Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Рабочая программа по обучению грамоте

Класс. УМК «Начальная школа 21 века»

 

 

Пояснительная записка

Интегрированный курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. Его продолжительность (приблизительно) 16 учебных недель, по 8 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму едёт параллельно с обучением чтению с учётом требований координации устной и письменной речи.

Интегрированный курс «Обучение грамоте и письму» рассчитан на 144 часа, из них: 80 часов – предмет «Письмо», 64 часа – предмет «Литературное чтение».

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. С обучения грамоте начинается учё­ба в школе, а это значит, что именно в процессе обучения гра­моте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода — основы федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования:

• учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;

• учёт различных видов деятельности учащихся и форм об­щения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;

• обеспечение преемственности дошкольного и начально­го образования.

Эти положения стандарта нашли своё отражение в ориен­тации на свойственные первоклассникам возрастные особен­ности мышления и деятельности:

• переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;

• переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой дея­тельности к деятельности учебной.

При обучении грамоте первоклассники овладевают перво­начальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться.

Поскольку знакомство с русским языком является одной из важнейших областей познания окружающей действитель­ности, то с обучения грамоте, как первой ступени изучения русского языка, начинается знакомство с этой областью. А тексты, которые читают первоклассники на уроках, сущест­венно расширяют их запас знаний и представлений об окру­жающем.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Обучение грамоте в первом полугодии объединяет коли­чество часов предметов «Русский язык» — 5 часов в неделю и «Литературное чтение» — 4 часа в неделю, в третьей чет­верти обучение грамоте осуществляется за счёт часов предме­та «Литературное чтение» — 4 часа в неделю.

Программа «Обучение грамоте» и созданные к ней средст­ва обучения позволяют завершить знакомство с буквами к кон­цу первого полугодия («Букварь», ч. I). После окончания это­го периода начинается отработка навыка чтения («Букварь», ч. 2), таким образом, курс обучения грамоте завершается по­сле прохождения части 2 «Букваря». Пропедевтика литератур­ного образования и дальнейшая работа над навыком чтения продолжается по учебнику «Литературное чтение». Введение в систематический курс русского языка, направленное на лин­гвистическое образование и речевое развитие первоклассников, продолжается в курсе «Русский язык», к которому учащие­ся приступают по завершении части 1 «Букваря».

Содержание программы, отражённое в учебнике «Бук­варь» и методике обучения по нему, включает в себя избыточ­ное количество игровых упражнений и дидактических игр, по­этому часть этих игр учитель может проводить и во внеуроч­ной деятельности на различных развивающих занятиях, что позволяет осуществить связь учебной и внеучебной деятель­ности. Наличие в учебнике «Букварь», прописях и в тетради «Учусь писать и читать» большого количества заданий для дифференцированной работы позволяет осуществлять допол­нительную коррекционно-развивающую работу как во время уроков, так и во внеурочное время.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Основным ценностным ориентиром при построении кур­са обучения грамоте является его направленность на форми­рование у первоклассников умения учиться. Учитывая пере­ходный этап от дошкольного к школьному возрасту, в период обучения грамоте у первоклассников должны быть сформиро­ваны: произвольность на достаточно высоком уровне, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, активно­сть и инициативность, умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценить правильность выполнения собст­венной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

Ещё одним ценностным ориентиром при построении кур­са является направленность обучения на понимание перво­классниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как пер вая ступень изучения русского языка направлено на формиро­вание коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.

В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое за­нимает в курсе моделирование звукового состава слова, моде­лирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представ­ленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоя­тельному построению моделей. При этом первоклассники учатся новому способу мышления, постепенно переходя от на­глядно-действенного и наглядно-образного мышления к логи­ческому. В то же время самостоятельное построение моделей даёт возможность формировать у первоклассников важней­ший компонент учебной деятельности — контроль и самокон­троль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники прежде всего учатся ду­мать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т. е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области рус­ского языка.

Знания, которые первоклассники получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компо­нентом каждого урока. Это делает процесс обучения интерес­ным и увлекательным для детей, обеспечивая в том числе и мяг­кую адаптацию к школьному обучению.

Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения гра­моте является его личностно-ориентированная направлен­ность. Это достигается тем, что каждая учебная задача пред­ставлена на разных уровнях сложности: часть первоклассни­ков овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном ма­териале. Содержание включает в себя материал для перво­классников, которые пришли в школу, совершенно не умея чи­тать; для учащихся, читающих по слогам, и для хорошо чита­ющих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и раз­витию учебной мотивации, что также является одним из важ­нейших требований федерального государственного образо­вательного стандарта.

Важной особенностью построения курса и ещё одной его целевой установкой является направленность работы не толь­ко на тренировку технической стороны чтения, но и на осоз­нанность чтения, что позволяет заложить основы будущей чи­тательской компетентности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: