А. П. Лопухин. Толковая Библия. Евангелие от Иоанна глава 2, стих 1-5 (От Иоанна глава 2, стих 1-10)

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду…».

На брачном пире в Кане Галилейской Иисус из воды сделал «хорошее вино». В римском мире в новозаветное время самые лучшие вина были те, в которых опьяняющее свойство устранялось кипячением. К примеру, Плиний в трактате «Естественная история» говорил, что «хорошее вино» – это вино, лишенное опьяняющего свойства. Подобным образом Плутарх указывает, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг, и не влияет на ум или страсти».

Поэтому, когда мы говорим о том, что Господь сотворил вино для тех, кто были на этом пиру, конечно же, однозначно, мы говорим, что это было не опьяняющее вино. Господь не мог находиться в собрании, где люди предаются греху. Думать так, что он оставался там, и, тем более, был причиной их опьянения – абсолютно кощунственная мысль.

Ещё одним распространенным примером из Библии, якобы, оправдывающим употребление алкоголя, является совет апостола Павла апостолу Тимофею, глава 5, стих 23: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов».

Для некоторых людей этот текст означает, что алкоголь сам по себе не представляет никакой опасности для здоровья. Другие же это место воспринимают прямой рекомендацией умеренного употребления алкоголя.

Иной раз говорят еще о том, что апостол Павел Тимофею говорит, что ради немощей своих телесных, ты пей немного вина. Здесь используется как раз то понятие, которое говорит о винограде не как о вине, опьяняющем человеческий ум, а именно говорится о винограде, как о целебном продукте, дающем человеку силу для жизни, являющимся лекарством для человеческой немощи.

Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире неперебродившего безалкогольного вина для медицинских целей. Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» (Софисты за обеденным столом) пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который поразительно подобен совету апостола Павла.

Все пьяницы глубоко убеждены, что раз в Церкви причащают вином, поэтому надо пить пиво и водку. Для меня это тоже было загадкой, и вот почему. Причастие – это таинство. И для человека верующего в Церкви, никакого отношения к пьянству и алкоголю не имеет вообще. Для верующего человека.

Причастие – это одно из основных христианских религиозных таинств. По традиции, для таинства причастия используется разбавленное вино. Разбавляется оно дважды: Первый раз – холодной водой во время приготовления к службе; второй раз – теплотой, т.е. горячей водой, непосредственно перед причастием. Такое разбавление вина, по сути, должно лишать его опьяняющего свойства.

Иногда среди православных христиан, имеющих пристрастие к спиртному, встречается такая позиция, когда трезвенников, то есть людей, полностью воздерживающихся от алкоголя, – называют еретиками и сектантами, ссылаясь на 51-е апостольское правило, которое гласит: «Тот, кто гнушается вина, да извержен будет».

Это 51-е апостольское правило из книги правила святых апостолов и святых отец с толкованиями, о том же самом говорится и 53-ем апостольском правиле. Но если мы берем дословный текст правила, то там говорится: «Аще епископ или пресвитер гнушается вина не подвига воздержания ради, да извержен будет». То есть, по сути дела, эта заповедь говорит о пользе воздержания для человека.

В 54-ом апостольском правиле говорится:Итак, худо говорят те, которые утверждают, что клирик может торговать вином.

Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты: «Вино лишает человека способности сохранить ум в трезвении. Связанный действием вина, он увлекается в пропасть греховную! В одно мгновение погибают плоды долговременного подвига, потому что Дух Святый отступает от оскверненного грехом. Вот почему сказал преподобный Исаия, египетский отшельник, что любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований. Эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности».

Подтверждение в Книге Левит, в 10-й главе, стих 9 и 10, о том, что Бог говорит Аарону, а Аарон – это есть основатель ветхозаветного священства, что когда ты входишь в скинию собрания, когда ты входишь в храм, то ты не должен употреблять вина во веки веков (стих 9). Для чего? Для того чтобы отличать священное от не священного (стих 10). И мое глубокое убеждение в том, что священник вообще всегда должен быть трезвым. Почему? Потому что священника, могут в любой момент времени вызвать к умирающему человеку для того, чтобы его напутствовать в мир иной. И если священник находится в нетрезвом состоянии, для него это является смертельным грехом в нетрезвом состоянии заходить в алтарь. Тем более, брать святые дары и идти причащать человека.

Человек, находящийся даже в небольшой стадии опьянения, теряет чувство Бога. Он не может отличать священное от не священного, чистое от нечистого. Даже малое употребление алкоголя лишает человека возможности общаться с Богом. А в Священном Писании четко говорится, что потерять чувство присутствия Бога – это очень страшно.

Если кто-то, может быть, из священников или мирян, и нельзя исключать того, что и в настоящее время этого не знает, и может сказать о том, что надо употреблять вино, ссылаясь на тот или иной текст Священного Писания, то в этом случае человек, как правило, оправдывает свое личное отношение к этому веществу. И к церковной позиции оно не имеет никакого отношения.

Сейчас икона «Неупиваемая чаша» празднуется 18 мая. А 18 мая – это день памяти преподобного Варлаама Серпуховского, основателя Введенского Владычного монастыря в городе Серпухов Московской области. Как же произошло?

В конце ХІХ века в Ефремовском уезде Тульской губернии жил отставной солдат, который страдал пьянством. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От беспробудного пьянства у него отнялись ноги, но он продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал старец и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен, и будешь здоров душой и телом». Не владея ногами, не имея посторонней помощи, он не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз, и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги мазью, и он уже смог, опираясь на палки, дойти до Серпухова. Придя в монастырь, он рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким именем. Стали смотреть, искать, и тут вспомнили, что на переходе из Георгиевского храма в колокольню есть икона с изображением чаши. Поднялись на этот переход, сняли икону со стены и увидели, что сзади действительно на ней написано «Неупиваемая чаша».

Отслужили молебен, и когда повели этого страждущего солдата к гробнице преподобного Варлаама, то в иконном изображении, которое лежало на гробнице Преподобного, он узнал того старца, который ему являлся во сне.

Говоря о вопросе употребления вина, интересно отметить такой факт: в монашеском укладе византийских монастырей употребление вина допускалось, но в русских монастырях с определенного исторического периода закрепилась трезвая традиция. Основателем этой традиции явился великий угодник Божий, строитель русской духовной культуры – преподобный Сергий Радонежский. Если до него в русских монастырях ещё использовались правила византийских типиконов, церковных уставов, в которых разрешалось небольшое употребление вина, то исследуя уставы тех монастырей, которые были основаны преподобным Сергием, во всех них обязательно появляется глава «О еже не пите, не употребляйте вина отнюдь». То есть, полный запрет на употребление вина монахами.

Недавно праздновали 700-летие Преподобного Сергия (в 2014 году). Оказывается, с Преподобного Сергия у нас началось действительно мощное трезвенное движение внутри монашества. Мы видим, что у всех учеников Преподобного Сергия в уставах появляется глава, которой нет ни в одном греческом уставе. Глава о том, что еже никак не держать никакого хмельного питья, никаких хмельных напитков.

Во-первых, сам Преподобный Сергий, мало кто об этом знает, был абсолютным трезвенником. В его житии очень четко ясно говорится, что ни к устам не подносил, ни даже запах не обонял каких-то хмельных напитков. Мы знаем, что родители Преподобного Сергия были тоже трезвенниками. Его брат тоже никогда не употреблял вина.

Если взять жития святых, например, Дмитрия Ростовского – там 2000 святых. 2000 житий святых описано в двенадцатитомнике Дмитрия Ростовского. Из 200 святых, где мы находим вообще упоминания о приеме вина, 190 вообще ни капли не принимали, и категорически призывали к трезвости. И в первую очередь, это были основоположники монастырей. В том числе, это были и Сергий Радонежский, Александр Свирский. То есть, все монастырское духовное движение аскетическое было основано на трезвости.

Например, в житие святых патриарха Иова, это первый патриарх на Руси, написано, что он, к удивлению многих, никогда не пил вина.

Традиция трезвости, которую заложил Преподобный Сергей, была продолжена в 15-м –16-м веках. Эту традицию развил преподобный Иосиф Волоцкий. Он говорил: «Если, что и писано в уставах, что инокам разрешается пить вино, и имелось вино в монастырях – в Русской земле, другой обычай, и другой закон. А что повелевают святые отцы, и пить по чаше, или по две, или по три – то этого и слышать не хотим. Не подобает нам иметь в обителях пития, от которого бывает пьянство».

Мысли преподобного Иосифа Волоцкого были взяты деятелями церкви, которые на Стоглавом Соборе вырабатывали общецерковные правила. И 51-я глава Стоглава, рекомендуют уже всем монастырям придерживаться такой практики: совсем не иметь в обителях ничего хмельного.

И эта традиция развивалась вплоть до того, что на Стоглавом Соборе, который был уже после Преподобного Сергия, это норма о том, чтобы в монастырях не употреблялось вино и не держалось никаким образом – была рекомендована, как общая церковная традиция, которой стоит придерживаться всем монастырям, настоятелям всех обителей. Вот такой вывод делает Русский Собор, понимая, что у греков свои обычаи, у нас свои.

Необходимо отметить, что существуют значительные отличия в способности представителей разных народов нейтрализовывать попадающий в их организм алкоголь. Например, у южных народов, испокон веков, употребляющих виноград, это способность выше, чем, скажем, у северных народов. Употребляемый в пищу виноград в результате естественного брожения в желудочно-кишечном тракте приводит к появлению небольших доз алкоголя. И организм на протяжении многих поколений научился вырабатывать особые ферменты, нейтрализующие его.

Алкоголизму подвержены чисто по генетическим аспектам целые расы, целые народы. В их организме генетически нет одного фермента, называется этот фермент альдегиддегидрогеназа. Он первый встречает молекулу алкоголя в организме, первый начинает ее расщеплять.

Например, для чукчей, якутов или других народов азиатского севера даже небольшие дозы спиртного представляют огромную опасность. Попадая в их организм, алкоголь быстро приводит к возникновению зависимости. Исторически народы России на генетическом уровне имеют очень низкую способность расщеплять попадающий в организм алкоголь. Именно поэтому употребление даже небольших доз спиртного быстро приводит к появлению алкоголизма.

В 17-м веке, после проведения реформы патриарха Никона, в русских монастырях стали насаждаться греческие церковные уставы. И, к сожалению, существовавшие типиконы, т.е. уставы, которые были приняты основателями русских монастырей, были замещены.

Вот та традиция, которая появилась в монашеской среде после преподобного Сергия, к сожалению, прервалась. Может это такой несчастный исторический случай. Притом, что во время реформы патриарха Никона были опять взяты греческие уставы. А русские уставы, содержащие главы о трезвости, были забыты.

Существующий сейчас церковный устав просто повторяет те византийские обычаи, в которых употребление вина допускалось. Можно сказать, что, к сожалению, произошло забвение тех традиций, которые были в России в рассвет монашеской жизни.

Не зря святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что в современных монастырях возрождение трезвости – это одна из самых насущных задач: «В России существенно нужно устранение вина из обителей. Это понимали благоразумные и благочестивые настоятели… И тщетными останутся все усилия кого бы то ни было, если постановления Святых Отцов относительно монастырей не будут восстановлены во всей полноте» (Святитель Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты том 1, глава 50).

Комментируя слова апостола Павла «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (К Ефесянам глава 5, стих 18: И не напивайтесь вином, ибо это приводит к распутству, преисполнитесь лучше Духа.), Святитель Феофан Затворник говорит: «Не упивайтесь вином, говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте. Огонь в кровь влагается и малым количеством вина. И прибывши от того развеселение плотское развивает мысли и расшатывает нравственную крепость. Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

После Великой Отечественной войны у нас не было не одной семьи, которая так или иначе с ней не соприкоснулась. Кто-то воевал, кто-то погиб, кто-то был ранен, кто-то трудился в тылу, кто-то был в партизанском отряде. То есть, все, так или иначе, были участниками этой войны. Впечатление, что вот сейчас, в настоящее время, у нас нет ни одной российской семьи, которая, так или иначе, не столкнулась с этой проблемой. Алкоголизм, алкоголизация являются войной против нашей страны. И разрушенные семьи, брошенные дети – так или иначе связаны с этой проблемой.

Алкоголь – это самый ярый враг детства, самый ярый враг семьи. В стране, около, 95% разводов на почве пьянства одного из родителей. У нас в стране 95% сирот при живых родителях – это социальные сироты, родителей которых лишили прав за пьянство и алкоголизм. То есть, дети в пьющей семье страдают больше всего. Хотя пьющие родители этого даже и не понимают. Поэтому все дети хотят, чтобы их родители жили трезво. «Мама, не пей! Папа, не пей!», – это сама распространенная просьба у детей в таких семьях.

В школу педагоги приглашают православных батюшек, и дети задаютвопросы, написанныезаранее, детям так легче. И неважно, какой класс: 3-й класс, 4-й класс, 5-й или 8-й, примерно три четверти вопросов связаны с алкоголем. Это пьющий отец, пьющая мать или пьющие родители. И вот детская душа, прямо крик души, она переживает это, как помочь родителям. Как помочь папе? Как помочь маме?Совет такой: «постарайся сам быть непричастным к этому».

Выпускники детского домаспиваются, садятся в тюрьму, и у девочек тоже самое, к сожалению, дети их уже в Доме ребенка. Единицы спасаются тем, что рядом оказался тренер. Конечно, одно из самых тяжелых последствий – это дети в Детских домах, последствия алкоголизма. Когда все понимают, и признают это службы и суды, что ребенку в этой семье оставаться опасно. В семье, где он рожден – ему оставаться опасно. Это страшно. И он попадает в не менее страшную ситуацию, но там, где хотя бы не опасно физически. Там разрушаются по-другому. Система воспитывает человека системы. Из Домов ребенка ребенок переходит в Детский дом, а из Детского дома – в тюрьму. Это следующая система, его приучили так жить. И какая бы не идеальная была система, мы никогда не сможем дать того, что могла бы дать семья. 95% детей – это социальные сироты. То есть, по той или иной причине родители не могут воспитывать ребенка. Почти всегда это связано с алкоголизацией родителей.

Согласно исследованиям, 60% детей в пьющих семьях подвергаются насилию. Более 90% детей в детских домах – это дети родителей, лишенных родительских прав из-за алкоголя. По статистике, 40% выпускников детдомов попадают в тюрьму, ещё 40% становятся алкоголиками или наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством, и лишь 10% находят в себе силы начать нормальную жизнь.

Водкой, вином и пивом торговать – это Богонеугодное дело, это дьявольское дело. И эти люди понесут эту заслуженную кару. Кстати, то, что мы ходим в магазины и там написано: «Водка русская», «Российская», «Петр I» – это все обман. Почти весь алкогольный рынок у нас захватили западные монополии. Весь табачный рынок захватили западные монополии. Они качают эти деньги, а нам что? А нам болезни, нам проблемы, нам смерти, все, что хочешь. Очень хитро система выстроена. Поэтому люди, которые ходатайствуют, которые продают алкоголь – занимаются страшнымделом. Эти люди понесут страшную кару. И они, и их дети, и их внуки будут отвечать за то, что они творят сейчас на нашей земле.

Ничего не получается хорошего в семьях тех, кто разрушает семьи через продажу алкоголя. Пусть это даже достаток принесет в семью, но это не принесет счастье.

Те люди, которые торгуют алкоголем – или они не имеют совести, как таковой, или эти люди ее пропили, может быть, свою совесть, или они не имеют вообще понятия о том, что таковая существует. Такому человеку хотелось бы напомнить слова из Священного Писания: «Кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, чтобы в день Страшного суда, повесили ему на шею мельничный жернов, и утопили его в пучине морской» (От Матфея глава 18, стих 6 тому же, кто побудит кого из малых сих, верующих в Меня, оступиться, лучше было бы, если бы ему повесили на шею жернов и утопили в море). Для всех очевидно, что никто на земле долго не живет. И рано или поздно мы предстанем пред Богом, и будем отвечать за свою жизнь.

Продажа алкоголя – это продажа яда. В обществе редко об этом думают, но если яд продавать нельзя, алкоголь – это тот же яд. Тем не менее, он легально продается в обществе, и, к сожалению, об этом никто не задумывается.

А то, что алкоголь священники и священнослужители благословляют, водку, вино, освящают эти магазины винные, освящают пивные заводы – это грех страшный. Они освящают то, что приведет людей к гибели, в конце концов, к душевной гибели людей приведет. Это преступление.

Суть проблемы в том, что алкоголь не воспринимается обществом как серьезное зло. Сколько людей ещё должно погибнуть? Сколько семей распасться? Сколько ещё детей должно попасть в детские дома, чтобы общество задумалось, какую опасность несет в себе алкоголь?

Часто задают вопрос: «как оградить от этого пагубного влияния детей?» Только личным примером. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему».Это отрывок стихотворения который был написан немецким сатириком Себастьяном Брантом еще в XV веке. И, несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день. Ведь, к сожалению, современное состояние многих семей можно охарактеризовать как кризисное. Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни. Более того, появились так называемые «семьи риска», где родители пьют, бьют детей. Эти взрослые забыли одну простую истину, высказанную некогда Сэнт-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Мы дали жизнь нашим детям, а, значит, мы ответственны за их настоящее и будущее.

Дело в том, что дети, обычно, начинают пить, глядя на взрослых. Именно соблазн в том, что дети никогда бы не узнали об алкоголе без взрослых. Вот в этом смысле, соблазн своим примером. То есть, через взрослых дети впервые знакомятся с грехом.

Я сам долгое время был умеренно, мало употребляющим человеком. И в какой-то момент я понял, что я не могу соблазнять своих детей. Своим легким, небольшим употреблением алкоголя я однозначно буду соблазнять своих детей. А уберечь их, выпустив в эту жизнь, где огромное количество соблазнов, и где люди специально, целенаправленно будут учить их пить, я не могу. В какой-то момент я принял обет трезвости. И считаю, что поступил правильно. Надеюсь, мне удалось передать этот дух им.

Священномученик Владимир (Богоявленский): «…Но, возлагая надежду на Спасителя, мы не должны оставаться бесчувственными здесь и сами, как это, к сожалению, делают многие из нас, не считая это своим долгом. Странное это явление в нашем христианском обществе. Когда кто-либо падает в воду – мы его спасаем, когда заболевает – мы приглашаем доктора. Но когда погибает в пучине порока не тело только, но и бессмертная душа человеческая, мы равнодушно смотрим и, подобно Каину, говорим: «Какое мне тут дело. Разве я сторож брату своему?»

Истинный православный христианин – это не только тот, кто совершает закон и правила, потому что ортодоксальный православный – выполняющий закон, а христианин – имеющий дух любви. Вот надо, чтобы был и закон, и дух любви. И вот если есть закон и дух любви – это есть истинный христианин, он не может остаться в стороне, он не может быть равнодушным. Он будет подавать пример всегда и везде.

Лучшая проповедь христианства – это личная благочестивая жизнь. Если человек видит, что рядом с ним, даже малопьющий человек, и он не задумывается, что он своей рюмкой соблазняет других, то это приносит вред духовный и тому, кого он соблазнил, и самому этому человеку. И часто такой вред наносится не по злому умыслу, а просто по тому, что человек не думает о том, что он может кого-то соблазнить, может кому-то навредить.

Закон Божий, ведь он вложен в сердце каждого человека. И вот слова апостола, что: «Если брат мой притыкается, изнемогает, век не буду есть мяса и пить вина» (К Римлянам глава 14, стих 21 Лучше не есть мяса, не пить вина, если это побуждает твоего брата впасть в грех. И лучше не делать ничего такого, что побуждает твоего брата ко греху), для них, для многих, стало основанием принятия их личного обета трезвости. Для того, чтобы помочь не только себе, но и страждущему ближнему своему».

В настоящее время людей, которые могут соблазниться и преткнуться, видя верующего человека, употребляющего вино – огромное количество. Сейчас воздержание от вина нужно по вот таким педагогическим соображениям:«Я своим не опьяняющим употреблением соблазню многих, кто будет спиваться, и считать, что это норма и хорошо».

Священномученик Андроник (Никольский), епископ Пермский: «…Итак, трезвость пусть будет священной и обязательной для всех служащих алтарю Господню. … Прежде всего, всякий будет сам благим примером трезвости… Горе нам – пастырям, если соблазняем на вино наших верных. Тут дело даже не в пьянстве, а только в том, что «и батюшка пьет», если он даже только одну рюмку выпьет. Нужно считаться с народной психологией и с народной слабостью, ищущей себе всякого оправдания. А, кроме того, кто поручится, что выпивающий только по рюмочке не будет и горько пить и не сделается пьяницей? Ведь никто не родился пьяницей, а пьяницами делались, начиная только с «умеренного и разумного» выпивания».

Если священник будет пить в меру, то какие-то прихожане тоже будут пить в меру. А те, которые в меру пить не могут, будут пробовать пить в меру, и буду все время запивать, глядя на него. И он для них будет искушением. Вот чтобы не искушать малых сих – подать пример полной трезвости.

С другой стороны, как об этом говорится в концепции нашей Русской Православной Церкви по утверждению трезвости, принятой в 2014 году, что каждый христианин обязан быть примером трезвого образа жизни. Для нас сейчас есть этот документ, принятый священноначалием нашей Церкви, и нам необходимо в первую очередь ориентироваться на него. Что мы должны быть примером трезвой жизни.

И задача, например, православного священника, возродить древнюю православную традицию чистоты. В том числе, неотъемлемой частью православной культуры была культура трезвости.

Мало кто знает, что в конце 19 – начале 20 века в России развернулось мощное трезвенническое движение, в котором участвовали тысячи людей по всей стране, которое было активно поддержано церковью. Было организовано около двух тысяч обществ трезвости, которые насчитывали более полумиллиона членов.

Иоанна-Предтеченское братство «Трезвение», которое в настоящее время объединяет около 300 обществ трезвости, находящихся в 109 епархиях Русской Православной Церкви. И те люди, которые приняли для себя решение, что они будут жить трезво, они понимают, что претыкается наше Отечество. И они просто-напросто приняли для себя такой подвиг, такой труд, что они решили стать примером трезвой жизни.

Люди, которые состоят в приходском братстве трезвости – это люди абсолютно неравнодушные, глубоко переживающие за все, что происходит вокруг. Поэтому сейчас трезвенное движение – это одно из деятельных проявлений любви к окружающим людям.

В книге СвященникаИгоряБачинина «Как организовать общество трезвости на приходе» пошагово расписано, как создавать общество трезвости. Какими делами общество трезвости могло бы заниматься. В которой описано что трезвость, в первую очередь – это наша христианская, нравственная добродетель. Это есть необходимое условие для нашего спасения.

Бывает так что в семье, муж погиб, будучи нетрезвым. Сын пошел по этой кривой дорожке. И мать, безусловно, переживая за него, приходит в Храм и молится. И в какой-то момент ее молитвы достигают сердца, души ее сына. И он приходит, также в Братство трезвости, начинает молиться, принимает обет трезвости. У него разрушалась семья на моментвинопития. А после в трезвой семье растут дети.

В настоящее время трезвая жизнь является той спасительной соломинкой, той помощью, которая необходима нашему народу, чтобы понять и сознать себя, и вообще, сохраниться как народу, как нации, сохранить свою государственность, свое самосознание, сохранить своих детей, свое будущее, сохраниться как народу как таковому.

Слабая нация, она легко управляема. Нация, которая имеет пороки, она слаба и контролируема. Тот, который поддается и не имеет силы воли, чтобы справиться с недугом, справиться с соблазном, он поддастся и на любую провокацию. Поэтому только начиная с победой над самим собой, мы выйдем к другой победе, которую так давно хотят в нашей стране, которой достойна наша Россия.

Священномученик Владимир (Богоявленский): «Если, таким образом, я знаю, что весь народ, среди которого живу я, тяжело страдает от какого-нибудь бедствия, то эта любовь обязывает меня сделать все, что только я могу предпринять к устранению бедствия, а, прежде всего, употребить то средство, которое может быть наиболее действенным. А самое действительное средство против алкоголя, как в отношении общественного оздоровления, так и уврачевания отдельных его жертв, есть совершенное отречение от употребления спиртного».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: