Цель и задачи основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Содержание

I. Целевой раздел  
1. Пояснительная записка.  
  1. Цель и задачи основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
 
3. Принципы и подходы к реализации программы  
4. Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы (4-5 лет).  
5. Планируемые результаты освоения Программы детьми средней группы.  
II. Содержательный раздел  
  1. Учебный план реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения в средней группе
 
2.Планирование работы с детьми в средней группе: а) Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе на 2017-2018 учебный год.        
     б) годовое календарно-тематическое планирование в средней группе.  
3. Способы и направления поддержки детской инициативы.  
4. План работы по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности основ жизнедеятельности на 2017-2018 учебный год.  
5. План взаимодействия с родителями на 2017-2018 учебный год.  
III. Организационный раздел  
1. Режим дня (на холодный и теплый период года).  
2. Расписание непосредственно образовательной деятельности.  
3. Модель режима двигательной активности детей в средней группе.                                                                    
4. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.  
5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение)  
Список литературы  
Приложения  

 

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной образовательной программой федерального государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 146» МО РФ, в соответствии с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой федерального государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 146» МО РФ в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Устав учреждения.

 

Цель и задачи основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Цель:

    Создание образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач социально – коммуникативного и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

    Приоритет Программы – направленность на развитие личности ребенка: воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать их.

        

Задачи:

 

1. Формировать у воспитанников понятие ценности здорового образа жизни в ходе непосредственно образовательной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение физической и психологической безопасности; создание комфортных условий жизнедеятельности для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;  

2. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации работы, направленных на ФЭМП и совершенствование умственных способностей с учетом закономерностей становления и развития познавательной деятельности и возрастных возможностей дошкольников;

3. Повышать уровень профессионального мастерства педагогических кадров, ориентированных на применение новых педагогических и информационных технологий с целью совершенствования образовательной работы;

4. Создать систему работы по воспитанию нравственно – патриотических чувств дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры;

5. Разработать методические рекомендации для углубленной индивидуальной работы с детьми по разным сторонам речевого развития во всех возрастных группах ДОУ;

6. Обеспечить позитивную социализацию дошкольников путем приобщения родителей к участию жизни в ДОУ через поиск эффективных форм и методов сотрудничества, направленных на развитие саморегуляции дошкольника: становление самосознания и активной жизненной позиции.

3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Принцип развивающего образования – полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития), содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

3. Принцип полноты, необходимости и достаточности - позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.

4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастным особенностям. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – означает объединение комплекса различных видов специфических детских видов деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции.

7. Принцип культуросообразности - учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Программа обеспечивает системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.

Также учитывается деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности; сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий; открытость Программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп.

Подходы:

1. Личностно-ориентированные подходы:

· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;

· целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;

· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

· психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

· развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

·  формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;

· креативность - «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;

· овладение культурой - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

 

                           4. Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы (4-5 лет)

Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования.

     В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начи­нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изоб­ражения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или   иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры,как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начи­нает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на упоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети мог сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мыслительное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже сохранение количества, объема и величины.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, к оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти; при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием:

v игровой деятельности;

v явлением ролевых и реальных взаимодействий;

v с развитием изобразительной деятельности;

v  конструированием по замыслу, планированием;

v совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентризм познавательной позиции;

v развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия;

v формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, детализацией.

 

 

5. Планируемые результаты освоения Программы детьми средней группы

 

Образовательная область «Физическое развитие»:

- умеет ходить и бегать легко, сохраняя правильную осанку.

- умеет лазить по гимнастической стенке, не пропуская реек, прыгать в длину с места на расстоянии 70 см, принимая правильное исходное положение, и мягко приземляться.

- умеет ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5м, принимая правильное исходное положение во время метания мяча и различных предметов; отбивать мяч о землю не менее 5 раз подряд; бросать мяч вверх и ловить его двумя руками не менее 5 раз.

- умеет прыгать на месте на мягком покрытии, прыгать в длину с места на расстояние не менее 75см.

- выполняет основные гигиенические процедуры, часть из них самостоятельно и без напоминания со стороны взрослых.

- имеет некоторые представления о здоровом образе жизни.

- знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать своё самочувствие.                                                                                                                                                                                    

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- при напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает какие предметы могут быть опасными, и проявляет осторожность в обращении с ними.

- знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями; обращает внимание на то, что нужно закрывать вовремя кран с водой, не бросать мусор на землю.

- проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие.

- проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме.

- старается соотносить свои поступки общественными правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил.

- одевается и раздевается самостоятельно при незначительной помощи взрослого.

- объединяется с детьми для совместных игр, действует в соответствии с предложенными правилами.

- отражает в играх сюжеты из разных областей действительности.

- понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики.

- знает, какой хозяйственной деятельностью по дому занимаются взрослые.

-имеет представление о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других.

- понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их.                                                                                                                                                                                                               

Образовательная область «Познавательное развитие»:

-умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по разным признакам.

- умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком.

- умеет различать и называть все цвета спектра; различает и называет чёрный, серый, белый цвета; оттенки цветов.

- умеет считать до 5, отвечать на вопрос «Сколько всего?», сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путём поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар), определять каких предметов больше, меньше, равное количество.

- умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

- умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними.

- умеет определять направление движения от себя; умеет двигаться в нудном направлении (вперёд-назад, вверх-вниз), определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди - сзади), показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.

- может рассказывать о себе и своих игрушках.

- имеет представление о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются; может назвать несколько различий между жизнью города и деревни, рассказать о них; понимает разницу между буднями и праздниками, знает несколько праздников, может их назвать.

- различает мир живой и неживой природы, выделяет, что сделано руками человека.

- с удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов, так и назначение самой постройки; создаёт варианты одного и того же объекта с учётом конструктивной задачи.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- имеет соответствующий возрасту словарный запас; называет предметы, их качества, свойства, действия; правильно употребляет слова, обозначающие пространственные отношения, согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание слов; образовывает формы глаголов.

- понимает смысл загадок, умеет отгадывать загадки, построенные на описании предметов, явлений, их свойств, действий с ними.

- имеет развитый речевой слух, может подобрать слова с определённым звуком, выделяет первый звук в слове.

- владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями, дикция достаточно чёткая.

- умеет пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных, отвечает на вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картинкам.

- составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта, описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказываний.

- с интересом изображает знакомые явления и объекты, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультиков.

- в создаваемых образах передаёт доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов, владеет разными художественными техниками.

- выражает свои представления переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства.

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»:

- с интересом изображает знакомые явления и объекты, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультиков.

- в создаваемых образах передаёт доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов, владеет разными художественными техниками.

- выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства.

- любит петь и поёт естественным голосом, может удерживать на дыхании более продолжительную музыкальную фразу- до 4с. Песни, потешки, соответствующие диапазону голоса, может чисто интонировать. Начинает и заканчивает пение вместе с музыкой. Пропевает все слова знакомой песни вместе со взрослым.

- владеет следующими видами движениями: топающий шаг, ходьба на носках, лёгкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках в парах и по одному, лёгкие подскоки. Может исполнять движения с различными атрибутами. Может выполнять некоторые образные движения, требующие гибкости и пластичности.

- любит играть на музыкальных инструментах, знает основные исполнительские приёмы, может исполнять простейшие ритмы с речевой поддержкой, а затем и без неё; уверенно может исполнять метрический пульс; способен исполнять в шумовом оркестре несложные партии. Любит свободную игровую деятельность с инструментами, умеет самостоятельно подыгрывать на них звучащей музыке.

- проявляет интерес, когда звучит красивая музыка, останавливается, слушает её; способен слушать несложные пьесы вне движения игры продолжительностью15-20сек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: