Как организовать работу по восприятию слуховой информации?

• Для компенсации нарушений восприятия и запоминания
слуховой информации используйте зрительные и тактиль­
ные подсказки. Они помогают поддерживать внимание
ребенка. Объединяйте слуховую информацию со зритель­
ными и двигательными обучающими средствами.

• Инструкции, воспринимаемые только на слух, разбейте
на короткие указания. Повторяйте их медленно, четко и
настолько часто, насколько требуется для правильного
выполнения.

• Дети лучше выполнят задание, если у них будет достаточ­
но времени на обдумывание.

• Правильно выполнять действия обычно помогает словес­
ное обдумывание, которое заменяет у детей внутреннее
обдумывание. Если ребенок еще не начал говорить, внеш­
нее обдумывание будет выражаться движениями, попыт­
ками действовать. Ваши комментарии придадут движени-

78


ям ребенка словесную форму, помогая ему организовать
'       свою деятельность. Кроме того, они постепенно приучат

детей к использованию словесного обдумывания для ре­шения задач.

• Важно научить ребенка просить о повторении словесной
инструкции в том случае, если он ее не понял. Проявляй­
те инициативу: если ребенок начал неправильно выпол­
нять просьбу, остановите его, сказав: «Ты не понял? Я

>      повторю. Слушай!»


















Как помочь детям концентрировать внимание?

• Чтобы помочь ребенку сосредоточиться на более продол­
жительное время, сведите к минимуму посторонние зри-

•      тельные и слуховые раздражители.

• Сажайте ребенка ближе к педагогу, это поможет ему скон­
центрировать внимание на говорящем.

•       Для самостоятельной работы можно рассадить детей ма-
1      ленькими группами так, чтобы свести к минимуму от­
влекающие факторы.

•      Работая с маленькими детьми, используйте для органи-
I      зации их поведения такие команды, как: «Стоп!», «Смот­
ри!», «Слушай!». Позже у них появятся навыки самоконт­
роля.

• Вместо карандаша и бумаги чаще используйте другие,
более привлекательные развивающие материалы.

• Организуйте занятие так, чтобы воздействовать сразу на
несколько органов чувств. Это положительно влияет на
интерес и мотивацию детей.

• Разбивайте указания на шаги, что поможет детям скон­
центрировать на них внимание.

• Старайтесь обеспечить физическую адаптацию (столик с
наклоном, подставка для ног, удобное сидение со спин­
кой), чтобы компенсировать плохую осанку, низкий то­
нус и другие факторы, которые мешают ребенку сидеть
спокойно и комфортно в течение относительно длитель­
ного времени.



















Взаимная зависимость процесса обучения и мотивации

I                   • Организуйте выполнение заданий так, чтобы ребенок в

Организуйте выполнение заданий так, что? большинстве случаев добивался успеха. Положительный

79


опыт, приобретенный в процессе обучения, обеспечивает мотивацию, которая, в свою очередь, развивает упорство и настойчивость.

• Если материал хорошо усвоен ребенком, измените ситуа­
цию так, чтобы он мог закрепить знания, используя ме­
тод проб и ошибок.

• Включайте в работу задания, которые дети могут выпол­
нить самостоятельно.

• Адаптируйте задачи и пособия в соответствии с уровнем
развития детей.

• Используйте одобрение и поощрение как награду за каж­
дый шаг выполнения задачи.

• Используйте вещественные подтверждения хорошей ра­
боты ребенка (лакомство, игрушка, просмотр любимой
передачи, чтение книги и т.д.). Для ребенка, мыслящего
конкретно, это значит намного больше, чем общая сло­
весная похвала.

• Словесная похвала должна содержать в себе конкретную
информацию, а не общие слова, например: «Ты правиль­
но собрал пирамидку», а не «Очень хорошо!»

• Приучайте детей не бояться делать ошибки. Хвалите их за
то, что, сделав ошибку, они продолжают попытки вы­
полнить задание.















Развитие навыков самообслуживания

Этапы формирования навыков самообслуживания в норме

Жизнь ребенка социально организована с самого рождения и включает в себя череду бытовых действий, повторяющихся каж­дый день: сон, умывание, еда, пользование туалетом, одевание и раздевание. Сензитивный период формирования культурно-ги­гиенических навыков приходится на раннее детство. Навык - это частично автоматизированное действие, сформированное в ре­зультате многократных повторений. При хорошем навыке все дей­ствия, которые мы совершаем, не осознаются, они производятся как бы сами собой. Навык, ставший потребностью, называется привычкой. Задача родителей и педагогов - эту привычку воспи­тать.

В основе самообслуживания лежат культурно-гигиенические навыки

80


К их числу относится все, что связано с повседневной жиз­нью: с приемом пищи, умыванием, мытьем, туалетом, одева­нием и раздеванием, подготовкой и уборкой постели, гигие­ной жилья.

Для того, чтобы есть, ребенок должен научиться пользовать­ся ложкой и вилкой, чтобы умываться - мылом и полотенцем, чтобы пить - чашкой, чтобы причесываться — расческой, то есть ему необходимо развивать предметную деятельность. Становление предметной деятельности совпадает с формированием культурно-гигиенических навыков (табл. 8), когда малышей начинают учить пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой, мылом, полотенцем и другими предметами.

Таблица 8



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: