Классификация нарушений зрительной функции у детей

В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции исполь­зуют простое деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих («low vision»).

Степень нарушения зрительной функции определяется по уров­ню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светя­щиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нор­мальную остроту зрения равную единице — 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки 'специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности

189


различать знаки между последующей и предыдущей строками оз­начает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху стро­ки, имеет остроту зрения — 0,1, четвертой — 0,4 и т п.

Для определения остроты зрения ниже 0,1 используется пере­счет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии:

5 м соответствует остроте зрения в 0,09;

2м- 0,04;

0,5 м-0,01;

30 см - 0,005.

Способность к различению света от тьмы соответствует остро­те зрения на уровне светоощущения.

Неспособность к различению света от тьмы означает, что ост­рота зрения равна 0.

Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и со­ответственно от возможности использования зрительного анали­затора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощуще­ний, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

частично, или парциально, слепые — дети, имеющие светоощу­щения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном сниже­нии остроты восприятия зрительный анализатор остается основ­ным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществ­ляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказы­ваются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий

190


путь познания окружающего мира, точность и полноту восприя-

гия образов внешнего мира.

[ Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92 % слу-наев слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный Характер. При этом среди причин детской слепоты заметна тенден-|рия возрастания частоты врожденных аномалий развития зритель­ного анализатора: в 1964 г. — 60,9% таких аномалий (данные М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой); в 1979 г. — 75% (А. И.Каплан); р 1991 г. - 91,3% (Л. И. Кириллова); в 1992 г. - 92% (А.В.Хватова) [ Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения огут быть следствием внешних и внутренних повреждающих фак-ров. Примерно 30% из них наследственной природы (врожден-ая глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия1).

В качестве генетических факторов нарушения зрительной функ­ции могут выступить: нарушение обмена веществ, проявляющее­ся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие |К нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм2), [микрофтальм3, наследственная патология сосудистой оболочки, Заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты4, от­дельные формы патологии сетчатки.

l Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних U внутренних отрицательных воздействий, имевших место в пе-Ьиод беременности. На развитии плода могут сказаться патологи­ческое течение беременности, перенесенные матерью вирусные Заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

\ А. Г. Литвак пишет, что на психическое развитие слепых и сла­бовидящих оказывает влияние «совокупность биологических, ано-рлальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаи­моотношениях». (Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учеб. щособие. — Л., 1973. — С. 49.)

?               UI.2.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

[                      ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

f

I Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения |во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние Нарушения зрения проявляется даже там, где, казалось бы, этот Дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее

'Миопия — близорукость

I 2 Анофтальм — отсутствие глаза, редкая аномалия зрения г 3Микрофтальм — врожденная аномалия развития глаза, характеризую (Щаяся уменьшением всех размеров глаза Г 4 Катаракта — заболевание глаз, характеризующееся помутнением хру-

 191


качество. В области чувственного познания сокращение зритель­ных ощущений ограничивает возможности формирования обра­зов памяти и воображения. С точки зрения качественных особен­ностей развития детей с нарушениями зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят каче­ственные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирова­ния образов, понятий, речи, в соотношении образного и поня­тийного мышления, ориентировке в пространстве и т.д. Значи­тельные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологичес­кая система, качественно и структурно не схожая с системой нор­мально развивающегося ребенка.

Внимание

Практически все качества внимания, такие, как его активность, направленность, широта (объем, распределение), возможность пе­реключения, интенсивность, или сосредоточенность, устойчивость оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень раз­вития этих качеств у зрячих. Ограниченность внешних впечатле­ний оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и ус­тойчивости внимания.

Для успешного выполнения того или иного вида деятельности требуется развитие соответствующих свойств внимания. Так, при учебной деятельности важным условием является произвольность организации внимания, сосредоточенность на учебном материале при выполнении заданий, умение не отвлекаться, т.е. развитие сосредоточенности и устойчивости внимания.

В то же время в такой специфической деятельности, как про­странственная ориентация, а также в трудовой деятельности ус­ловием эффективности и результативности является распреде­ление внимания, умение переключать его в соответствии с ре­шением конкретных практических задач. Слепому и слабовидя­щему необходимо для компенсации зрительной недостаточно­сти активно использовать информацию, поступающую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же вни­мания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приво-

192


|дит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятель-юности.

Чтобы адаптироваться в современных условиях технического ^прогресса, от слепых и слабовидящих требуется большая самостоя­тельность и активность, а это связывается с развитием таких ка­честв, как произвольность организации деятельности, устойчи­вость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, [умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности.

Таким образом, развитие внимания связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, протекает в условиях активной деятельности и имеет те же законо­мерности, что наблюдаются и у нормально видящих.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: