Этап занятия
Время занятия для групп, мин
Вторая младшая
Сред-
Няя
старшая
подготови-
Тельная
К школе
Организационный момент
1
1
2
2
Артикуляционная гимнастика, дыхательные и (или) голосовые упражнения. Формирование звуковой культуры речи
3
3
4
4
Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы педагога). Если это серия картинок, разбор действий по каждой картинке отдельно
4
5
5
6
Физкультминутка
3
3
4
4
Составление предложений с соответствующей словарной работой
—
3
4
5
Составление рассказа самостоятельно
4
5
6
8
Итого
15
20
25
30
Виды занятий по развитию речи:
· пересказ;
· рассказ по сюжетной картинке или по картине известного художника;
· рассказ по серии сюжетных картинок;
· описательный рассказ по предмету;
· драматизация;
· творческий рассказ. Различают три вида текстов: повествовательный, описательный, описательно-повествовательный.
Пересказ может быть: последовательным, полным (подробным); выборочным, кратким, творческим.
Кроме пересказов педагог обучает детей умению составлять рассказы.
Виды рассказов:
· по серии предметных картинок в действии;
· серии сюжетных картинок;
· сюжетной картинке с опорой на план (схему).
В первой младшей группе обучение на занятиях направлено на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживая разговор.
Вопросы педагога – ведущий прием активизации речи и мышления ребенка. Рассматривая предметы, наблюдая явления, дети правильно называют отдельные действия, но не могут установить их взаимосвязь и последовательность, т.е. затрудняются представить ситуацию в целом.
РЫЖИЙ КОТ ПЬЕТ МОЛОКО.
■ Кто пьет молоко?
■ Какого цвета кот?
■ Что пьет рыжий кот?
■ А откуда в тарелке молоко?
УТРОМ ВО ДВОРЕ ЗАПЕЛ ГОЛОСИСТЫЙ ПЕТУШОК.
■ Кто запел утром во дворе?
■ Когда запел петушок?
■ Где запел петушок?
■ Почему запел петушок?
Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Оно может начинаться с небольшой вводной беседы.
Цель ее — выяснить представления и знания детей об изображенном, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, что обусловливает необходимость продуманного и целесообразного их отбора.
Обращенные к детям вопросы должны быть легко понятыми, а ответы на них не вызывать затруднений. Их последовательность должна обеспечивать целостность восприятия, поэтому далеко не всегда целесообразны вопросы: а что это? А что тут? А что еще нарисовано? Вот примерные вопросы по картине «Кошка с котятами»: кто нарисован на картине? Что делает рыжий котенок? Какая кошка-мама? Что она делает? Иногда вопроса недостаточно, для того чтобы ребенок точно охарактеризовал качество, действие. Тогда необходимы уточнение, совет, подсказ педагога. Он добивается того, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами и свойствами, говорили развернутыми предложениями.
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно в соответствии с изображенными на картине. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной. Обобщающие высказывания педагога являются образцом ответа на вопрос, образцом построения предложения.
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»; «Громко лает, а в дом не пускает» — после картины «Собака со щенятами»; «Золотой гребешок, масляна головушка, утром рано встает, голосисто поет»—после картины «Куры» и т. д.). Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке. В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
М. М. Конина предлагает, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, кошке и т. д. Можно также предложить выбрать объект описания («Выбери себе щенка и расскажи о нем» — по картине «Собака со щенятами»).
Если картина правильно отражает признаки домашнего животного, педагог может связать ее рассматривание с показом игрушки («Такой же котенок, петушок; похожий щенок, цыпленок»). Это можно сделать в виде инсценировки (в гости к детям приходят кукла, кошка, собачка и разговаривают с ними). Воспитатель задает ребятам вопросы, закрепляющие полученные знания о данном животном. Этот прием эмоционально переключает их внимание, побуждает к новым высказываниям.
Иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован («Как будто это мы гуляем.Как будто эта наш котенок»). Можно выделить следующие характерные особенности занятий по картине с детьми младшего дошкольного возраста:
а) чередование хоровых и индивидуальных ответов;
б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;
в) использование литературных и художественных вставок.
Первые картины для детей младшей группы — это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.
Рассматривание картины «Курица и цыплята»
Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины.
Развивающие цели. Повышение речевой активности детей, формирование умения отвечать на вопросы по картине, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Домашние птицы», развитие творческого воображения.
Воспитательные цели. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому.
Предварительная работа. Наблюдение за повадками птиц во время прогулки, рассматривание альбома с картинками из цикла «Домашние и дикие птицы», отгадывание загадок, разучивание подвижной игры «Наседка и цыплята».
Ход занятия
1. Организационный момент. Дидактическая игра «Кто к нам пришел». Воспитатель показывает игрушку (или картинку) с изображением утки, индюка, утки, петуха, гуся и предлагает вспомнить, как они подают голоса.
2. Рассматривание картины и беседа по ней. – А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней? Как можно по другому назвать эту курицу? (наседка, клуша) Почему ее так называют? – Ты знаешь, как появляются на свет цыплята? Расскажи. – Курица – это птица или нет? Курица умеет летать? – Курица домашняя птица или дикая? Почему? - Сколько у наседки цыплят? (много) Чем питается курица? – Каких домашних птиц вы еще знаете? – Продолжи: у курицы - цыплята, у утки - …, у индюшки - …, у гусыни - …. - Чем отличаются цыплята от курицы? - А что у них общего? - Курица-мама, детишки-цыплята. Можно сказать, что это птичья семья? - Кого здесь не хватает? – Кто папа? - В какое время года это происходит? Почему вы так считаете? – Где гуляют курица с цыплятами? – Они спокойно гуляют или встревожены? – Чего они испугались? - Как называется такая погода? - Какое небо? (грозовое) – Какого цвета облака? - Дует ли ветер? – Что еще видно на небе? (молния). – Как курица зовет своих цыплят? (ко-ко-ко) – Как пищат цыплята? (пи-пи-пи) – А как кричит папа-петух? (ку-ка-ре-ку!) – Что растет на лугу? – Сколько здесь ромашек? (много). 3. Д/и «Один - много» Одна курица – много куриц, один цыпленок - …, одно перо - …, один камень - …, одна ягода –…, один цветок - …. 4. Д/и «Назови ласково» Цыпленок – …, курица -…, петух - …, цветок -…. туча -…, солнце - …, трава - ….
Загадки
Надо мною, над тобою
Проплывал мешок с водою.
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
У матери много деток.
Все детки – однолетки.
(Курица с цыплятами)
Явился в желтой шубке:
- прощайте, две скорлупки! (Цыпленок)
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Чистоговорки
Цыпленок с курицей пьют чай на улице.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: - Ха – ха – ха – ха – ха!
Поговорки
Без матки пропадут и детки.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Курица по зернышку клюет – досыта живет.