Темы докладов, сообщений

 

1. Постановка проблемы человека в философии софистов, Сократа, Платона.

2. Особенности сократического диалога.

3. Диалектика Платона. Соотношение вещей и идей.

4. Отличительные черты этики Эпикура и стоиков.

5. Теоретико-познавательное обоснование метафизики в философии Аристотеля.

6. Античные учения об истине.

7. Педагогическая деятельность в Древней Греции.

Ключевые понятия:

 

апейрон «физис» брахман «благородные истины»
Космос стихия веды «жень»
Хаос первооснова буддизм благородный муж
Логос идея индуизм «инь» и «янь»
первопричина космологизм дао упанишады
диалог софизм конфуцианство натурализм
эпистема и докса гилозоизм джайнизм диалектика
метафизика апория карма категория

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

ПОНЯТИЯ БОГА, МИРА И ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Целью проводимого занятия является формирование знаний: средневекового этапа в истории развития философии; основных религиозно-философских (христианских) понятий и проблем человеческого бытия; общего представления о средневековой религиозной картине мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; соотношения знания и веры и умения отличать суждения разума от убеждений веры.

      Форма проведения –  Выполнение индивидуальных заданий с групповым обсуждением итогов

План

1. Христианство в эпоху поздней Античности. Патристика и неоплатонизм.

2. Схоластика, мистика и теология в Западной Европе XI-XIV вв… Проблемы веры и разума, существования универсалий, духа и тела в христианской философии.

3. Фома Аквинский – основная фигура схоластической философии. Богопознание.

4. Философская мысль средневековой Руси.

Литература

 

1. Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1992.

2. Аверинцев С.С. Другой Рим: Избранные статьи. – СПб., 2005.

3. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). В 2-х т. – СПб., 2008.

4. Григорий Нисский. Об устроении человека. – СПб., 2000.

5. Громов М.Н., Милькеев В.В. Идейные течения древнерусской мысли. – СПб., 2001.

6. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. – М., 2004.

7. Златоструй. Древняя Русь XI-XIII вв. – М., 1990.

8. Коплстон Ф.Ч. История философии. Средние века. – М., 2003.

9. Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. – СПб., 2006.

10. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979. – Раздел 2. Гл. 1.

11. Неретина С.С. К истории средневековой философии. – Архангельск, 2007.

12. Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. – СПб., 2002.

13. Соколов В.В. Средневековая философия: Учебное пособие. – М., 2008.

14. Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуски 1-2. – М., 2001 – 2006.

15. Фома Аквинский. Сумма теологии. Кн.1-3. – Киев, 2002 – 2005.

16. Фома Аквинский. Сочинения. – М., 2002.

17. Реале Д., Антисери Д. История западной философии от истоков до наших дней. Т.2.Средневековье. – СПб.,2004.

 

Тестовые задания

 

К философским направлениям поздней античности относились… 1. неоплатонизм; 2. стоицизм; 3. скептицизм; 4. эпикуреизм; 5. номинализм; 6. реализм.
Установите соответствие: 1. Теодицея 2. Креационизм 3. Теоцентризм 4. Экзегетика 5. Провиденциализм А. оправдание Бога за наличие в мире зла; Б. творение мира из ничего; В. искусство толкования религиозных текстов; Г. управление мира и попечение о нём Богом-судьёй; Д. важнейшая черта средневековой философии.
Из перечисленных признаков Средневековую европейскую философию характеризовали... Укажите неменее двух вариантов ответа 1. религиозный догматизм; 2. натурализм; 3. признание веры способом постижения истины; 4. опора на строгую науку; 5. гедонистическая этика.
Философские проблемы в Средние века решались в области 1. богословия и схоластики; 2. мистики; 3. схоластики; 4. алхимии.

Темы докладов и сообщений

 

1. Философия в духовной культуре Средневековья.

2. Теоцентризм и его особенности.

3. Антропология схоластики.

4. Проблема доказательства бытия Бога в средневековой философии.

5. Этико-социальные и этико-политические взгляды Ф. Аквинского.

6. Специфика схоластической педагогики.

Ключевые понятия:

догмат схоластика
теоцентризм теология
апологетика христианство
универсалии теодицея
реализм номинализм
эклектизм душа сущность и существование
вера дуализм креационизм апофатика  разум католицизм катафатика мистика

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

МИР КАК ПРИРОДНОЕ БЫТИЕ И ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Целью проводимого занятия является формирование знаний: начального периода научной революции; основных положений философии Ф. Бэкона и Р. Декарта, соотношения истины и заблуждения, особенностей функционирования знания в Новое время; проблемы соотношения духовного и телесного, начал в человеке; учений об обществе эпохи Просвещения и владений навыками восприятия и анализа философских текстов, приемами ведения дискуссии, полемики и диалога.

      Форма проведения  Занятие проводится в форме семинара-конференции, где заслушиваются доклады, выступления оппонентов.

План

 

1. Научная революция ХVIIв. (Г. Галилей, И. Ньютон) и новая картина природного мира.

2. Роль знания («Знание – сила»), учение о человеке как «слуге» и истолкователе природы (Ф. Бэкон). Разработка Ф. Бэконом и Р. Декартом учения о методе. Новая ориентация Декарта («Я мыслю, следовательно, я существую») в развитии философской мысли и ее значение.

3. Эмпиризм и рационализм: постановка проблемы познавательной способности человека (Ф. Бэкон, Д. Локк, Б. Спиноза, В. Лейбниц). Границы тождества и различия человека и природы: учение о субстанции.

4. Учения эпохи Просвещения о человеке и обществе (Т. Гоббс, Д. Юм, А. Вольтер, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо).

5. Философия в России ХVII-ХVШ вв. (Д.С. Аничков, С.Е. Козельский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).

Литература

 

1. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. – СПб., 2005.

2. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. – М., 1971 – 1972.

3. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. – Т.1. – М., 2000.

4. Вольтер Философские сочинения. – М., 1988.

5. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.; СПб., 2000.

6. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. – М., 1989 – 1991.

7. Декарт Р. Сочинения. – СПб., 2006.

8. Дидро Д. Разговор Д, Аламбера с Дидро. Соч.: В 2 т. Т.1. – М. 1986.

9. И.С. Нарский. Западноевропейская философия ХVIII в. Учебное пособие. – М., 1973. – Главы 1,4.

10. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч.: В 3 т. Т.1. – М., 1985.

11. Ломоносов М.В. Избранные произведения в 2-х т. – М., 1986.

12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.

13. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. – М., 1983.

14. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 2003. – Разд. 2.

15. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. – М., 1957.

16. Хесле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.

17. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. – СПб., 2006.

18. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). – М., 1989.

19. Лопатин Л.М. Декарт как основатель нового философского и научного миросозерцания // Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. – М., 1995.

20. Татищев В.Н. Избранные произведения. – Л., 1979.

 

Тестовые задания

Основными причинами, мешающими  (по Ф. Бэкону) познанию являются … 1. старая (аристотелевская) логика, опирающаяся на теорию силлогизма; 2. неправильное определение целей познания; 3. предрассудки («идолы»), которые препятствуют поиску истины; 4. отсутствие индукции как метода и формы доказательства.
Установите соответствие: 1.Лейбниц 2.Беркли 3.Декарт 4.Бэкон 5.Гоббс А. «Знание сила»; Б. «Мыслю, следовательно, существую»; В. «Наш мир лучший из всех возможных миров»; Г. «Существовать значит быть воспринимаемым»; Д. «Война всех против всех».
К основным идеям эпохи Просвещения относятся 1.прогресс общества; 2.прогресс познания; 3.идея вечного возвращения; 4.идея сверхчеловека; 5.идея циклического развития.
Что согласно Ж.Ж. Руссо является главной причиной неравенства 1. воспитание; 2. образование; 3. собственность; 4. наследственность.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: