Триада Вальтер-Бюэля

· ослаблением памяти,

· снижением интеллекта,

· недержанием аффектов

38. Умственная отсталость (олигофрения): определение, причины возникновения, степени. Проблема раннего выявления и социальной адаптации.

Умственная отсталость (олигофрения): врожденные или рано (до 3х лет), приобретенные состояния психического недоразвития с преимущественным поражением интеллекта с указанием на отсутствие или выраженность нарушения поведения.

 

 

Причины возникновения:

Наследственно обусловленные Эмбриопатии Обусловленные пери- и постнатальной патологией
· Истинная микроцефалия · Энзимопатические формы(фенилкетонурия, гипо- и гипертиреоз) · Обусловленные хромосонными абберациями. · Обусловленные вирусными инфекциями · Экзоченными токсическим факторами.   · Резус-конфликтом · Связанная с недоношенностью · Асфиксией плода · Родовыми травами · Инфекциями, ЧМТ, интоксикациями раннего детского возраста    

 

Степени умственной осталости:

Легкая Умеренная Тяжелая Глубокая
Дебильность Легкая олигофрения Малоумие Легкая умственная субнормальность IQ 50-69 Умственный возраст 9-12 лет Имбецильность Умеренная олигофрения Умеренная умственная субнормальность IQ 35-49 Умственный возраст 6-9 лет Тяжелая ологофрения Тяжелая умственная субнормальность     IQ 20-34 Умственный возраст 3-6 лет Идиотия Глубокая олигофрения Глубокая умственная субнормальность   IQ <20 Умственный возраст до 3х лет

 

Проблема раннего выявления и социальной адаптации.

- ребенок раннего возраста не может выполнять сложных задачей на оценку интеллекта.

-для выявления повреждения мозга используть КТ, МРТ- дорогостоимость.

-больному нуждается социальная адаптация на всю жизнь, трудно и долго его научить простые навыки для самообслуживания, больному нужно для адаптации специальные школы, специальные средства для реабилитации,….

 

 

Деменция:определение.Клинические варианты,их дифференциально-диагностическое значение.

Деменция – синдром хронического и/или прогрессирующего характера, включающий:

1.Нарушения ряда высших функций коры головного мозга: память, ориентировка, мышление, понимание, способность к обучению и суждениям, объединяющихся в снижении интеллекта и уровня раннее приобретенных знаний, вплоть до утраты элементарных навыков, способности к самообслуживанию (афазия, апексия, апраксия)

2. Продолжительность не менее 6 мес.

3. Сохранность ясного сознания

 

Клинические варианты: По клиническим проявлениям различают:

· Типичные:1)лакунарное  2)тотальное слабоумие.

· Атипичные1)Эпилептическое 2)шизофреническое 3)органическое

1)Лакунарное (дисмнестическое) слабоумие проявляется в первую очередь расстройством памяти (способность к образованию понятий и суждений нарушается значительно позже). Это существенно затрудняет возможности приобретения новых сведений, но профессиональные знания и автоматизированные навыки могут долго сохраняться у таких больных. Хотя в сложной профессиональной деятельности они чувствуют беспомощность, но легко справляются с ежедневными домашними заботами. Характерно наличие критического отношения к своим недостаткам: пациенты стесняются несамостоятельности, извиняются за нерасторопность, пытаются (не всегда успешно) компенсировать нарушение памяти, записывая наиболее важные мысли на бумаге. С врачом такие больные откровенны, активно предъявляют жалобы, глубоко переживают свое состояние. Причиной лакунарного слабоумия бывают самые различные диффузные сосудистые заболевания мозга: безынсультное течение атеросклероза и гипертонической болезни, диабетическая микроангиопатия, поражение системных сосудов при коллаге-нозах и сифилитической инфекции (lues cerebri). Изменения в состоянии кровоснабжения мозга (улучшение реологических свойств крови, прием сосудорасширяющих средств) могут вызывать колебания состояния и короткие периоды некоторого его улучшения у данных больных.

2)Тотальное (глобарное, паралитическое) слабоумие проявляется первичной утратой способности к логике и пониманию действительности. Нарушения памяти бывают очень грубыми, но могут и существенно отставать от расстройств абстрактного мышления. Заметно резкое снижение или полное отсутствие критического отношения к болезни. Патологический процесс нередко затрагивает нравственные свойства личности: исчезают чувство долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость. Личностные расстройства настолько выражены, что больные перестают быть похожи на самих себя (разрушается «ядро личности»): могут цинично браниться, обна-жаться, мочиться и испражняться прямо в палате, бывают сексуально расторможены.Причиной тотального слабоумия является непосредственное поражение коры головного мозга. Это могут быть диффузные процессы, например дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и Пика), менингоэнцефалиты (например, сифилитический менингоэнцефалит — прогрессивный паралич), слабоумие после самоповешения.

 Однако иногда небольшой патологический процесс в области лобных долей (локальная трав-ма, опухоль, парциальная атрофия) приводит к сходной клинической картине. Существенных колебаний в состоянии больных обычно не наблюдается, во многих случаях происходит неуклонное нарастание симптомов.Эпилептическое (концентрическое) слабоумие по сути является одной из разновидностей органического слабоумия. Как и при других органических процессах, при эпилепсии на поздних этапах течения болезни нарушаются память и способность к понятийной деятельности. Однако имеются существенные особенности мышления и личностных изменений. Основной особенностью мышления является чрезвычайная тугоподвижность, выражающаяся нарастающей обстоятельностью мышления, склонностью к детализации, затруднением при подборе слов и снижение словарного запаса (ол и го фаз ия). Недостаток слов замещается многократными повторениями, словами-паразитами и штампованными («стоячими») оборотами. Личностные изменения характеризуются утрированной педантичностью, слащавостью, склонностью к употреблению уменьшительно-ласкательных выражений в сочетании с деспотичностью и эгоцентризмом. Весьма типичны сужение круга интересов, концентрация на собственных проблемах. Расстройства памяти носят избирательный характер: больные хорошо помнят наиболее важные для них лично факты (имена врачей, названия принимаемых ими лекарств, размер пенсии и день ее выдачи), однако совершенно не запоминают событий, не имеющих для них большого значения. Шизофреническое слабоумие существенно отличается от слабоумия вследствие органического заболевания. При шизофрении практически не страдает память, не наблюдается утраты способности к абстрактному мышлению. Вместе с тем нарушаются его стройность и целенаправленность, а также нарастают пассивность и равнодушие. Характерным симптомом яв-ляется разорванность (шизофазия). Обычно у больных отсутствует стремление к достижению результата. Это выражается в том, что они, не пытаясь ответить на вопрос врача, тут же заявляют: «Не знаю!». Физически крепкие пациенты с достаточно хорошим запасом знаний совершенно не могут работать, поскольку не испытывают ни малейшей потребности в труде, общении, достижении успеха. Больные не следят за собой, не придают значения одежде, перестают мыться и чистить зубы. При этом в их речи нередко присутствуют неожиданные высокоабстрактные ассоциации (символизм, неологизмы, па-ралогическое мышление). Грубых ошибок в арифметических действиях больные обычно не допускают. Лишь на завершающих этапах заболевания длительное «бездействие интеллекта» приводит к утрате накопленного запаса знаний и навыков. Таким образом, центральными расстройствами при шизофреническом слабоумии нужно считать обеднение эмоций, отсутствие воли и нарушение стройности мышления. Точнее данное состояние следует обозначать как апатико-абулический синдром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: