Концентрация на чакрах

В позе для концентрации закройте глаза и сосредоточьте внимание на одной из чакр. Выполняя упражнение, не переутомляйтесь.
Концентрация на переносице, где располагается третий глаз (или аджна-чакра), успокаивает и контролирует ум и способствует сосредоточенности. Через некоторое время в этом состоянии вы сможете увидеть свет («открытие третьего глаза»).
Концентрация на кончике носа (иашкапрадришти) обостряет ум и повышает степень сосредоточения.
Если, трудно сосредоточиться на одной из чакр или начинает болеть голова, то переключите внимание на другую чакру или на внешний предмет (голубое небо, солнечный свет, эфир и т. д.).




МЕДИТАЦИЯ

Глубокая концентрация на абстрактных идеях называется медитацией. Это процесс глубокого размышления, приводящий к специфическим изменениям состояния сознания. В восточной традиции обычно использовалась классическая «поза лотоса» (пад-масана) или ее модификации. Вот одна из рекомендаций школы Чань: «Когда вы впервые начинаете практиковать сидячую медитацию (цзо-чань) и созерцать свое сознание (кань-синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места. Сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной и ослабьте пояс. Расслабьте туловище и конечности. Промассажируйте себя 7-8 раз. Выдохните полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания вы обретете нашу истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую. Когда ваше тело и сознание будут гармонизированы, дух тоже станет спокойным».
Важно, что релаксация в этом процессе не должна трансформироваться в вялость. Медитативная практика идет через сосредоточение сознания, лишенного каких-либо образов, в одной течке. Таким образом достигается «опустошение» сознания, иными словами, состояние сознания, лишенное любых образов восприятия.
Советский специалист по чань-буддизму Н. В. Абаев считает, что «сосредоточенность (В дзен-буддизме — Авт.) сознания вовсе не означала, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. На следующей стадии медитирующий должен выработать в себе способность к несознательной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому... не задерживаясь ни на одном... и вместе с тем отражает его с максимальной адекватностью, когда медитирующий в состоянии сосредоточиться на объекте без всякого напряжения и осознанного стремления сделать это.
Таким образом, медитацию можно представить как действие в широком смысле этого слова — психическом или физическом — без попыток одновременно контролировать это действие со стороны.
А. Уотте отмечал, что у-синь (синоним медитации)—это «состояние целостности, в котором сознание функционирует легко и свободно, без ощущения наличия второго сознания или эго, стоящего над ним с дубинкой в руках».
В этом случае сознание, недестабилизируемое индивидуальным эго, естественно успокаивается и достигает наиболее уравновешенного состояния. Дзен-буддисты сразнивают такое состояние с «зеркальной поверхностью спокойной воды».
Можно говорить о том, что в данном измененном состоянии сознания мир, видимый тренирующимся, не разделен на субьект и объект, на эксперта и оператора, на человека и природу. Все воспринимается в естественной целостности и взаимосвязанности. Так, все практикующие медитацию, говорят о характерном растворении своего «я» в объекте, выбранном для медитативной практики, будь то конкретный предмет, музыкальное произведение, одинокий звук, образ или абстрактная идея.
Одновременно подчеркивается невозможность передать обычными средствами собственные ощущения. Пытаясь описать их, практикующие чаще всего употребляют понятия легкости, «душевного скачка», «нового видения», «просветления», «растворения» или «слияния» с объектом наблюдения. Однако необходимо учитывать условность таких характеристик. В действительности речь может идти скорее о восстановлении изначальной целостности (недифференцированное™) мира и о включении тем самым субъекта в единое энергоинформационное поле. С момента включения, очевидно, может реализовываться принципиальная возможность отбора нужной информации, оперирование биоэнергией как носительницей таковой. Если мы говорим о биоэнергетическом лечении, то способность восприятия неискаженной информации о состоянии больного и привнесения в организм больного информации, корректирующей его функции, может быть достигнута оптимальным образом лишь через достижение вышеописанного состояния сознания.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: