Социальные сети и средства массовой информации

 

В теоретической части раскрывается понятие термина «социальная сеть», дается описание социальных сетей как источника информации, распространителя разнообразного контента, инструмента для построения диалога с аудиторией, способа самовыражения личности в современном иформационном пространстве.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: социальные сети, источник информации, социальные медиа, контент, интерактивность.

 

Термин «социальная сеть» был введен в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Д. Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», которая вошла в сборник «Человеческие отношения». Джеймс Барнс развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные люди представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. На этом подходе основана социометрия — психологический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. К 70-м годам окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей[149], а сам термин «социальная сеть» прочно обосновался в интернете.

В прямом значении этого слова социальная сеть — это сообщество людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для общения между собой.

Социальная сеть в интернете — это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или сообществе. Теоретически в качестве социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме. Социальная сеть также образуется читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов. Многие профессиональные сообщества в интернете превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы.

Исследование характерных аспектов интеграции средств массовой информации в социальные сети показывает, что они в настоящее время стали неотъемлемой частью повседневной жизни, и получение и распространение информации для средств массовой информации происходит в том числе и через социальные сети. Это связано не только с личным общением, но и с профессиональным. Поддержание деловых контактов, оперативное информирование коллег, а также последние новости фирмы — все это доступно каждому пользователю социальных сетей. Но если для большинства работников из разных сфер деятельности иметь собственный аккаунт в любой из социальных сетей остается делом добровольным, то для журналистов — это не желание, а скорее необходимая часть профессиональной деятельности. Как утверждают многие представители СМИ, не иметь доступа к социальным сетям и не использовать их в своей работе — значит «выпасть» из производства информационного контента.

Современная социальная сеть обычно предлагает следующий набор стандартных сервисов: создание своего аккаунта и хранение контактных данных, онлайновая адресная книга, онлайновый органайзер, который доступен с любого компьютера, хранилище мультимедийных данных пользователя, возможность ограничивать общение с нежелательными персонами, демонстрировать свои «новости» одним людям и скрывать от других, определять и фиксировать геопозицию, а также оценивать информацию других пользователей по средствам баллов и лайков.

Что же касается оперативного информирования, то здесь стоит отметить, что все социальные сети предполагают обмен различной информацией. Здесь все зависит от формы подачи материала: в одних случаях это могут быть фотографии («Instagram»), в других — так называемые короткие «твиты» и ссылки («Twitter»), в третьих — мультимедийные статьи, состоящие из печатного текста, видео- и аудиоматериалов, слайд-шоу, графики, инфографики, фотографий, а также короткие посты («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook»). Теперь помимо сложных конструкций и погружения в тему, материалы требуют большей наглядности. Исходя из этого, требования к тексту в социальных сетях выглядят следующим образом: визуализация текста; короткие, но информационно насыщенные сообщения; интерактивность; гипертекстовость. Если еще несколько лет назад можно было наблюдать лишь процесс постепенного освоения интернета традиционными СМИ, то сегодня ситуация изменилась кардинально.

Журналисты используют социальные сети как инструмент поиска информации: новых тем, сенсаций, актуальных событий, интересных героев для своих материалов. Основная схема, по которой работают инфотеймеры, — показать ситуацию или новость через героя либо через предмет. Согласно совместному исследованию «Cision» и Университета им. Джорджа Вашингтона, около 60% журналистов ищут такую информацию в социальных сетях[150].

Практически каждое издание, телеканал, радиостанция имеют не только свой сайт, но собственный аккаунт в социальных сетях, а чаще всего сразу в нескольких. Это позволяет СМИ иметь дополнительный канал для оперативного распространения своего контента, кроме того, социальные сети часто выступают в роли информагентства, благодаря всему этому журналисты получают информацию. Так, например, публикации политиков и звезд шоу-бизнеса в «Twitter» часто становятся поводом для журналистских материалов, а затем и обсуждения в массах. Многие видеоролики с хостинга «Youtube» также довольно часто становятся информационными поводами и используются в телепередачах различных каналов. Благодаря такой тесной взаимосвязи социальные сети являются важной составляющей средств массовой информации и образуют так называемые социальные медиа.

Социальные медиа (англ. social media) — это основанные на интернет-технологиях каналы и площадки для общения и обмена контентом между пользователями, такие, как форумы, блоги, социальные сети, фото- и видео-хостинги, платформы для совместного творчества.

Американский журналист К. Дойл объяснил понятие социальных медиа как различных онлайн-технологий, позволяющих людям легко общаться при помощи интернета, делиться информацией и ресурсами[151].

Главными отличительными особенностями социальных медиа являются:

– неограниченные интерактивные коммуникации;

– непосредственное участие пользователей в генерации и ретрансляции медийного контента;

– высокая степень вовлеченности в процесс;

– максимальная скорость обратной связи;

– персонализация пользователя.

Социальные медиа производят полноценный мультимедийный контент — текст, фотографии, аудио и видеофайлы, инфографику, анимацию — на любую тематику. Также социальные медиа дают возможность пользователям иметь доступ к новостям в любое время и в любом месте, это позволяет аудитории удовлетворять свои потребности в актуальной информации и моментально быть в курсе событий, а для СМИ — обеспечивают хорошую статистику просмотров материалов.

Социальные сети стали новой коммуникационной площадкой, на которой конвергенция технологий привела к существенному «перераспределению ролей» в традиционных СМИ и изменила роль аудитории. Из пассивной и безликой массы, которая терпеливо потребляет предлагаемое ей содержание, она преобразуется в довольно конкретные группы, информационные потребности и коммуникационные привычки которой могут быть определены весьма точно. Перестройка редакции из традиционной в конвергентную также привела к изменению принципов планирования и продвижения материалов; ускорению цикла производства материалов и их публикации. Кросс-продвижение, развитие технологий, внедрение новых бизнес-моделей, сервисов, услуг, форматов прямой рекламы и другие изменения — все это побуждает СМИ активно использовать социальные сети как новые источники мультимедийной информации и площадку для размещения своего контента.

Социальные сети как популярный и эффективный канал коммуникации в интернете позволяют не просто оперативно информировать читателей о последних событиях в мире, но и максимально индивидуализировать процесс распространения новостного контента, поскольку каждый подписчик аккаунта в социальных сетях получает оповещения об актуальных новостях на собственной страничке.

Важным фактором социальных сетей является интерактивность. Это позволяет журналистам быть приближенным к аудитории, вести с ней диалог и иметь обратную связь. Подписчики, в свою очередь, узнают все новости из жизни любимых СМИ, могут моментально реагировать на появившуюся информацию, принимают участие в акциях и викторинах, имеют возможность голосовать за понравившийся мультимедийный продукт или выбирать тему следующей программы (публикации). У аудитории это создает ощущение вовлеченности в деятельность СМИ, позволяет почувствовать свою значимость и дает возможность выразить свое мнение по любому поводу. Здесь важную роль играет возможность авторского комментирования события, а также вариант интерактивного общения «Предложить новость» — каждый пользователь может написать свое сообщение, объявление, пост и отправить модератору — администратору на предмет размещения в интернете. Как правило, интернет-сообщества, в которых есть такая функция, открыты к диалогу с аудиторией и часто публикуют на своих страницах новости подписчиков, соответствующие цензурным или иным требованиям данного СМИ. Таким образом, социальные сети выступают не только в качестве источника или распространителя информации, но и каналом коммуникации с возможностью позиционирования своего мнения и интересов.

Крупные промышленные компании, финансовые, экономические структуры, СМИ, политические и общественные движения и партии уже давно осознали, что для привлечения клиентов и аудитории необходимо вести диалог с аудиторией, работать над своим имиджем и репутацией, раскручивать свой бренд, делать его узнаваемым, и все это возможно осуществлять при помощи социальных сетей. Сегодня многие представители бизнеса, медийные личности, политики и общественные деятели имеют аккаунты в социальных сетях, с помощью которых у них есть возможность положительно позиционировать себя, свою деятельность, идеи и взгляды перед огромной интернет-аудиторией. В период предвыборной кампании социальные сети также становятся каналом коммуникации с электоратом, обеспечивая кандидатам возможность быть приближенным к своим избирателям. Социальные сети по своим функциональным характеристикам способствуют формированию имиджа и средств массовой информации. И от того, как будет подана информация о медиакомпании или журналистах в сообществе социальных сетей, напрямую зависит востребованность издания, телеканала, радиостанции. В настоящее время во многих СМИ за продвижение в социальных сетях отвечает специалист, в обязанности которого входит поддерживание взаимоотношений с целевой аудиторией посредством голосования, опроса, викторин, розыгрыша призов, различных акций и PR-проектов. Социальные сети при максимально низких затратах на рекламу позволяют собрать на мероприятия, организованные СМИ (пресс-конференции, презентации, флеш-мобы), достаточно большое количество активных людей. Для этого достаточно опубликовать новость в группе, максимально интересно представить информацию, добавить медиа-файл, замотивировать подписчиков приятными мелочами-призами и сюрпризами. Здесь важную роль играет возможность делать репосты, когда каждый из подписчиков может разместить у себя на личной странице данную новость, вызвать интерес у аудитории к средствам массовой информации, настроить на активное взаимодействие.

Вместе с тем интернет является весьма сложным сегментом рекламного рынка, и площадками для размещения коммерческих объявлений являются сайты, зачастую очень далекие от понятия «информационный сервер».

Сформировав сообщество в социальных сетях, средства массовой информации фактически получают конкретную базу реальной и потенциальной аудитории с ее интересами, предпочтениями, желаниями, которые можно быстро выявить, благодаря безграничным возможностям интернета. К примеру, челябинский телеканал ОТВ, распространяя информацию и продвигая свой контент в социальных сетях, постоянно ведет диалог с
аудиторией, проводит интерактивы, регулярно обновляет фото и видеозаписи, дает информацию о своих администраторах. Такое регулярное взаимодействие с аудиторией позволяет средствам массовой информации завоевывать ее доверие, оказывать на нее влияние, формировать ее мнение и даже манипулировать сознанием людей.

Огромный поток информации, который подается в социальные сети, где обновления происходят практически каждую минуту, фактически не дает возможности пользователям социальных сетей контролировать и проверять точность всех сообщений. Бесчисленное количество фейковых страниц также вводят аудиторию в заблуждение и мешают ей самостоятельно принимать решение: доверять или не доверять информации. На многих страницах преобладает реклама, а подписчики являются частью плана по распространению или продвижению какого-либо продукта, услуги. Они включаются в базу данных, которая используется в дальнейшем. Именно поэтому людям часто приходят спам-сообщения (массовая рассылка рекламы или каких-либо других сообщений без согласия адресата), многих пользователей интернета интересует, почему они, не заказывая товар, получают подписки от продавцов.

Преимущество распространения информации СМИ через социальные сети заключается в оперативности и доступности в любое время и в любом месте. Но что касается повсеместной доступности, то здесь нужно учитывать важную деталь: зона покрытия интернета распространена далеко не везде, поэтому пользоваться социальными сетями по дороге на работу, в супермаркете, кафе или парикмахерской могут только жители мегаполисов, которым доступны сигналы wi-fi либо 3G и 4G. В связи с этим большая часть населения, проживающая в отдаленных районах и не имеющая точки доступа к интернету, просто выпадает из информационного потока. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в октябре 2014 года, интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в сеть 46% или 53,6 млн взрослых россиян[152]. Поэтому в качестве еще одной важной проблемы мы выделяем ограниченную зону распространения интернета в российских регионах.

Анализ социальных сетей как коммуникационной площадки показывает, что в современном обществе социальные сети являются одним из самых эффективных способов самовыражения. В период активного развития интернета и освоения традиционными средствами массовой информации социальных сетей это ярко проявилось в процессе формирования такого популярного направления, как блогосфера.

Записи в блоге (онлайн-журнал, систематически обновляемый интернет-дневник), как правило, содержат в себе короткий текст, фотографии, графические элементы и другие мультимедиа, сгруппированные в обратной хронологической последовательности. Блоги предназначены для публичного общения, читатели блога вступают в полемику с автором посредством комментариев к записи или в своем личном блоге. Часто дискуссии в интернете ведут компетентные журналисты, которые используют личный блог в качестве платформы для самопрезентации, выражения своих творческих идей и продвижения собственных материалов. Такие блоги, как правило, имеют большое количество активных читателей и подписчиков.

Важно, что автор сам определяет основные направления своего блога, разрабатывает концепцию и занимается его наполнением. Блогеры зачастую преследуют разные цели: одни используют это как рекламную площадку для продвижения собственных проектов и идей, другие отстаивают свои политические взгляды, а третьи заинтересованы в наработке социальных связей. В любом случае блогосфера позволяет поднять любую интересующую тему, обсудить и прокомментировать новости, у автора есть возможность самому создать информационный повод или опубликовать свой материал. Ведение блога позволяет осуществить коммуникацию, в которой автор сообщений, комментатор и просто читатель выступают субъектом действия, и каждый может примерить наиболее подходящую для себя роль. Благодаря этому у человека появляется ощущение сопричастности и понимание, что его мнение услышано. Блогосфера так же, как и другие социальные сети, позволяет развиваться и таким дискуссионным формам языковой коммуникации, как сетевой сленг и интернет-мем, которые дают возможность автору и читателю блога экономить время, но в то же время обедняют и упрощают литературный язык, порождают безграмотные посты и сообщения. Тем не менее, для многих состоявшихся (популярных) блогеров это уже профессиональная журналистская деятельность, получившая определение «гражданская журналистика».

Изучением данного вопроса занимались многие российские исследователи. Например, К.А. Карякина считает, что социальные медиа предложили своей аудитории принципиально новые механизмы взаимодействия и интерактивного участия, что и определило новый этап в развитии гражданской журналистики[153].

И каждый пользователь должен отдавать себе отчет в том, что, знакомясь в интернете с субъективной точкой зрения, выраженной в свободной форме, он не вправе рассчитывать на объективность. В данном случае субъективное отношение к действительности является определяющим.

Таким образом, социальные сети, являясь важным источником информации и распространителем разнообразного контента, инструментом для построения диалога с аудиторией и способом самовыражения личности в современном иформационном пространстве, сформировались как новая коммуникационная площадка для развития средств массовой информации на современном этапе. В этом случае не стали исключением и университетские СМИ, чей контент создают, как правило, студенты факультетов журналистики. К примеру, молодежный мультимедийный интернет-портал «Newsroom Digital» (ND) Южно-Уральского государственного университета объединяет медиаконтент студенческой телекомпании «ЮУРГУ-ТВ», учебной студии «Радио ЮУрГУ», газеты «Технополис», университетских сайтов и предоставляет возможность пользователям оперативно получать доступ к видео студенческого телеканала, онлайн слушать эфир студенческого радио и читать газетные публикации, а также, благодаря расположенным на интернет-портале гиперссылкам в виде логотипов, позволяет перейти на официальный сайт университета, факультета журналистики, научной библиотеки, международного фестиваля студенческих и школьных средств массовой информации, федерального медийного портала «Вся Россия» и другие сайты. Все они, как правило, имеют свои аккаунты в социальных сетях интернета, таким образом, студенческие материалы, опубликованные на этих сайтах, уходят в социальные сети и находят там своих читателей, слушателей, зрителей.

Современная учебная цифровая интернет-площадка, каковой является «Newsroom Digital», позволяет студентам изначально ориентироваться на специфику социальных сетей — по-новому создавать и распространять информацию в различных видовых жанрах, будь то видеосюжет, фоторепортаж, радиосообщение или статья для газеты, то есть фактически во всех существующих мультимедийных форматах и таким образом профессионально работать в любых социальных сетях интернета.

 


Контрольные вопросы

1. Рассмотрите, что включает в себя понятие «социальные сети».

4. Назовите ведущие социальные сети интернета.

5. Охарактеризуйте основные аспекты интеграции СМИ в социальные сети.

6. Объясните, как построить диалог с аудиторией в социальных
сетях.

7. Определите, используются ли социальные сети в интересах самовыражения личности.

 


План семинарского занятия

«Социальные сети — новая коммуникационная площадка для развития СМИ»

1. Общая характеристикапонятия «социальные сети».

2. Социальные сети как источник информации и распространитель разнообразного медиаконтента.

3. Социальные сети — инструмент для построения диалога с аудиторией.

4. Способы самовыражения личности в социальных сетях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: