Эксперимент с крысами

Олег Беляков

 

«Человек есть часть Вселенной и существует по общим законам Вселенной.»

Михаил Веллер

Три постулата мироздания

1. В основе существования вечной Вселенной лежит принцип цикличности(«ничто не вечно, но повторяемо»), что подразумевает поэтапное развитие по спирали с усложнением и совершенствованием на каждом последующем её витке.

2. Во Вселенной есть только две движущие силы: Любовь и Борьба — именно они, смешиваясь в разных пропорциях, образуют то топливо, которое питает вечный двигатель жизни. Каждая из этих движущих сил в отдельности теряет свою созидательность: Любовь без Борьбы ведёт к застою, стагнации всех процессов, а Борьба без Любви ведет к разрушению.

3. Духовное и материальное не являются противоположностями, а представляют собой суть форму (материальное) и содержание (духовное) вещей.

 

Глава 1. Власть

 

Понятие Власти

Французский мыслитель XVIII века Жан-Жак Руссо смотрел на Власть, как на результат Общественного договора, в котором народ передаёт часть своей свободы и ответственности элите в обмен на то, что эта элита будет защищать свой народ от внешних и внутренних угроз, а также будет устанавливать какой-то консенсус по поводу общих правил человеческого общежития. В традиционном понимании Власть отождествляется именно с человеческим обществом и понимается, как способность добиться выполнения своего решения, даже вопреки воле других людей. Во втором своём значении термин Власть означает политическое господство, государственное управление и его органы. Однако, проявления этого инструмента самоорганизации любой сложной системы можно встретить не только в человеческом сообществе, но и в животном мире. Чёткие социальные конструкты прослеживаются, например, у коллективных насекомых (пчёлы, муравьи) и коллективных животных — у всех, что живут стаями. Но есть среди животных такие, которые по принципам организации своего сообщества очень походят на людей.

 

Эксперимент с крысами.

6 особей, клетка, труба с водой, кормушка.

Вначале все крысы плавают к кормушке. Но мало-помалу они распределяют между собой роли. В клетках с шестью крысами спонтанно появляются две крысы-эксплуататора, две эксплуатируемых, одна автономная и одна крыса — козел отпущения.

Эксплуатируемые плывут за зёрнами, а эксплуататоры отнимают их добычу. Когда эксплуататоры наедятся, экплуатируемым разрешается поесть самим. Антоном сам плывет за зёрнами и жестоко дерётся за право самому их и съесть. Козел отпущения не плавает за зёрнами и не может терроризировать других, поэтому у него нет другого выбора, как подбирать оставшиеся крошки.

Все крысы бьют козла отпущения и все эксплуататоры бьют эксплуатируемых. Но если поместить всех эксплуататоров в одну клетку, они будут драться всю ночь, а наутро снова появятся: два эксплуататора, два эксплуатируемых, автоном и козел отпущения. То же самое произойдёт, если собрать вместе эксплуатируемых, автономов и козлов отпущения.

Экспериментатор увеличил число крыс в одной клетке до нескольких сотен. Длинная ночная битва. Наутро появился класс суперэксплуататоров, создавших несколько подчиненных себе слоёв, чтобы властвовать ещё меньше утруждая себя. Им даже не нужно было больше терроризировать эксплуатируемых, это делали за них другие. А козлы отпущения были ещё больше замучены.

Ученые препарировали мозги всех подопытных крыс и обнаружили, что больше всего молекул стресса было не у козлов отпущения или у эксплуатируемых, а именно у эксплуататоров, которые боялись потерять свой статус привилегированных и быть вынужденными самим плавать за пищей.

 

Может показаться, что сравнение человеческого общества и крысиного некорректно ввиду чрезмерной разницы между человеком и крысой, но мы в данном случае сравниваем не какого-то отдельного человека и какую-то отдельную крысу, а принципы самоорганизации их сообществ, и хоть это два разных вида, но крысы точно такие же социальные существа, что и люди, просто у них лапки.

На примере данного эксперимента мы можем сделать выводы по линии социологии и по линии нейрофизиологии.

По линии социологии мы должны признать, что социальная структура общества не зависит от личных качеств членов этого общества и определяется необходимостью существования некоего центра управления, без которого общество — уже не общество, а просто беспорядочный конгломерат индивидуальностей — это даже не толпа, а именно хаос, как он есть. И если уж даже крысы нуждаются в организационной структуре, руководящей жизнью их стаи, то что уж говорить о человеке?! И если вы придерживаетесь высоких философских идеалов, или являетесь просто анархистом, то советую вам просто смириться с существованием элит, как с неизбежным злом, без которого человечество долго не протянет.

Но поскольку человек, в отличие от крыс, в своей жизни руководствуется не животными инстинктами, а своим разумом (чтобы ни стояло за этим словом), то ему нужно объяснить почему общество устроено именно так, а никак иначе, почему этим обществом должны руководить именно вот эти люди, а не какие-то другие, почему он сам занимает в обществе именно то место, которое он занимает, а никакое другое, и т.д., то «длинной ночной битвы» уже становится недостаточно: для распределения социальных ролей и поддержания стабильности социальной иерархии нужны более тонкие инструменты. Для этих целей и придумываются различные культурно-философские концепты, которые можно назвать одним общим словом «идеология», поскольку каждая идеология формирует значительную часть мировоззрения, которая, в свою очередь, в значительной мере определяет весь жизненный путь человека.

Здесь необходимо также отметить и тот факт, что каким бы ни был общественно-экономический строй, общая структура общества остаётся неизменной: элита (эксплуататоры) + основное количество приверженцев господствующей идеологии (эксплуатируемые) + основное количество «трудяг», озабоченных не своим местом в системе, а добычей средств к существованию (автономы) + основное количество представителей интеллигенции (козлы отпущения — они не участвуют в системе и не добывают себе пропитание привычным для основной части общества способом).

В истории человечества есть много случаев, когда один руководящий состав страны менялся другим руководящим составом. Подобные иерархические рокировки всегда сопровождались большими кровопролитиями — этакими жертвенными агнцами, которых возлагали на алтарь всеобщей справедливости и благоденствия. Каждая революция хоть и провозглашала установление новых правил человеческого общежития (в меру своей осведомленности о том, что, собственно, представляют собой человек и общество) под эгидой «новой» Власти, на деле же не могла создать принципиально новые механизмы формирования Власти (поскольку сугубо биологическая, естественная природа Власти каждый раз успешно ретушировалась мифологическими, религиозными и философскими концепциями), что закономерно вело каждую следующую элиту по пути повторения ошибок предыдущей.

 

«Причиной крушения любой империи в конечном итоге становятся самоубийственные действия её лидеров.»

Арнольд Тойнби

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: