Помещенные ниже данные (табл.5 и 6), взяты (в сокращенном виде) из книги "Рте МоЮг 8кШ8 т СЫЫгеп \У1Й1 оо\уп Зшёготе". Следует напомнить, что возрастной диапазон появления навыков у детей с синдромом Дауна значительно шире, чем у обычно развивающихся сверстников.
Таблица 5
От рождения до двух лет
Навыки
Оборудование
Тянется к игрушке и бьет по ней
Захватывает и тянет игрушку в рот Захват ладонью со стороны мизинца
Перекладывает игрушку из одной руки в другую Ребенку легче хватать игрушку двумя руками
Захват ладонью со стороны большого пальца Начинает использовать для захвата пальцы
Умеет помещать игрушки в определенное место
Начинает использовать координированные движения рук
Появляются изолированные движения пальцев Совершенствуется тактильная чувствительность
Появляется указательный жест
Поворачивает предметы, используя движения всей руки Начало формирования вращения запястьем
Игрушки, подвешенные на расстоянии вытянутой руки
|
|
Удобные для захвата погремушки
Игрушки с подвижными деталями, например, погремушка в виде кольца с ключами
Кубики и коробка, большая доска с колышками
Палочка и кольца с большими отверстиями Пирамидка без учета размера колец
Развивающие центры, простые разборные игрушки
Ленты и веревочки, книги с картонными или деревянными страницами, коробки с отверстиями для
опускания предметов
Почтовые ящики с отверстиями разной формы, самые простые пазлы
55
Таблица 6
От двух до четырех лет
Навыки
Аккуратно помещает и достает предметы
Использует указательный и большой пальцы для пинцетного захвата
Появляется вращение запястьем
Используя ладонный захват, держит мелок, рабочий конец которого направлен к мизинцу Чиркает мелком по бумаге
Используя ладонный захват, держит мелок рабочим концом к большому пальцу Раскрашивает, рисует линии и округлые формы
Начинает чаще использовать одну руку в качестве ведущей
Появляются изолированные движения пальцев при манипуляции объектами
Рисуя, может держать карандаш или мелок щепотью
Оборудование
Пирамидки, доска с колышками Мелкие предметы, пазлы
Можно предлагать малышу подставлять ладони под струю воды, ловить мячик, подставляя ладони
Мелки, толстые карандаши
Мелки, пастель, фломастеры
Занятия, требующие билатеральной координации К примеру, отрывать кусочки бумаги, пластилина, игры с простыми сборными игрушками
Игры, в процессе которых надо отрывать маленькие кусочки ваты, пластилина Перелистывание страниц, пальчиковые куклы, ножницы
Мелки, карандаши, ручки
|
|
Сильной стороной, активно используемой в обучении навыкам мелкой моторики, является хорошая способность детей с синдромом Дауна к имитации простых движений.
Организация работы с учетом принципов адаптивного подхода позволяет компенсировать своеобразие и отставание в формировании навыков моторики. Коротко изложим суть адаптивного подхода к формированию навыков у детей и взрослых с особыми нуждами.
Для того чтобы выполнять действия, связанные с самообслуживанием и/или другими видами деятельности, человеку не обязательно обладать совершенной ловкостью. Создание необходимых условий, при которых станет возможным выполнение тех или иных движений, обучение выполнению этих движений при
56
актуальном уровне развития навыков позволяет включить ребенка или взрослого с особыми нуждами в определенные виды деятельности. Все это помогает предупредить появление вторичных нарушений в интеллектуальной и социальной сферах. Кроме того, благодаря постоянной тренировке навыки будут совершенствоваться, что поможет перейти на более высокий уровень их выполнения. Приведем простой пример.
Задание: Ребенок должен, сидя на стульчике, снять носочки.
Существующие трудности: Приподнимая ногу, малыш теряет равновесие. Кроме того, у него нет захвата щепотью и пинцетом.
Решение проблемы на основе адаптивного подхода: использование подходящего стульчика (кресла со спинкой, низкой скамеечки с наклонным кпереди сиденьем), обучение ребенка данному навыку с использованием ладонно-пальцевого захвата.
Адаптивный подход предусматривает также параллельное обучение ребенка навыку, представляющему для него сложность. В данном случае это работа над равновесием и шепотным захватом. Все это будет происходить в доступной и увлекательной форме и, по мере усвоения, вводиться в деятельность ребенка.
Организация и методика работы по формированию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с синдромом Дауна
На занятиях адаптационной группы развитие мелкой моторики реализуется в игре, в различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также в ситуации совместной трапезы и подготовки к ней.
При организации работы выделяется ряд приоритетных направлений, связанных с особенностями развития детей с синдромом Дауна.
1.Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики. Если коррекционная работа начата в раннем возрасте, к моменту включения в групповую работу дети, как правило, демонстрируют достаточно высокий уровень готовности к развитию сложных навыков. Вместе с тем, большая часть детей нуждается в продолжении работы по развитию чувства равновесия, координации «рука — глаз», согласованных движений рук, имитации.
57
2.Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья. Данные умения формируются параллельно с усложнением захвата, о чем будет рассказано ниже.
З.Формирование захвата, то есть умения дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, бросать, класть в определенное место.