Детей необходимо знакомить с семьей, начиная с самого раннего детства, на доступном их пониманию уровне. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному.
Компонент интеллектуальности развития усиливает воспитание, предполагает формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, о составе семьи, об отношениях родственников; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.
Задачи ознакомления детей 5-6 лет с семьей и родословной
Нравственное воспитание:
• продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким);
• воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;
• продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому;
|
|
• воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи. Умственное воспитание:
• расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);
• формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);
• закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек;
• закреплять знание домашнего адреса;
• воспитывать интерес к своей родословной;
• формировать представления о семейных традициях.
Детей шестого года жизни, на наш взгляд, еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.
Месяц | № п/п | Тема | Программное содержание | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Сентябрь | 1 | Лето | Систематизировать представления о временах года | |
Моя семья | Формировать интерес к родословной. Учить составлять генеалогическое древо | |||
|
|
2
3
4
Октябрь
1
2
3
4
Ноябрь
1
2
3
4
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| Наш дом | Знакомить с предметами, создающими комфорт (телевизор, холодильник) | |
2 | Зима | Дать элементарные сведения о труде людей зимой | |
Наш дом | Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению | ||
3 | Одежда | Закреплять знания о сезонной одежде и обуви | |
Наш дом | Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению | ||
4 | Дикие животные | Знакомить с повадками диких животных и условиями их жизни. Дать элементарные сведения о взаимосвязи животных со средой обитания | |
Наш дом | Учить соблюдать технику безопасности: не играть с огнём, не пользоваться электрическими приборами | ||
Январь | 1 | Дикие животные | Уточнять названия детёнышей диких животных |
Наш дом | Учить соблюдать технику безопасности: не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы | ||
2 | Дикие животные | Рассказывать об охране природы, о помощи человека диким животным | |
Наш дом | Знакомить с функциями пожарной службы | ||
3 | Птицы | Уточнить названия и внешние признаки птиц нашего края | |
Наш дом | Знакомить с функциями милиции | ||
4 | Птицы | Рассказывать об охране природы, о помощи человека птицам | |
Наш дом | Знакомить с функциями «Скорой помощи» | ||
Февраль | 1 | Домашние животные | Уточнять названия и внешние признаки домашних животных (корова, коза, овца, лошадь); названия детёнышей диких-животных |
|
|
2
3
4
Март
1
2
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | |
| Наш город | Уточнять правила поведения в общественном транспорте | ||
4 | Рыбы | Знакомить с особенностями внешнего вида, названием и средой обитания рыб (щука, карась, сом) | ||
Наш город (посёлок) | Повторять правила дорожного движения. Знакомить со знаком «Переход» | |||
Апрель | 1 | Рыбы | Упражнять в различении рыб по внешним признакам | |
Наш город (посёлок) | Экскурсия по улицам города (посёлка) «Знаки на улице» | |||
|
|
2
3
4
Май
1
2
3
4
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности