Конспекты занятий в старшей группе детского сада

Занятие 1


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Программное содержание. Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми, подбор прилагательных к существительному.

Материал к занятию. Мяч, два медведя — большой и маленький, колобок.




Ход занятия

Воспитатель берет мяч, показывает его детям: «Что у меня в руках, ребята?»
Дети. Мяч.
Воспитатель. Скажи, пожалуйста, Андрюша, это слово громко, четко. Теперь ты, Витя, повтори его. А Таня пусть попробует сказать это слово тихо, но так ясно и отчетливо, чтобы все мы услышали. Очень хорошо! Видите, как по-разному можно оказать слово мяч: и громко, и тихо. А это что? (Показывает детям колобок.)
Дети. Колобок.
Воспитатель. Повтори, пожалуйста, Игорь, это слово медленно.
Игорь. Ко-ло-бок.
Воспитатель. Отлично сказал Игорь слово колобок, медленно, ясно, четко — правильно выполнил мое задание. А Марина пусть попробует сказат это слово ласково. Неплохо сказала Марина, но, может быть, кто-нибудь из вас хочет еще ласковее назвать колобок. Скажи ты, Аленушка. Очень хорошо! А кто из вас сам может назвать какое-нибудь слово?
Костя. Книга.
Воспитатель. Очень хорошее слово книга, и сказал его Костя четко, громко. Кто еще может назвать какое-нибудь слово?
Дети называют различные слова, как правило, это предметы. Каждое названное слово воспитатель повторяет, указывая, что это за слово: «Хорошее слово назвал Вова — матрешка; слово самолет отлично придумал Вася» и т. д.
Важно подвести ребят к называнию не только имен существительных, но и других частей речи — прилагательных, глаголов, наречий.
Воспитатель. Посмотри снова на мой мяч. Что можно о нем сказать? Какого он цвета, размера?
Дети. Синий и красный, большой.
Воспитатель. Видите, какие слова мы сказали о мяче; большой, синий и красный. А можно сказать про этот мяч слово маленький?
Дети. Нет, нельзя.
Воспитатель. Конечно, нельзя, потому что мяч этот большой и мы сказали уже про него слово большой. А теперь подумайте, какие слова можно сказать про колобок?
Дети. Маленький, румяный, веселый, поджаристый.
Воспитатель. Очень хорошие слова вы сказали про колобок: слово маленький, и слово румяный, и слово поджаристый, и слово веселый. Молодцы! А вспомните, как колобок в сказке себя вел, он не боялся зверей. Какие еше слова можно про него сказать?
Дети. Смелый.
Воспитатель. Правильно, смелый. Можно сказать про колобок слово озорной. Вот как много слов мы с вами оказали про колобок. А теперь взгляните сюда. Кто это?
Дети. Мишки.
Воспитатель. Да, это мишки. Одинакового они размера?
Дети. Нет. Один большой, а другой маленький.
Воспитатель. А как можно назвать маленького мишку по-другому? Ведь вы видите, что они разные, а называете их одинаковым словом мишка. Подумайте, каким другим словом можно назвать маленького мишку?
Сережа. Мишутка.
Воспитатель. Очень хорошо! Слово мишутка сразу нам показывает, что мишка наш еще совсем маленький. А еще?
Таня. Медвежонок.
Вера. Мишенька.
Воспитатель. Молодцы! Очень хорошие слова подобрали для маленького мишки.
Петя. А большого мишку можно назвать медведь.
Воспитатель. Правильно. Для большого мишки больше подходит слово медведь.































Занятие 2


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Программное содержание. Закрепление знаний детей о слове, развитие умения слышать и слушать произносимые слова, ознакомление с термином «звук».




Ход занятия

Воспитатель. Мы уже с вами знаем, что, когда мы говорим, мы произносим слова. Слова бывают разные, их очень много. В прошлый раз мы с вами на занятии называли много разных слов. Помните? Все слова, которые мы произносим, звучат. Послушайте, как я скажу слово звонок (четко произносит слово, выделяя каждый звук). Его можно сказать звонко, весело, послушайте: звонок! Давайте скажем его все вместе: звонок! Это слово делает таким звонким звук з. Давайте произнесем все вместе: з-з-з-з-з.
А вот другое слово: мишка — оно звучит иначе: м-и-ш-ка (медленно, плавно произносит). Кто хочет сказать это слово? Скажи, Валерик. Хорошо! Теперь Оля. Тоже хорошо. Давайте все вместе скажем это слово: мишка. Похоже на то, как шуршат под ногами чистъя в лесу осенью: ш-ш-ш. Давайте еще раз все скажем и послушаем, как это слово шуршит: ми-ш-шка.
В слове мишка шуршит звук ш. (Воспитатель предлагает детям по очереди отрывисто произносить звук ш, имитируя шаги по листьям.)
А теперь послушайте, как можно оказать слово жук: ж-ж-жук. Что вы слышите в этом слове? Скажи, Володя.
Володя. Слышно, как жук жужжит.
Воспитатель. Молодец, ты очень хорошо ответил! В этом слове есть звук ж. Вытяните все правую руку, подставьте ладошку. Ваша ладошка будет листочком, на него из лесу прилетит жук. Он летит издалека, и его сначала еле слышно: ж (тихо произносит воспитатель), затем все громче, громче ж, прилетел жук, сел на листочек и отдыхает, перестал жужжать. Отдохнул, расправил крылышки и снова полетел в лес. Сначала жужжал громко, а потом все тише, тише ж, и улетел. (Эту игру воспитатель повторяет с детьми два раза.)
Вот мы с вами узнали, что звуки в словах бывают разные. В слове может быть разное количество звуков. Например, в коротеньком слове ах всегда два звука. Еще есть коротенькие слова ой, мак, дым. А есть слова длинные, в них много звуков. Послушайте, я скажу вам длинное слово: медвежонок (слово произносится медленно, но не по слогам). Давайте все вместе повторим его.
А теперь вы мне называйте слова и говорите, длинное ваше слово или короткое.
Витя. Лягушка.
Воспитатель. (Медленно) лягушка... А оно длинное или короткое?
Витя. Длинное.
Воспитатель. Правильно. Слово лягушка длинное, в нем много звуков.
Галя. Мама.
Воспитатель. Какое ты славное слово вспомнила — мама. Длинное оно или короткое?
Галя. Короткое.
Воспитатель. Оно не очень короткое слово! Слова ах, дым короче, чем слово мама? Но, конечно, слово мама и не длинное. Это слово среднее по величине. Но его можно сделать подлиннее, если его немножечко изменить, добавить к нему дополнительные звуки. Послушайте: мамочка. Как ты думаешь, Галя, какое слово длиннее: мамочка или мама?
Галя. Мамочка длиннее.
Воспитатель. Молодцы, хорошо слышите. Посмотрите, эти слова можно и ладошками измерить. Я ладошки в стороны развожу: мама (разводит руки) — немного я руки развела. А теперь: мамочка — смотрите, насколько дальше я руки развела, это слово подлиннее, в нем звуков побольше.
А теперь давайте измерять ваши имена. Иди сюда, Таня. Давай свои руки, будем твое имя произносить и мерить его: длинное оно, короткое или среднее. Говори!
Таня произносит свое имя, а воспитатель помогает ей развести ладошки и вовремя остановиться.
— Хорошо ты сказала! Ну, какое у тебя имя? Длинное, короткое или среднее?
Таня. Среднее.
Воспитатель. Да, не длинное и не короткое. А как его можно сделать длиннее?
Таня. Танечка! (Воспитатель помогает ей развести ладошки и остановиться.)
Дети. Танюша! Татьяна!
Воспитатель. Очень хорошо! Теперь, Сережа, давай твое имя измерять. (Проверить нескольких детей, предоставляв им самостоятельно разводить руки и называть имя длиннее или короче).
Воспитатель. Очень хорошо мы сегодня позанимались. Узнали, что слова состоят из звуков. Как мы назовем слова, в которых звуков много?
Дети. Длинные.
Воспитатель. Да, слова, в которых много звуков,— длинные, а те слова, в которых звуков мало,— короткие.





























Занятие 3


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Программное содержание. Учить детей: находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.




Ход занятий

Воспитатель. Сегодня, ребята, я прочту вам небольшое стихотворение про жука, которое написал Самуил Яковлевич Маршак. Мы с вами уже читали некоторые стихи Маршака. Кто помнит какое-нибудь стихотворение этого писателя?
(Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает.) Мы учили с вами стихотворение «Мой веселый, звонкий мяч...», помните? А кто его написал? Да, это стихотворение написал ваш любимый писатель Самуил Яковлевич Маршак. Послушайте еще одно его стихотворение — «Жук»:
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Послушайте еще раз (повторяет). Кто заметил, как я читала это стихотворение?
Костя. Вы жужжали.
Воспитатель. Молодец, Костик. Какой же звук в этом стихотворении жужжал? Скажи, Таня!
Таня. Ж-жук.
Воспитатель. Ты мне ответила, кто жужжал. Правильно ответила, действительно жук жужжал. А я спрашиваю: какой звук при этом слышно? Послушайте еще раз стихотворение:
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Какой звук в этом стихотворении чаще всего встречается и жужжит?
Андрей. Звук ж.
Воспитатель. Правильно, молодец. Давайте вместе прочтем это стихотворение, послушаем в нем звук ж. (Читаем вместе с группой все стихотворение, интонационно выделяя звук ж.) Очень хорошо вы прочли! Тик ясно был слышен звук ж! А кто сам хочет так прочесть это стихотворение? Ты, Света? Читай. Но так, чтобы мы все хорошо услышали, как в этом стихотворении жужжит жук. Света читает самостоятельно стихотворение. Как правило, дети при самостоятельном чтении хорошо выделяют голосом звук в начале слова (жук, ждет), но не выделяют в середине слова.
Воспитатель. Светлана правильно прочла стишок. Очень хорошо был слышен звук ж в словах жук и ждет — жук, ждет. А вот в слове может я что-то не услышала звука ж. Может быть, его там и нет? Ну-ка, Светочка, скажи нам это слово так, чтобы мы услышали, есть ли там этот звук.
Света (можно вместе с воспитателем). Может. Воспитатель. Отлично! Теперь, наверное, все услышали в слове может звук ж. Услышали?
Дети. Да!
Воспитатель. Кто еще хочет прочитать стихотворение не просто, а так, чтобы послушать звук ж? (Вызывает 2—3 детей. Оценивает их чтение. Обязательно отмечать положительные стороны, а неудачи детей квалифицировать как случайные и тут же помогать исправить ошибки.)
Воспитатель. А теперь я задам вам трудный вопрос. Нужно хорошенько подумать, чтобы правильно ответить. В каких словах в этом стихотворении есть звук ж? Может быть, во всех? А может, нет? Прочитайте стихотворение тихонечко про себя, послушайте все слова и отвечайте. (Дать детям подумать несколько секунд.)
Марина. В слове жук.
Воспитатель. Нужно так ответить, Марина: в слове жук есть звук ж. Это ты хотела сказать?
Марина. Да, в слове жук есть звук ж.
Воспитатель. Давайте проверим: жук. Есть звук ж? Дети. Да!
Воспитатель. И я думаю, что есть. Умница, Марина! Еще ищите слова со звуком ж.
Таня. Ждет. Может.
Воспитатель. Что, Танечка, ждет и может? Что ты хочешь про эти слова нам сказать?
Таня. Звук ж.
Воспитатель. В этих словах есть звук ж? Да? Давай скажем их так, чтобы все услышали звук ж.
Таня. Ждет. Может.
Воспитатель. Очень хорошо! Вот Таня сразу в двух словах нашла звук ж. А еще есть в этом стихотворении слова со звуком ж? Давайте вместе искать. Слово жук мы уже сказали, потом слово упал. Есть в этом слове звук ж? Упал...
Дети. Нет!
Воспитатель. Правильно, нет. А в слове встать? Скажи, Алеша, нам это слово четко, громко, а мы все поищем в нем звук ж.
Алеша. Встать. Нет ж.
Воспитатель. Да, в слове встать тоже нет звука ж. А в слове поможет есть звук ж?
Дети. Да, есть!
Воспитатель. Сейчас я вам прочту еще раз весь стишок, а вы внимательно слушайте и, как услышите слово со звуком ж, так загибайте пальчик. Сколько пальчиков загнем, столько в этом стихотворении слов со звуком ж.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Сколько, Валерик, по-твоему, здесь слов со звуком ж?
Валерик. Четыре слова.
Воспитатель. А у тебя, Алена? А у Алеши? (Так спросить 5—7 человек.) У всех получилось четыре слова? И у меня тоже. Значит, мы с вами нашли в этом стихотворении все слова со звуком ж. Кто их хочет повторить? Ох, как много желающих! Скажи одно слово ты, Саша, Алеша — другое, Сережа — третье, а Леночка — четвертое.
Молодцы! (В случае затруднений тут же приходить на помощь, читая стихотворение и выделяя в нем звук ж.)
Воспитатель. Что же мы сегодня научились делать на занятии? Мы выучили новое стихотворение Самуила Яковлевича Маршака про жука. Мы научились читать это стихотворение так, чтобы хорошо услышать в нем звук ж, и нашли слова, в которых есть этот звук.











































Занятие 4


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Программное содержание. Учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.

Материал к занятию. Кукла, Чиполлино, Буратино, Петрушка, заяц, паровозик. На столах у детей рисунком вниз предметные картинки: у каждого одна картинка. На некоторых нарисованы предметы, в названии которых есть звук п — пила, репка, паровоз, пароход и т. п., в названии других — нет звука п, но есть звук б — барабан, ботинки, кубик. Не должно быть картинок, где в названии предмета звук б стоит на конце и звучит глухо, как п, например: краб, лоб.




Ход занятий

Воспитатель. На прошлом занятии мы с вами выучили стихотворение про жука. Помните, кто написал это стихотворение? Скажи, Володя! Правильно, Маршак. Самуил Яковлевич Маршак. Мы учили это стихотворение, а потом искали в нем какой-то звук. Какой, Алеша? Да, звук ж. Сегодня я прочту вам еще одно маленькое стихотворение Самуила Яковлевича Маршака, стихотворение про паровоз. Послушайте:
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
Хорошее стихотворение? О чем в нем говорится?
Вася. О паровозе.
Воспитатель. Что же нам рассказал Самуил Яковлевич Маршак о паровозе?
Саша. Что он пар пускает.
Воспитатель. Да, паровоз пускает пар, а почему? Самуил Яковлевич Маршак нам объясняет: потому что кочегар топит в нем топку, т. е. такую большую печку, которая находится на паровозе. Я вам прочту это стихотворение еще, а вы попытайтесь его запомнить:
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
Воспитатель прочитывает стихотворение еще раз, а затем вызывает 2-3 детей повторить его. Хором повторять стихотворение не нужно.
Воспитатель. В стихотворении Маршака про жука мы с вами искали звук ж. А в этом стихотворении мы поищем другой звук. Слушайте очень внимательно, как я прочту вам сейчас стихотворение, угадайте, какой звук надо в нем найти:
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
(Понятно, что звук п потянуть, как звук ж, невозможно. Здесь требуется особое подчеркнутое произнесение звука п, но не отделяя его от всего слова, т. е. не надо читать так: п-аровоз п-ускает п-ар. Слово должно произноситься обязательно слитно. Воспитатель перед проведением этого занятия должен специально поупражняться в правильном произношении стихотворения с подчеркиванием звука п.)
Воспитатель. Вот я вижу, что некоторые дети уже догадались, какой звук часто в этом стихотворении встречается. Я прочту еще раз, чтобы все услышали:
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
Поднимайте, поднимайте руки все, кто услышал звук, который мы здесь ищем. Я его хорошо произношу:
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
Скажи, Марина, какой звук ты часто слышишь в этом стихотворении?
Марина. Звук п.
Воспитатель. А ты, Алена?
Алена. Тоже п.
Воспитатель спрашивает еще нескольких детей, убедившись, что все правильно определили нужный звук, говорит: «Молодцы! А в этом стихотворении звук п было труднее найти, чем звук ж в стихотворении про жука. Но вы правильно нашли, никто не ошибся. Очень вы меня порадовали. А кто хочет прочитать это стихотворение так, чтобы мы услышали в нем звук п?»
Вызывает нескольких детей, которые с помощью воспитателя или самостоятельно читают стихотворение, выделяя звук п. Особая помощь воспитателя нужна при произнесении слов топку и топит.
Воспитатель. В каких словах в этом стихотворении есть звук п?
Витя. В слове паровоз.
Воспитатель. Да, в слове паровоз есть звук п. Еще? Только постарайтесь отвечать так, как я вас учила: в слове паровоз ест звук п. Еще в каком слове есть звук п?
Таня. В слове пар есть звук п, и еще в слове пускает есть звук п.
Воспитатель. Какая умница Танюша! Целых два слова нашла со звуком п. А еще в каких-нибудь словах есть здесь звук п? Послушайте (воспитатель читает стихотворение только в том случае, если дети затрудняются в ответе):
Топку топит кочегар.
Ну вот, я вижу — Андрюша услышал, и Саша, и Светочка, и Оля. Ну, скажи, Оля, где ты еще услышала звук п?
Оля. В топке.
Воспитатель. В слове топка ты услышала звук П. Правильно.
А ты, Игорь, в каком слове нашел этот звук?
Игорь. В слове топит.
Воспитатель. Молодец! Скажем с тобой это слово так, чтобы все услышали в нем звук п. Топит.
А теперь давайте вот что сделаем: первый ряд детей скажет хором слово топка, чтобы я услышала в нем звук п, а потом второй ряд детей скажет так же слово топит. А я послушаю, какой ряд лучше сказал слово со звуком п. Пожалуйста, первый ряд хором: топка. Очень хорошо!
А теперь второй ряд хором: топит. Молодцы! Оба ряда сказали очень хорошо. А самое лучшее было то, что все дети говорили громко, четко, поэтому и получилось так хорошо!
Теперь посмотрите на мой стол. Видите, на нем лежат игрушки: кукла, зайчик, паровоз, Петрушка, Буратино и Чиполлино. Я буду вызывать вас к себе, и вы будете брать у меня со стола игрушки. Но брать можно только такую игрушку, в которой есть звук п. И назвать ее нужно так, чтобы мы этот звук услышали. Иди ко мне, Саша. Возьми себе игрушку. (Саша берет паровоз.) Саша, скажи, это слово так, чтобы мы услышали в нем звук п.
Саша. Паровоз.
Воспитатель. Хорошо! Правильно выбрал игрушку и очень хорошо произнес ее название. Теперь пойдет Таня. Посмотрим, что она возьмет. (Таня взяла куклу.) Таня, скажи это слово так, чтобы мы в нем услышали звук п.
Таня. Кукла.
Воспитатель. Кук-ла, к-у-к-ла. Есть в этом слове звук п, Таня?
Таня. Нет.
Воспитатель. Да, в слове кукла нет звука п. А Танюша куклу взяла, наверное, потому, что она уж очень ей понравилась, да? Но ведь кукле можно дать имя, в котором есть звук п. Назвать ее, например, Поля. В слове Поля, Танечка, есть звук п?
Таня. Да, есть.
Воспитатель. Давайте, ребята, разрешим Тане взять куклу, но только теперь будем ее звать не кукла, а как, Таня?
Таня. Поля.
Воспитатель. Хорошо! Теперь подойдет ко мне Костя. Кого ты хочешь взять, Костя?
Костя. Петрушку.
Воспитатель. Скажи нам это слово так, чтобы мы в нем услышали звук п.
Костя. Петрушка.
Воспитатель. Очень хорошо! Следующую игрушку возьмет Светлана. Почему ты не берешь ничего, Света?
Светлана. Больше нет с п.
Воспитатель. Разве? Давай проверим. Заяц — есть в этом слове звук п?
Дети. Нет!
Воспитатель. Правильно, нет. Буратино - есть в этом слове звук п? Буратино.
Дети. Нет!
Воспитатель. Чиполлино — есть здесь звук п?
Дети. Да, есть.
Воспитатель. Света, а ты как думаешь? Есть в слове Чиполлино звук п? Давай вместе скажем это слово: Чиполлино.
Светлана. Есть!
Воспитатель. Конечно, есть. Вот мы с вами и разобрали у меня со стола все игрушки, в названии которых есть звук п. Молодцы. Теперь садитесь и посмотрите на карточки. У каждого из вас своя картинка. Произнесите тихонько, что нарисовано на картинке, и поднимите руку те, у кого в слове есть звук п. (Дети поднимают руки, воспитатель смотрит у каждого картинку, произносит слово, хвалит детей за правильные ответы.) А ты, Дима, поднял руку? У тебя что нарисовано? Барабан. Разве в этом слове есть звук п? Давай его вместе скажем: барабан. Нет здесь звука п! Если бы он был, то слово бы мы сказали так: «парапан» (все смеются), а такого слова нет. Ну, это не беда, что ты ошибся, в следующий раз ты обязательно скажешь правильно.
Быстро проверив знания всех детей, воспитатель говорит в заключение: «Мы выучили стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Паровоз». Нашли в нем слова со звуком п. А потом мы искали звук п в других словах — в игрушках, в картинках. Все занимались хорошо, старались. Молодцы!»



































































Занятие 5


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Программное содержание. Учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове (первый, в середине, последний).

Материал к занятию. Перед каждым ребенком лежит на столе предметная картинка, изображающая предмет, в названии которого есть звук з (заяц, зонтик, береза, замок, зубы, магазин и т. д.). У воспитателя — резиновая кукла (дети ее раньше не видели).




Ход занятия

Воспитатель. Смотрите, ребята, кто пришел к нам сегодня на занятие. Это кукла. Ее зовут Зина. Вы видите, она не такая, как все другие наши куклы, она сделана из резины. Вы, наверное, знаете и другие резиновые игрушки, да? А почему она такая чумазая? Все куклы у нас аккуратные, а эта... Сейчас я вам расскажу, какая история произошла с этой куклой Зиной:
Купили в магазине резиновую Зину,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она была разиней, резиновая Зина,
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Вот какая история случилась с Зиной! Эту историю рассказала нам детская писательница Агния Барто. Кто запомнил, что случилось с Зиной? (Идет разбор стихотворения.)
Теперь я вам прочту все стихотворение сначала, а вы запоминайте. (Читает еще два раза.) Это стихотворение подлиннее, чем два стихотворения Самуила Яковлевича Маршака — про жука и про паровоз, но оно такое интересное, что вы, наверное, уже запомнили всю историю, которая произошла с Зиной.. Кто хочет повторить это стихотворение? (Вызывает 2—3 человека, которые с помощью воспитателя прочитывают стихотворение. Необходимо, чтобы дети читали это стихотворение выразительно, эмоционально.) Теперь послушайте, как я прочту вам это стихотворение:
Купили в магазине резиновую Зину,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она была разиней, резиновая Зина,
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Как я прочла это стихотворение? Какой звук я в нем часто повторяла? Все должны были заметить! Нет, я не буду вызывать никого, пока все не услышат этот звук. Слушайте еше раз и внимательно (повторно читает стихотворение, выделяя звук з, но не теряя при этом и эмоциональной выразительности).
Вот теперь я вижу, что все услышали этот звук. Сейчас я к каждому из вас подойду и вы мне на ухо скажете, какой вы услышали звук особенно хорошо (быстро обходит всю группу, дети шепчут на ухо ответ). Очень интересно! Оказалось, что все вы услышали один звук — з. Только одни ребята этот звук мне сказали звонко, будто комарик пролетел: з-з-з, а другие пока еще тихо его говорят. Робко. Я не буду называть этих ребят, мы сегодня на занятии все научимся этот звук произносить звонко, правда? Давайте попробуем! Хором: з-з-з-з. Очень хорошо! Теперь один первый ряд — з-з-з, а теперь только второй — з-з-з. Прекрасно! Все ребята очень хорошо и звонко потянули звук з.
Теперь внимательно подумайте и назовите мне те слова в этом стихотворении, в которых есть звук з. Пожалуйста, Витя.
Витя. Зина.
Воспитатель. Что-то я не слышу здесь звука з. Где же он?
Витя. Зина.
Воспитатель. Вот теперь отлично слышно! А скажи мне, пожалуйста, где, на каком месте в слове Зина слышится звук з? В начале слова, в середине или в конце? Зина.
Витя. В начале.
Воспитатель. Конечно! В слове Зина звук з находится в начале слова. Молодец! Где еще в этом стихотворении есть звук з? Ищите, ищите.
Марина. Резиновую.
Воспитатель. В слове резиновую тоже есть звук з, да, Марина? Повтори, пожалуйста!
Марина. Да, в слове резиновая есть звук з.
Воспитатель. Правильно. На каком месте в этом слове находится звук з?
Марина. На первом.
Воспитатель. Тебе так кажется? Давайте все вместе послушаем. Я сейчас буду тянуть в слове резиновая первый звук, а вы послушайте, что это за звук: резиновая. Какой звук я тянула?
Дети. Р.
Воспитатель. Да, первый звук в слове резиновая — р, а звук з находится не на первом месте, а подальше. Давай, Мариночка, скажем с тобой вместе это слово и послушаем в нем звук з — резиновая. Где же тут звук з? Может быть, в конце?
Марина. Да, в конце.
Воспитатель. Давай еще раз скажем это слово и потянем конец. Все ребята вместе с нами скажут хором: резиновая-а-а. Есть на конце звук з? Дети. Нет!
Воспитатель. Где же он? В начале слова нет звука з и в конце тоже нет, а ведь звук з есть в этом слове — резиновая. Но если не в начале и не в конце, то где же он? Кто догадается?
Саша. В серединке!
Воспитатель. Ай да Саша! Молодец! Конечно, в серединке! Резиновая. В середине слова здесь звук з. Еще давайте вспомним, в каких словах в стихотворении есть звук з. Я вам напомню стихотворение (повторяет, выделяя звук з). (Дети называют другие слова: магазин, корзина, разиней, в грязи, измазалась. Воспитатель вместе с детьми находит в каждом слове место звука з. Если это не вызывает затруднений у ребенка, не нужно прибегать к дополнительным разъяснениям, в случае же затруднений необходимо разобрать слово так, как это показано выше: выделив первый и последний звуки.)
А вот какое слово заметил Андрюша: измазалась. Это очень интересное слово, послушайте его: измазалась. Сколько в нем звуков з? Измазалась.
Дети. Два.
Воспитатель. Да! Видите, как интересно: в одном слове, оказывается, могут быть два одинаковых звука. В этом слове они оба в серединке: измазалась. А вот я вам скажу еще одно слово интересное: заноза. Сколько в этом слове звуков з? Дети. Два. Воспитатель. Правильно. Послушайте еще раз и найдите, где эти звуки находятся в слове: заноза. Как ты думаешь, Костя? (Здесь надо вызвать более подготовленного ребенка.)
Костя. Один в начале, а другой потом.
Воспитатель. Верно. Один в начале слова: заноза, а другой подальше: заноза. Но это не последний звук, правда, Костя? А последний какой? Заноза.
Костя. А.
Воспитатель. Молодец! Все правильно ответил. Теперь возьмите свои карточки. На каждой из них что-нибудь нарисовано. Нужно произнести это слово так, чтобы я услышала звук з, и сказать, где он находится — в начале слова или в середине. (Поскольку звук з на конце оглушается, превращаясь в с, не должно быть картинок со звуком з на конце.)
Воспитатель спрашивает по порядку всех детей, добиваясь произнесения слова с выделением звука з: заяц, береза и т. д. Особенно внимательным надо быть к менее подготовленным детям. Подойдя к такому ребенку, воспитатель говорит: «Оленька, какая у тебя картинка? О, у тебя нарисован замок! Скажи это слово так, чтобы все дети услышали в нем звук з. Вместе с тобой скажем: замок. Умница! Очень хорошо сказала! Еще раз скажи (при повторении воспитатель говорит очень тихо, предоставляя инициативу Оле). Еще лучше сказала, молодец! Повтори еще раз, чтобы и Алеша, который почему-то к окну отвернулся, услышал в слове замок звук з. Молодец! Где же в этом слове, Оля, звук з? Замок... В начале слова или нет?
Оля. В начале.
Воспитатель. Очень хорошо.
Более подготовленные дети не требуют подобной работы воспитателя.
Воспитатель. Какое, Костя, у тебя слово?
Костя. Берёза.
Воспитатель. Где в нем звук з?
Костя. В середине.
Воспитатель подходит к следующему ребенку. В конце занятия подводится итог. Воспитатель говорит о том, что дети научились находить, на каком месте в слове находится нужный звук.

















































Занятие 6


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Программное содержание. Закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.

Материал к занятию. У детей на столе по две предметные картинки: на одной предмет, в названии которого есть звук ш, на другой — любой рисунок. Картинки могут повторяться, но за одним столом у рядом сидящих детей картинки должны быть обязательно разные. Среди картинок без звука ш можно подобрать побольше картинок, в названии которых есть звук с или ж.




Ход занятия

Мы с вами уже выучили несколько стихотворений, в которых потом искали звуки. Кто помнит, какие это стихотворения?
Саша. Про Зину.
Воспитатель. Правильно. Стихотворение Агнии Барто про Зину-разиню. Его мы учили на прошлом занятии. А еще раньше мы с вами учили два маленьких стихотворения Самуила Яковлевича Маршака. Какие?
Дети. Про жука и про паровоз.
Воспитатель. Молодцы. Все помните. Сегодня я вам прочту очень коротенькое и забавное стихотворение, послушайте:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Какой смешной мышонок! Мама ему говорит, чтобы спал, не шуршал, а он ей отвечает: «Шуршать я буду тише», а спать-то не хочет, да? Еще раз вам прочту, чтобы вы запомнили (повторяет выразительно стихотворение два раза, затем вызывает по желанию детей повторить его, добиваясь эмоционального, выразительного чтения).
Воспитатель. Я не буду вам читать это стихотворение, подчеркивая тот звук, который чаще всего здесь встречается. Я прочту стихотворение еще раз обыкновенно, а вы попытайтесь услышать, какой же звук в нем часто повторяется!
Читает стихотворение, еле заметно подчеркивая звук ш:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Кто услышал? Еще кто? А разве Таня и Лена не услышали? Тогда слушайте все еще раз и, пожалуйста, очень внимательно (повторяет стихотворение так же). Скажи, Таня, как тебе кажется, какой звук здесь часто повторяется?
Таня. Звук ш.
Воспитатель, не оценивая никак ее ответа, спрашивает еще нескольких детей: «А ты как думаешь, а ты?» Спросив 5—7 детей, заключает: «Молодцы! Хоть я и не тянула этот звук, вы все его услышали. Сейчас нам Андрей прочтет это стихотворение и потянет звук ш во всех словах, а мы послушаем, как часто встречается звук ш». Андрей с помощью воспитателя читает:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Воспитатель. Очень хорошо прочел Андрюша стихотворение! Так много в нем звуков ш! Правда? Кто запомнил слова, в которых есть звук ш? Подумайте, я хочу, чтобы вы назвали не одно, а сразу несколько. Пожалуйста, Светлана.
Светлана. Мышонку шепчет мышь.
Воспитатель. Правильно! Во всех трех словах в начале этого стихотворения есть звук ш. Мышонку, шепчет, мышь. Кто еще нашел слова? Володя, говори.
Вол од я.- Ты все шуршишь, не спишь.
Воспитатель. О, нет! Здесь не во всех словах есть звук ш. Давайте проверим. В слове ты есть звук ш?
Дети. Нет!
Воспитатель. А в слове все?
Дети. Нет!
Воспитатель. Конечно! И в слове ты, и в слове все нет звука ш, Володя! Это ты не очень хорошо подумал. Но зато правильно сказал, что в словах шуршишь и не спишь звук ш есть. В следующий раз ты уже не ошибешься, правда? Есть еще в этом стихотворении слова со звуком ш, которых мы не назвали? Мышонок — сказали, шепчет — сказали, мышь — тоже сказали, шуршишь и не спишь — сказали. Но осталось еще одно слово, вспоминайте!
Костя. Еще — тише.
Воспитатель. Что тише? Это ты нам говоришь, чтобы мы говорили тише?
Костя. Нет! В слове тише есть ш.
Воспитатель. Правильно. Последнее слово — тише тоже со звуком ш. А теперь послушайте, как я скажу вам слово шуршишь: шуршишь. Сколько в нем звуков ш? Скажи, Марина.
Марина. Два.
Воспитатель. А кто думает по-другому? Все думают, что два? Послушайте еще раз. Я буду медленно-медленно произносить слово, а вы, как услышите звук ш, загибайте пальчик: шуршишь. Сколько звуков ш? Посчитайте ваши пальчики.
Дети. Три.
Воспитатель. Вот как много! В одном слове три раза встречается звук ш! Где же они находятся в слове? Слушайте еще раз меня очень внимательно: шуршишь. (При этом прошнесении нужно обязательно потянуть гласные, чтобы ясно отделить звуки ш друг от друга.) Давайте скажем все вместе, хором: шуршишь. Кто может ответить, где находится в слове шуршишь звук ш? Пожалуйста, Алена.
Алена. Один в начале слова, потом в серединке и еще в конце.
Воспитатель. Прекрасно! В слове шуршишь один звук ш находится в начале слова: шуршишь, второй — в середине: шуршишь, а третий — в конце: шуршишь. Молодец, Аленка, правильно ответила. А в каком еще слове в этом стихотворении звук ш находится в самом конце?
А теперь я вам дам новое задание. Каждый из вас должен подумать и назвать какое-нибудь слово, в котором есть звук ш. Но нельзя называть слова из стихотворения про мышонка. Нужно придумать новые слова.
Приступая к этому заданию, воспитатель должен иметь заранее подготовленный список слов со звуком ш, чтобы в случае необходимости помочь детям. Помощь должна оказываться в следующей форме.
Воспитатель. Неужели больше не помните слов? Подумайте, кто живет в лесу большой, мохнатый, зимой спит в берлоге.
Дети. Медведь!
Воспитатель. Да, медведь. Но в этом слове ведь нет звука ш! Как же назвать этого зверя так, чтобы в нем появился звук ш?
Костя. Мишка.
Воспитатель. Очень хорошо. Еще вспоминайте. И т. д.
Если ребята называют слова со звуками с — коса, ж — жаба, тут же произнести это слово неправильно, со звуком ш — «коша», «шаба», и, посмеявшись вместе с детьми (но не над ребенком, а над словом), продолжать игру.
В конце занятия подвести итог, отметить, что научились играть в новую, интересную игру: называть слова с определенным звуком.



















































Занятие 7


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Программное содержание. Познакомить детей со схемой звукового состава слова; научить произносить слово медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; произносить слово в соответствии с движением указки по схеме.

Материал к занятию. 1. Доска, указка, мел. 2. Специальная доска для работы на занятиях по обучению грамоте. 3. У каждого ребенка карточка с изображением мака и схемы звукового состава слова, указка (счетная палочка). 4. Большая таблица с изображением мака и схемы звукового состава слова.




Ход занятия

Воспитатель. Кто из вас бывал в лесу? Все бывали? Прекрасно! А кто когда-нибудь заблудился в лесу? Никто? Это еще лучше! Наверное, очень страшно остаться одному в лесу, правда? А когда ягоды собираем, как зовем друг друга, чтобы не заблудиться? Правильно, можно крикнуть Таня или Вова. Но есть одно слово, которое можно крикнуть в лесу, и все будут знать, что кто-то хочет проверить, есть ли рядом его друзья, не отстал ли он, остался ли один. Что это за слово, кто из вас знает? Да, это слово ау. Коротенькое слово, но оно в лесу очень нужно, многих людей из беды выручило, не дало заблудиться.
Давайте с вами поиграем. Представим себе, что мы пошли в лес. Одна группа ребят зашла за деревья и не видит, где же остальные. Это будет первый ряд. Вот они посовещались между собой и решили позвать других ребят, покричать им ау.
Попробуйте, крикните хором ау. Нет, не очень хорошо у вас получилось! Нужно потянуть это слово, каждый звук в нем потянуть, чтобы далеко было слышно. Давайте еще раз попробуем: а-а-у-у. Вот уже гораздо лучше, еще один разок позовите: а-а-у-у-у. Хорошо! А остальные ребята — это второй ряд — услыхали своих товарищей, как те звонко и протяжно их зовут, обрадовались, что те не заблудились, а здесь, недалеко ушли, и отвечают им так же протяжно, хором: а-а-у-у.
Вот у вас сразу хорошо получилось! По всему лесу слышно, уж теперь никто не заблудится. Крикните еще разок: а-а-у-у! Молодцы! А теперь ответьте мне на такой вопрос: когда мы кричим ау, какой звук мы в этом слове первым произносим? Ты как думаешь, Лена? Ты думаешь, что а, а Вова как думает? (Воспитатель вызывает 3—5 детей.) Все думают, что первый звук в слове ау — а? Правильно, я тоже так думаю. Вот мы этот звук сейчас на доске обозначим квадратом (воспитатель мелом на доске рисует квадрат). Это какой мы звук обозначили, Саша?
Саша. Первый.
Воспитатель. Да, в слове ау он стоит первым, а звук сам какой?
Саша. А.
Воспитатель. Хорошо. Это мы так изобразили звук а. Ну, а какой же второй звук в слове ау-у-у? Кто его услышал?
Костя. У.
Воспитатель. Верно, второй звук в слове ау — у. Вот мы рядом с первым квадратиком нарисуем второй. Какой это звук, Вера? (Указкой воспитатель показывает на вторую клеточку.)
Вера. У.
Воспитатель Правильно! А это какой звук, Таня? (Указкой показывает на первую клеточку.)
Таня. Это звук а.
Воспитатель. Очень ты хорошо ответила, умница (так, показывая указкой то на первую, то на вторую клеточку, опрашивает нескольких детей).
А теперь такое вам задание: я буду медленно указкой вести из первой клеточки во вторую, а вы произносите тот звук, в какой клеточке моя указка находится (ведет указкой слева направо по клеточкам, дети хором вместе с воспитателем говорят а-а-а-у-у). Валерик, у меня указка еще в первой клеточке, а ты уже у говоришь, торопишься. Будь повнимательнее! Вот теперь все хорошо, правильно (повторить слово 3—4 раза). Интересно, какой ряд лучше у нас говорит? Пожалуйста, первый ряд (ведет указкой, но уже молча); а теперь второй ряд (молча ведет указкой). Оба ряда очень хорошо говорили, точно с моей указкой, никто не торопился и не отставал.
А кто хочет один сказать? (Вызывает двух-трех детей. Ребенок с места говорит в соответствии с указкой. Если вызван хорошо подготовленный ребенок, он не нуждается в помощи воспитателя. Но задание это несложное, уже несколько раз выполненное, поэтому можно вызвать и менее подготовленных детей.) Вот я слышала, как отлично в своем ряду говорила Галочка. Ни разу не отстала и вперед не забежала. Иди сюда, Галя, давай покажем всем ребятам, как нужно правильно говорить, пусть они у тебя поучатся. Ну, начинай (воспитатель ведет указкой и сам произносит ау вместе с Галей). Молодцы! Все научились говорить слово ау точно вместе с моей указкой. А теперь посмотрите, какая у меня здесь картина (переворачивает висящую до этого рисунком к стене таблицу с маком). Что это?
Дети. Мак.
Воспитатель, Да, это мак. Очень красивый цветок, правда? Посмотрите: под маком нарисованы точно такие клеточки, как те, которые мы на доске нарисовали для слова ау. Кто догадается, что эти клеточки обозначают?
Сережа. Это ящики такие, чтобы цветы сажать.
Воспитатель. Вот как Сережа решил. Нет, он неправильно подумал. Эти клеточки не ящики. Что у нас означали клеточки на доске? (Показывает указкой на схемы слова ау.)
Алеша. Обозначали звуки.
Воспитатель. Да, эти две клеточки обозначали звуки в слове ау, правда? А в каком слове обозначают звуки эти клеточки? (Указкой показывает на схему звукового состава слова мак.)
Костя. В слове мак.
Воспитатель. Очень хорошо! Правильно сказал Костя: эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове мак. Сколько же здесь клеточек? Ты посчитала, Оля? Сколько? А у тебя, Саша, а у Сережи? (Вызывает с места 5—7 детей.) У всех получилось три клеточки? Значит, в слове мак сколько звуков? Да, три. Запомните. Это будет наш с вами секрет: сколько клеточек нарисовано под картинкой, столько, значит, в этом слове звуков. Вот теперь давайте попробуем слово мак произнести вместе с моей указкой, так, как вы говорили слово ау. Посмотрите, я сначала сама вам скажу: мак (одновременно ведет указкой по схеме звукового состава слова). Теперь давайте все будем хором говорить вместе с моей указкой (сказать хором 2—3 раза, при этом воспитатель очень внимательно вслушивается, не торопится ли кто из детей). Молодцы! Теперь первый ряд скажет тихо, но четко. Пожалуйста: мак. Отлично! А второй ряд скажет громко, но, смотрите, не торопитесь, точно с указкой. Молодцы! Кто хочет выйти к доске, сам сказать? (Вызывает 2—3 детей.) А теперь возьмите у себя на столе карточки и переверните их. Что там нарисовано?
Дети. Мак.
Воспитатель. Да, и такой же красивый, как на большой таблице. А на подносах у вас лежат маленькие указочки. Возьмите в руку указку. В правую руку, Верочка! И давайте попробуем сделать так: я буду произносить слово, а вы ведите указкой по клеточкам. На большой таблице я вела указкой, а вы говорили, а теперь сделаем наоборот: я буду говорить, а вы ведите указкой. Приготовились, внимательно меня слушайте: мак (воспитатель должен найти себе место в группе, чтобы видеть действия всех детей. Схемы у детей достаточно большие, так что контролировать правильность действий ребенка можно с довольно большого расстояния).
Очень неплохо у вас получилось. У Кости, правда, указка торопилась и у Валерика тоже, а у Иры и у Алеши немножко отставала. Но, конечно, с первого раза этому научиться трудно. Давайте попробуем еще разок. М — Костя, я еще только первый звук говорю, а у тебя указка уже в третьей клеточке оказалась! Не спеши! Давайте снова: мак. Уже гораздо лучше! Ну-ка еще раз (так повторить три-четыре раза). Очень хорошо получилось у Светланы. Она сейчас выйдет к доске и будет вместо меня говорить слово мак, а вы за ней будете вести указкой. Начинай, Света: мак (воспитатель вполголоса помогает Свете). Молодец! Теперь Андрюша пойдет к доске. Но помни, ты должен говорить громко и четко, чтобы все тебя услышали (так вызвать три-четыре человека, в том числе и слабо подготовленных).
Очень хорошо вы сегодня занимались. Научились говорить слово в соответствии с движением моей указки, а ведь это трудно! Я вами очень довольна. Молодцы!




























Занятие 8


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Программное содержание. Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Учить детей производить звуковой анализ слова мак. Закреплять у детей умение называть слова с определенным, заданным воспитателем звуком.

Материал к занятию (1). 1. Доска (специальная) с таблицей с изображением мака и схемой звукового состава слова, указка. 2. Фишки: большие белые у доски (6 шт.) и маленькие белые (4 шт.) на подносе перед каждым ребенком; указка у каждого ребенка. 3. Карточка с маком и схемой звукового состава слова перед каждым ребенком.




Ход занятия

Воспитатель. Кто из вас помнит, что мы делали на прошлом занятии? Чему мы научились?
Саша. Научились говорить слово мак.
Воспитатель. А разве раньше вы это слово не умели говорить? Мы учились не просто говорить слово мак, а говорить его по звукам, медленно, следя за моей указкой. Помните все, как мы говорили? Давайте скажем все вместе: мак (ведет указкой по схеме). Молодцы, не забыли. А теперь послушайте, я скажу вам слово мак так, чтобы особенно хорошо было в нем слышно первый звук: мак. Скажите все вместе со мной: мак. Теперь скажет одна Лена, Сережа, Витя, Таня (дети могут отвечать, не вставая). Отлично! Кто же мне скажет, какой в слове мак первый звук? Хором сейчас не надо отвечать, поднимите руки. Скажи, Света.
Света. Звук м.
Воспитатель. А вы как думаете, Костя? Галя? (Опрашивает пять-шесть детей.) Правильно вы все услышали, в слове мак первый звук — м. Вот смотрите, у меня есть такая белая фишка (показывает), я обозначу ею звук м. В какую клеточку мне нужно
----------------------------------
1. В дальнейшем в материале к занятию мы не будем перечислять доску обычную и специальную, указки большую и маленькую у каждого ребенка, мел: они должны быть на всех занятиях на протяжении двух лет.
----------------------------------
поставить эту фишку, Сережа? В первую, во вторую или в последнюю, третью?
Сережа. В первую.
Воспитатель. Конечно, в первую, потому что м — первый звук в слове мак (ставит). Теперь посмотрите на свои подносики, у вас тоже есть белые фишки. Не такие большие, как у меня, так ведь и карточки у вас маленькие. Возьмите все в правую руку фишку, поднимите ее вверх, покажите мне. Хорошо! Это будет у вас какой звук?
Дети. М.
Воспитатель. Ставьте эту фишку в первую клеточку и все хором давайте скажем: м (дети ставят фишку, воспитатель быстро просматривает, правильно ли все поставили). А ты, Валерик, поставил фишку не в первую, а в последнюю клеточку. Мы будем считать клеточки слева направо, а не наоборот. Быстренько поставь правильно. Вот так. Теперь давайте искать в слове мак второй звук. Слушайте, как я буду говорить слово, и смотрите на мою указку: мак (указка, быстро скользнув по первой клеточке, надолго останавливается на второй и затем быстро проходит по третьей). Давайте скажем так все вместе, долго, потянем второй звук. Следите за моей указкой, хором: мак. Очень хорошо! Еще раз: мак. Скажут одни девочки, а теперь мальчики. Молодцы! Кто же услышал, какой в слове мак второй звук?
Таня. Ма.
Воспитатель. Таня думает ма. Давай, Танюша, скажем с тобой слово мак так, чтобы услышать в нем второй звук. Внимательно смотри на мою указку: ма. Ты слышишь, какой звук ты тянешь, когда указка во второй клеточке? Еще раз: ма. Какой ты звук здесь тянешь?
Таня. А.
Воспитатель. Когда указка во второй клеточке, ты тянешь звук а. Значит, какой второй звук в слове мак?
Таня. А.
Воспитатель. А Володя как думает? А Вася? (Вызывает четырех детей.) Правильно все услышали, второй звук в слове мак — а. Давайте возьмем все еще одну фишку (воспитатель берет большую фишку, дети — маленькие), поднимем ее вверх. Какой это звук? А. Ставьте его на место (ставит во вторую клеточку, быстро просматривает, как выполнили задание дети). Молодцы, все правильно поставили звук а во вторую клеточку. Осталось нам найти в слове мак последний, третий звук. Слушайте, как я скажу слово. Какой звук вы слышите в конце? Смотрите на мою указку: мак. Последний звук легко услышать в этом слове. Я вам сейчас еще раз скажу, а потом вы мне на ухо скажете, какой в слове мак последний звук: мак (быстро проходит по рядам, дети на ухо шепчут к; как правило, здесь дети не ошибаются). Ну, скажи нам, Игорь, громко, какой последний звук в слове мак?
Игорь. К.
Воспитатель. Верно. Возьмем все третью фишку, поднимем, все вместе поставим и скажем хором: к. Вот мы с вами узнали все звуки в слове мак. Теперь будем звуки убирать. Уберите пожалуйста, и поставьте на подносик звук м. А ты, Галя, иди и убери на моей картине звук м. Из какой клеточки ты возьмешь фишку?
Галя. Из первой (убирает фишку).
Воспитатель. Умница, садись. Все так сделали? Теперь уберите звук а. Сережа, иди убери на доске. Из какой клеточки ты возьмешь звук а?
Сережа. Из второй.
Воспитатель. Кто знает, какой звук остался? Скажи, Миша.
Миша. К.
Воспитатель. Правильно, остался один последний звук к. Убери его, Миша (Миша убирает последнюю фишку со схемы). Молодец! Очень хорошо справился с моим заданием. Но я немного помогла тебе, правда? А кто хочет найти все звуки в слове мак без моей помощи, совсем самостоятельно? О, как много желающих! Ну, иди к доске, Алена. Давай возьмем указку и скажем слово мак так, чтобы услышать в нем первый звук.
Алена. Мак (воспитатель помогает ей вести указкой по схеме). Воспитатель. Какой же первый звук? Поставь его.
Алена. М (ставит фишку).
Воспитатель. Давай посмотрим, как будут делать все ребята. Какой первый звук?
Дети (хором). М (ставят фишки).
Воспитатель. Теперь Алена сядет, а к доске пойдет Володя. Первый звук уже Алена нашла. Давай, Володя, произнесем слово мак так, чтобы услышать в нем второй звук.
Володя. Мак (воспитатель помогает вести указку). Второй звук — а.
Воспитатель. Отлично! Все ребята подняли вторую фишку. Какой это звук?
Дети (хором). А (ставят фишки).
Воспитатель. Последний звук будет искать Саша. Сначала скажи все слово, чтобы мы услышали в нем последний звук, а потом отдельно звук назовешь.
Саша. Мак — к (ставит фишку).
Воспитатель. Покажите мне последний звук. Какой это звук?
Дети. К (ставят фишки).
Воспитатель. Вот какие вы у меня молодцы! Совсем самостоятельно разобрали слово мак. Теперь будем наши звуки убирать. Пойди сюда, Танюша. Убери, пожалуйста, звук а. (Если ребенок затрудняется, воспитатель сразу берет указку и произносит по схеме мак. Таня тут же находит звук а.) И вы все убирайте. Хорошо! Теперь подойдет Алеша и уберет звук к (способ работы тот же). Правильно. Какой же звук у нас остался?
Дети. М.
Воспитатель (вызывает самого неподготовленного ребенка). Иди, Игорек, убери звук м. Молодец! Посмотрите, ребята, Игорь правильно сделал!
А сейчас я научу вас интересной игре. Идите ко мне Костя, Андрюша и Ирочка. Они у нас теперь будут не дети, а звуки. Костя будет звук м — вот тебе твоя фишка. Андрюша — звук а, держи свою фишку, а Ирочка — звук к, вот твоя фишка. Сейчас я отойду в сторону и буду эти звуки к себе звать, а вы должны подойти и встать так, чтобы получилось слово мак, чтобы все звуки в этом слове стояли по порядку.
Подойди ко мне звук м (Костя подходит), теперь подойди звук а (Андрей встает вторым), теперь идет ко мне звук к (Ира встает третьей). Возьмитесь за руки. Теперь я возьму указку, и мы с ребятами прочтем, правильно ли вы встали. Поднимите свои фишки (Ведет указкой по фишкам, дети хором читают: мак.) Молодцы! Теперь звук а пойдет и встанет в свою клеточку (Андрюша ставит фишку во вторую клеточку схемы звукового состава слова), звук к встанет в свою клеточку. Кто же у нас остался? Как тебя зовут?
Костя. Костя.
Воспитатель. Нет, ты сейчас не Костя. Ты какой-то звук. Какой?
Костя. М.
Воспитатель. Беги, встань в свою клеточку (Костя ставят свою фишку на схему). Молодцы! Еще раз хотите сыграть? Идите ко мне Валерик, Таня и Светлана. Слушайте внимательно, какие вы будете звуки. Валерик будет первым звуком в слове мак. Понял, какой ты звук? Таня будет вторым звуком в этом слове. Посмотри, Танкша, на клеточки, подумай, какой ты звук. А Света будет третьим звуком. Все подумали, поняли, как вас теперь зовут? Начинаем! Подойдет ко мне звук м (Валерик идет). Теперь подойдет ко мне звук а. Умница, Танюша, хорошо все поняла! А теперь подойдет ко мне звук к (Света встает последней).
Давайте, ребята, проверим их. Иди сюда, Игорь. Бери указку, давай читать (хором группа читает по фишкам мак). Верно они встали? Да, всё правильно. Встань на свое место, звук к (Света ставит фишку на схему), встань на место, звук м (Валерик ставит фишку на место). А тебя как зовут?
Таня. А.
Воспитатель. Иди на свое место, звук а (Таня ставит фишку на место). Молодцы! Очень хорошо вы научились узнавать все звуки в слове мак.
Давайте теперь поиграем все вместе. Игра такая: кто придумает больше слов, которые начинаются с того же звука, что и слово мак. С какого звука?
Дети. С м.
Воспитатель. Думайте! Поднимайте руки. За каждое правильное слово я дам красную фишку. Кто больше всех фишек наберет, тот и выиграет.
Проходит игра. После игры воспитатель говорит: «Ко мне подойдет тот, кто придумал одно слово, у кого одна фишка». Дети подходят, ссыпают фишки в коробку к воспитателю. «Теперь подойдут те, у кого две фишки, кто придумал два слова». Так воспитатель поднимает всех детей. За столами остаются сидеть только те дети, которые не назвали ни одного слова.
Воспитатель. А у Миши и у Иры нет ни одной фишки? Как же так? Ну, ничего, они сегодня послушали, как другие ребята придумывали слова, а в следующий раз сами придумают, правда?
























































Занятие 9


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Программное содержание. Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Учить детей проводить последовательный звуковой анализ слова дом, определять место звука в разобранном слове вразбивку.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением мака и дома. 2. Фишки белые у доски и у детей. 3. Карточки с изображением мака и дома у каждого ребенка.




Ход занятия

Воспитатель. На прошлом занятии мы с вами научились находить все звуки в одном слове. Помните, в каком?
Дети. Мак.
Воспитатель. Да, мы искали звуки в слове мак, учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен. Вы помните, какие звуки есть в слове мак?
Дети. Да.
Воспитатель. Сейчас проверим, как вы помните. Положите перед собой ту карточку, на которой нарисован мак. Первый мой вопрос такой: сколько звуков в слове мак?
Дети. Три.
Воспитатель. А как можно проверить, правильно ли мы думаем? Помните, какой я вам секрет сказала про нашего помощника на карточке, который нам подсказывает, сколько в слове звуков? Напомни нам, Андрюша, я вижу, тебе очень хочется этот секрет раскрыть.
Андрей. Сколько клеточек, столько звуков.
Воспитатель. А клеточек здесь сколько?
Андрей. Клеточек три, — значит, звуков тоже три.
Воспитатель. Верно, Андрей. Все вспомнили. Теперь поставьте на место звук м (дети ставят, воспитатель быстро проверяет). Правильно. А теперь поставьте звук а (проверяет), а теперь звук к. Молодцы, работаете быстро и правильно. Уберите звук а. Внимательно! Возьмите указочки, прочтите слово по клеточкам, а уж потом убирайте звук а. Давай проверим, Игорек. Ты снял третью фишку, давай прочтем с тобой с помощью указки слово мак (вместе с Игорем произносит мак, ведя его указочкой по схеме). Вот теперь ты правильно нашел звук а в слове мак, второй, верно. Теперь уберите все звук м — это легко. Какой же звук у тебя остался, Валерик? А у тебя, Ира? (Спросить 3—4 детей). У всех остался звук к? Уберите и его. Отложите карточку с маком, возьмите вторую карточку. Что на ней нарисовано?
Дети. Дом.
Воспитатель. И у меня на таблице дом. А что это за клеточки на таблицах и у меня, и у вас? Ты помнишь, Оля?
Оля. Это звуки.
Воспитатель. Умница! Эти клеточки показывают, сколько в слове звуков. Сколько же, Оля?
Оля. Три.
Воспитатель. В каком слове?
Оля. В слове дом три звука.
Воспитатель. А еще мы с вами знаем какое-нибудь слово, в котором тоже три звука?
Дети. Мак.
Воспитатель. Да, в слове мак мы уже знаем, что три звука, и знаем, какие они, правда? Сейчас мы с вами попробуем узнать, какие же звуки в слове дом. Смотрите на мою указку. (Воспитатель ведет указкой по схеме, дети хором произносят дом. Поскольку звук д потянуть нельзя, указка в первой клеточке долго не задерживается.) Хорошо, говорите! А теперь скажем очень тихо: дом. Тихо, но четко! А то вы так сказали, что я и звуков в этом слове не услышала. Еще раз скажем тихо, но очень ясно: дом. Вот теперь хорошо. А теперь чуть погромче. А теперь совсем громко. Не торопитесь, еще раз: дом. Теперь, пожалуйста, возьмите свои указки. Вы будете вести указками, а я говорить, только не спешите: дом. Еще раз! Алеша, Таня, Галя плохо меня слушают, спешат. Внимательно: дом. А теперь вы сами говорите и ведите указочками. Ну-ка хором: дом. Совсем неплохо. Если бы еще Витя работал, а не отдыхал, то было бы просто прекрасно. Хором: дом. Молодцы! Положите указки.
Кто же понял, какой в слове дом первый звук? Много ребят поняли! А ты, Оленька, разве не знаешь, какой первый звук в слове дом? Посмотри на мою указку, говори со мной: дом. Какой первый звук?
Оля. Д.
Воспитатель. А кто еще так думает? Все? Отлично! Возьмите все первую фишку, а ты, Оля, у доски возьми фишку, поднимем ее, поставим к хором скажем: д! Может быть, кто-нибудь нашел уже и второй звук? Пожалуйста, Сережа.
Сережа. Второй звук — о.
Воспитатель. Разве о? Ну-ка скажи слово так, чтобы я услышала в нем второй звук. Следи за моей указкой.
Сережа. Дом. О!
Воспитатель. Все согласны? Хорошо! Возьмите вторую фишку. Сережа, подойти к доске. Поднимите все фишки, хором: о.
Воспитатель. Теперь давайте послушаем третий звук. Кто хочет сказать это слово так, чтобы мы услышали в нем последний звук? Пожалуйста, Таня.
Таня. Дом. М на конце.
Воспитатель. Умница! Иди к доске, а ребята вместе с тобой возьмут третью фишку и хором скажут м, поставят ее на место. Вот мы и разобрали слово дом. Теперь к доске пойдет Галя убирать звуки. Вы тоже убирайте и проверяйте, правильно ли Галя все сделает. Сначала нужно убрать звук о. Из какой клеточки ты его возьмешь, Галя?
Галя. Из второй.
Воспитатель. Правильно?
Дети. Да.
Воспитатель. Теперь убери звук д (Галя снимает первую фишку). Верно она сделала?
Дети. Да!
Воспитатель. Какой же звук у тебя остался?
Галя. Звук м.
Воспитатель. Правильно она оказала? Это звук м?
Дети. Да!
Воспитатель. Верно, убирайте и его. Теперь давайте поиграем. Пойдут ко мне Лена, Алена и Олег. Лена будет звук о, Алена — звук м, Олег — звук д. Теперь пойдите и поставьте свои фишки на места. (Дети подходят к схеме звукового состава слова и ставят фишки на места. Воспитатель в случае затруднения тут же с указкой произносит слово, помогая таким образом ребенку.) Молодцы! Не ошиблись. Теперь пойдут ко мне Марина, Саша и Костя. Им я дам задание потруднее, нужно быть очень внимательными, чтобы с ним справиться. Марина будет третьим звуком в слове дом. Подойди, Марина, к таблице и покажи твой звук. Саша будет первым звуком в слове дом. А Костя — вторым. Ты тоже подойди к таблице и подумай, как тебя зовут. Готовы? Хорошо подумали? Начинаем играть. Подойдет ко мне звук о. (После некоторого колебания Костя неуверенно выходит вперед.) Правильно, Костя, умница. Теперь подойдет звук м. (Марина идет.) Подумай, Марина, где тебе нужно встать, чтобы слово получилось верное. И последним подойдет ко мне звук д. (Саша становятся рядом с детьми.) Поднимите свои фишки, мы с ребятами проверим, правильно ли вы встали? Какой ты звук, Марина, как тебя зовут.
Марина. М.
Воспитатель. Правильно. Давайте скажем хором, следя за указкой: дом. Все верно. Иди на место, звук м (Марина ставит свою фишку на схему), теперь звук д (уходит Саша), и кто же остался?
Костя. О.
Воспитатель. Иди, о, на место. Молодцы! С очень трудной игрой справились. А теперь задание всей группе. Положите перед собой обе карточки с маком и с домом. Вы уже знаете все звуки в слове мак и в слове дом. Теперь попробуйте найти в этих словах одинаковые звуки. Чтобы один и тот же звук был и в слове мак и в слове дом. Кто найдет, поставит фишку на место этого звука. Возьмите указочки, внимательно прочитайте оба слова. (Дети произносят тихо, каждый индивидуально, ведя указкой по своей схеме. Воспитатель вешает на доске рядом две таблицы.) Послушайте, как я скажу (ведет указкой по схеме). Мак. Дом. Кто уже нашел? (Дети поднимают руки.) Скажи, Алеша.
Алеша. Звук м.
Воспитатель. Алеша говорит, что звук м есть в обоих словах. Иди, Алеша, к доске, докажи нам это. Где в слове мак звук м?
Алеша. Первый (ставит фишку в первую клеточку).
Воспитатель. А в слове дом где звук м?
Алеша. Здесь, последний (ставит фишку).
Воспитатель. Все согласы с Алешей? Поставьте у себя в карточках звук м, а я проверю.
Здесь нужно обратить внимание, что иногда ребенок ставит фишки механически, подражая пространственному расположению фишек на доске. Поэтому, если на доске первой висит таблица с маком, а второй с домом, а у ребенка карточки лежат наоборот, он может поставить фишку в первую клеточку слова дом и в последнюю — слова мак. Воспитатель должен обязательно сделать ребенку замечание: «Игорь, ты, оказывается, не думаешь на занятии. Посмотри, какой звук ты отметил в слове дом. Поставил фишку в первой клеточке. А первый звук в слове дом какой?» Игорь: «Д». — «А ты отмечаешь звук м. Исправь!»
Воспитатель. Хорошо. Я даже не думала, что вы такие молодцы, сможете такое трудное задание выполнить. А еще в этих словах есть одинаковые звуки?
Дети. Нет.
Воспитатель. Все так думают? А может, есть?
Костя. Есть.
Воспитатель. Давайте все проверим. В слове мак второй звук какой? Мак.
Дети. А.
Воспитатель. А в слове дом есть звук а? Дом.
Дети. Нет.
Воспитатель. Правильно, в слове дом нет звука а. Последний звук в слове мак какой?
Дети. К.
Воспитатель. А в слове дом есть звук к?
Дети. Нет.
Воспитатель. Да, и звука к в слове дом тоже нет. Значит, мы с тобой, Костя, ошиблись. В этих словах только один одинаковый звук. Какой?
Дети. М.
Воспитатель. Правильно. Но чтобы нам с Костей не было очень обидно, давайте придумаем много слов, в которых есть звук д. Проводит игру. Окончание ее такое же, как в занятии 8.
Если во время игры воспитатель видит, что те дети, которые в прошлый раз не назвали ни одного слова, снова не принимают участия в игре, он должен тактично прийти к ним на помощь: «Ирочка, а на чем дома ты сидишь рядом с папой, когда он тебе читает книжку? (На диване.) Миша, а под чем тебя мама моет в ванной? (Под душем.)» Для того чтобы ни один ребенок в группе не привыкал к роли пассивного слушателя, нужно всемерно активизировать и поощрять менее подготовленных и робких детей, подчеркивая их самые маленькие успехи. Активность более подготовленных ребят надо также отмечать. Например, после подсчета фишек в игре воспитатель говорит: «Смотрите, какой молодец Миша! В прошлый раз он ни одного слова не придумал, а сегодня целых два. Я обязательно сегодня его маме об этом расскажу. А вот Костя меня расстроил. Он только два слова назвал, а мог бы гораздо больше. В следующий раз ты постарайся, хорошо?»
Следующие занятия мы будем давать в форме кратких конспектов, подробно развертывая лишь новые задания. Мы полагаем, что ход проведения занятий, способ активизации детей достаточно усвоены из записей первых девяти занятий.





































































Занятие 10


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Программное содержание. Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; звуковой анализ слова дым. Учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определенным звуком в заданном месте.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением дыма, дома и мака. 2. Фишки белые у доски и у детей. 3. Карточки с изображением дыма, мака и дома у всех детей.




Ход занятия

1. Звуковой анализ слова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: