жестокой эпохи, найти для себя и для своей семьи нишу, в которой можно избежать насилия истории и обрести счастье обыденной жизни.
Жизненная позиция Живаго противопоставлена в романе мироощущению другого героя - Антипова-Стрельникова. Они включены в один любовный треугольник, оба безумно и безоглядно любят Лару. Любовь к ней становится для Юрия Андреевича великим счастьем, дарованным судьбой. Именно близость с ней открывает ему высшую красоту простого счастья, способного противостоять любым историческим катастрофам. "Никогда, никогда, даже в минуту самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесённости их ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной". Лара - это сама жизнь. Потому осмысление её сущности переходит в гимн бытию: "О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию…" Так утверждается в романе путь победы над смертью - любовь.
В Антипове сказалась чисто русская неудовлетворённость тем, что имеет человек. Желая заслужить то, что он уже имеет - любовь жены и дочери - он отправляется на фронт и затем переплавленный, перемолотый гражданской войной, становится красным комиссаром Стрельниковым, которого люди предпочитают звать Расстрельниковым. Фанатичная преданность идее заставляла его быть беспощадным к любому, кто хотя бы в чём-нибудь расходился с ним. Сея вокруг себя смерть, несясь на бронепоезде, изрыгающем на всё, что оказывается рядом, потоки огня, пуль и снарядов, по выжженной и выстывшей России, он забывает о жене и дочери и о том тепле, которое могло бы его согреть в бескрайних заснеженных пространствах обезлюдевшей родины.
Испепелённый, выжженный дотла гражданской войной Стрельников, опустошённый смертями, сеянными им самим вокруг себя, потерявший всё, что имел некогда, не сумев сберечь главное богатство, дарованное жизнью - дочь и жену, он заканчивает жизнь пулей.
Истоки трагической судьбы Стрельникова - в том конфликте личности и истории, который, по мысли Пастернака, может иметь единственное разрешение: гибель личностного, индивидуального начала в человеке. Историческая катастрофа произошла потому и тогда, когда человек утратил веру в своё право личного, только ему присущего взгляда.
Однако многие стихотворения, соприкасаясь с мыслями и чувствами доктора, отталкиваясь от них, оказываются значительно шире, несут философский смысл. Стихотворение "На Страстной" переводит мысль в философский план борьбы жизни и смерти.
Лейтмотивом романа стало стихотворение "Зимняя ночь". Горящая свеча, впервые появившаяся в романе во время любовного объяснения Ларисы с Антиповым, воплотившаяся для Юрия в образе любимой женщины, становится в стихотворении знаком непобедимости жизни:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
События, уложенные в романе в рамки 42-х лет (с "Эпилогом"), воспринимаются как этап извечной борьбы добра и зла, вписываются в историю Христова учения, понимаемого Пастернаком как утверждение на земле гуманизма. В российской реальности эпохи Гражданской войны прозревает ум доктора борьбу Бога с дьяволом, перенесённую даже в природу.
Лара и Юрий Живаго - вот два героя, которым удаётся отстоять собственную самость перед агрессивным и разрушительным натиском истории. Герой Пастернака не принимает революции, потому что видит в ней преступное насилие над действительностью, насилие в отношении тех первооснов бытия, перед которыми преклоняется Живаго. Поэтому роман "Доктор Живаго" можно считать не только антитезой горьковской эпопее, но и новым, принципиально иным решением вопроса взаимосвязи личности и макросреды исторического времени, которая стала основополагающей для реалистического художественного сознания и соответствующей романной традиции ХХ в.




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: