Пространственные правовые коллизии

 

106. К разрешаемым на основе норм международного частного права коллизиям законов относятся прежде всего и главным образом коллизии, возникающие из действия разнонациональных законов в пространстве, - пространственные правовые коллизии. Результатом действия "разновременных" законов, преодолевающих общие коллизионные проблемы, являются интертемпоральные коллизии. Персональные правовые коллизии сохраняют значение в ряде стран Азии и Африки в силу действующих в этих странах норм обычного племенного или религиозного права (преимущественно в сфере брачно-семейных и наследственных отношений).

107. С позиций международного частного права пространственные правовые коллизии подразделяются на коллизии законов разных государств ("международные", "интернациональные" коллизии) и коллизии законов внутригосударственных образований одного и того же государства ("внутренние", "межобластные", "интерлокальные", "междуштатные" коллизии).

Происхождение последних объясняется функционированием в некоторых странах, и прежде всего в странах с федеративным устройством (Австралия, Бразилия, Канада, Мексика, США и др.), двух и более систем частного права, включающих иногда кодифицированные нормы международного частного права (в США - ГК штата Луизиана, в Канаде - ГК канадской провинции Квебек). В этих случаях единая официальная кодификация частного права отсутствует либо ограничивается рамками отдельных территорий либо правовых институтов.

108. Плюрализм коллизионных систем в США основывается на положениях десятой поправки к Конституции США, согласно которой полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией, пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, "сохраняются соответственно за штатами либо за народом". Влияние других конституционных положений на формирование коллизионного права штатов находит выражение в строгих формулах клаузул "о верховенстве" - Supremacy Clause, ст. VI Конституции, "о полном доверии и уважении" - Full Faith and Credit Clause, разд. 1 ст. IV, "о привилегиях и иммунитетах" - Privileges and Immunities Clause, разд. 2 ст. IV, "о надлежащей правовой процедуре" - Due Process Clauses, пятая и четырнадцатая поправки к Конституции, "о равной защите" - Equal Protection Clause, четырнадцатая поправка к Конституции.

109. Множественность систем частного права может быть свойственна и унитарному государству (например, Великобритании), поскольку в его административно-территориальных образованиях осуществляется правотворческая деятельность в соответствующей сфере. "Так, для целей международного частного права и для английских судов право Шотландии, островов Ла-Манша, Северной Ирландии или одной из стран - членов Содружества является иностранным правом в такой же мере, как и право Испании или Португалии"*(93).

110. Изучение вопроса о том, подчиняется ли решение пространственных правовых коллизий - "международных" и "внутренних" - одним и тем же общим началам или каждому роду коллизий соответствуют особые правила их регулирования, позволяет сделать вывод о несовпадающих подходах государств к этой проблеме.

111. В СССР различение "международных" и "внутренних" коллизий было традиционным. Принадлежали они к разным сферам права и рассматривались в разных областях правоведения. Существенными оставались расхождения в составе и содержании самих коллизионных правил - как в Основах 1961 г. (правила ст. 18 о применении гражданского законодательства одной союзной республики в другой союзной республике и разд. VIII о правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, применении гражданских законов иностранных государств и международных договоров), так и в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. (правила ст. 7 о законодательстве Союза ССР и союзных республик о браке и семье, применении законодательства союзных республик о браке и семье и разд. V о применении советского законодательства о браке и семье к иностранным гражданам и лицам без гражданства, применении законов о браке и семье иностранных государств и международных договоров). Впрочем, в Основах 1991 г. содержание "внутренних" и "международных" коллизионных норм (норм ст. 8 и разд. VII) было сближено. С прекращением существования СССР коллизии законов бывших союзных республик, ставших независимыми государствами, приобрели "международный" характер и составили область международного частного права.

112. Конституцией РФ гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации, в ее ведении находится и федеральное коллизионное право (п. "о" и "п" ст. 71). Поэтому, когда в ст. 1186 ГК РФ говорится, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, определяется на основании международных договоров РФ, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации, то речь идет о федеральных законах, как они определены в п. 2 ст. 3 ГК РФ, а не о законах субъектов РФ.

113. Трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды Конституция РФ (п. "к" ч. 1 ст. 72) отнесла к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами. В результате российское частное материальное и коллизионное право, применяемое к отношениям с иностранным элементом, формируется на федеральном уровне и является в своей основе единым для страны, общим для субъектов РФ. Тем самым создаются важные предпосылки для обеспечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных граждан и иностранных юридических лиц на всей территории России*(94).

114. Некоторые федеральные законы - СК РФ, ТК РФ, Закон о регулировании внешнеторговой деятельности*(95), - применяемые и к отношениям с участием иностранных лиц, содержат положения, раскрывающие на основе конституционных норм полномочия субъектов РФ по соответствующим вопросам*(96). Но правовые нормы субъектов РФ по этим вопросам не образуют систем частного права.

115. В США практическое решение коллизионных проблем связано прежде всего с рассмотрением "междуштатных" коллизий, что явилось основанием для выводов об однотипности подходов, применяемых в этой стране к "междуштатным" и "международным" правовым коллизиям. В то же время в литературе по международному частному праву высказывались сомнения в справедливости утверждений о полной идентификации применяемых в США правил решения "междуштатных" и "международных" коллизий. Отмечались различия в конституционных основах решения "междуштатных" и "международных" коллизий: если положения ст. IV Конституции США о "полном доверии и уважении" (Full Faith and Credit Clause) и о "привилегиях и иммунитетах" (Privileges and Immunities Clause) применяются к "междуштатным" коллизиям, то положения четырнадцатой поправки о "надлежащей правовой процедуре" (Due Process Clauses) и о "равной защите" (Equal Protection Clause) действуют в области и "междуштатных", и "международных" коллизий. Принцип "международной вежливости" (comity), необходимое условие которого составляет взаимность, является основанием для признания иностранных судебных решений*(97).

116. В международном частном праве Австралии к внутренним австралийским и "международным" коллизиям законов применимы одни и те же коллизионные нормы*(98).

Федеративные республики бывшей СФРЮ обладали полномочиями в области регулирования гражданско-правовых отношений, за исключением правоотношений с иностранным элементом. Регулирование последних до распада СФРЮ находилось в исключительной компетенции федеральных властей и было реализовано в результате принятия Закона СФРЮ 1982 г.*(99), который до введения в действие Закона Швейцарии 1987 г. "являлся самой полной кодификацией международного частного права", превосходившей по этим параметрам и Закон Австрии 1978 г., и Указ Венгрии 1979 г.*(100) Закон СФРЮ 1982 г. продолжает действовать в Сербии, Черногории, Македонии, Хорватии.

С восстановлением германского единства в 1990 г. "Гражданское уложение в принципе вновь вступило в силу на территории бывшей ГДР. Таким образом, в настоящее время в Германии снова действует единый свод частного права"*(101).

117. В дореволюционные годы российская доктрина признавала неоднозначными понятия "межобластные коллизии" и "коллизии разнонациональных законов". Во многом это объясняется действием в Российской Империи наряду с общим гражданским законодательством некоторых "местных законодательств": положений ГК Франции (в присоединенной к России части Царства Польского); гражданских узаконений остзейских губерний, включавших правовой материал, основанный на актах польских и шведских королей, городских статутах, римском праве; шведского уложения (в Финляндии); византийских источников (в Бессарабии); литовского статута в Черниговской и Полтавской губерниях*(102).

 

§ 2. Применение права страны
с множественностью правовых систем

 

118. Правила ст. 1188 ГК РФ посвящены применению права страны с множественностью правовых систем. В случае когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько правовых систем, применяется правовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если в соответствии с правом этой страны невозможно определить, какая из правовых систем подлежит применению, применяется правовая система, с которой отношение наиболее тесно связано. Эти правила, используя общее понятие "правовые системы", охватывают, очевидно, их основные разновидности - как территориальные, так и иные ("персональные") правовые системы. Сосуществование в одном государстве первых влечет интерлокальные, а вторых - "персональные" правовые коллизии.

119. Указанные правила ст. 1188, как и сходные с ними положения зарубежных законов о международном частном праве (п. 3 ст. 4 Вводного закона к ГГУ, ст. 18 Закона Италии 1995 г. и др.) развивают тему, разрабатываемую во многих конвенциях Гаагской конференции по международному частному праву. Эти конвенции в своих заключительных нормах определяют порядок их применения в государствах, имеющих две или более территориальных единиц, в которых функционируют различные системы права (Конвенция о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, 1971 г.; Конвенция о праве, применимом к ответственности изготовителя, 1973 г.; Конвенция о праве, применимом к трастам, и об их признании 1985 г. и т.д.).

120. ГК РФ, регламентируя применение права страны с множественностью правовых систем, не конкретизирует понятие "правовая система". В отличие от ГК РФ Закон Италии 1995 г. отсылает к праву страны, в которой действуют несколько правовых систем, "территориальных или персональных". В более общей форме о разновидностях правовых систем сказано в Модели ГК для стран СНГ, гражданских кодексах Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана ("несколько территориальных или иных правовых систем"), Законе Грузии 1998 г. ("несколько территориальных или отличающихся правовых систем"), ГК канадской провинции Квебек ("несколько правовых систем, подлежащих применению к различным категориям лиц"). Законодательство ряда стран, имея в виду подобные ситуации, понятию "правовые системы" предпочитает понятия "законодательные системы" (ГК Испании 1889 г., Закон Румынии 1992 г. применительно к регулированию отношений международного частного права), "правопорядки с несколькими законодательствами" (ГК Португалии 1966 г.), "правовые порядки" (Кодекс Буркина-Фасо).

Предусмотренная в ст. 1188 ГК РФ привязка к праву страны с множественностью правовых систем для определения подлежащей применению одной из этих систем является основной. В качестве субсидиарной, если невозможно определить в соответствии с этим правом, какая из правовых систем должна быть применена, ст. 1188 ГК РФ использует привязку к правовой системе, с которой отношение наиболее тесно связано.

121. Использование в ст. 1188 ГК РФ для установления применимой правовой системы сочетания основной и субсидиарной коллизионных привязок учитывает опыт соответствующего регулирования в Австрии и Германии. Закон Австрии 1978 г. обязывает применять в случаях, когда иностранный правопорядок состоит из нескольких отдельных правопорядков, такой отдельный правопорядок, к которому отсылают имеющиеся в иностранном правопорядке правила. В отсутствие этих правил определяющим является такой отдельный правопорядок, с которым имеется наиболее прочная связь. В соответствии с Вводным законом к ГГУ, если имеет место отсылка к праву какого-либо государства с несколькими отдельными правопорядками без указания на определяющий, то право этого государства устанавливает, какой отдельный правопорядок применяется. В отсутствие такого регулирования применяется тот отдельный правопорядок, с которым обстоятельства дела наиболее тесно связаны.

122. Коллизионные нормы ряда стран СНГ не проводят деления привязок, призванных определять в подобных ситуациях применимую правовую систему, на основную и вспомогательную, ограничиваясь общей отсылкой к праву страны с множественностью правовых систем. Так решен этот вопрос в Модели ГК для стран СНГ, в гражданских кодексах Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана.

123. Но ГК Армении при невозможности определить, какая из правовых систем подлежит применению, отсылает к правовой системе, с которой отношение наиболее тесно связано. Закон Грузии 1998 г. исходит из субсидиарного применения права территории, с которой отношения связаны наиболее тесным образом.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: