Индивидуально-личностное поле – механизмы интеграции индивида в социальный мир. Матрица анализа индивидуально-личностного поля:
1. Статусные позиции индивида.
2. Социальные роли – выбираемая индивидом модель доступного поведения в рамках занимаемых статусных позиций.
3. Социальная самоидентификация – приписывание себя к общности и категории людей, ответ на вопрос теста «Кто ты?». «Я – Х», «Х – это …», «Все считают, что Х – это …Но я не все в этом определении принимаю», «Быть Х – значит жить жизнью Х».
4. Внешняя идентификация – определение индивида окружающими.
5. Эго-идеал – представления информанта о том, каким он бы был, если бы никто и ничто не стояли у него на пути.
6. Реальное «Я» -представление индивида о себе «реальном».
7. Зеркальное «Я» -представление индивида о том, как он смотрится в глазах окружающих.
8. Социальный потенциал индивида – это способность подключиться к ресурсам своего поля.
9. Культурный потенциал индивида – это степень освоения им культурной программы и языка своего поля.
|
|
10. Физический и психический потенциал – природные возможности освоить ресурсы и программы своих полей.
11. Габитус (П. Бурдье) – синтез индивида и его позиции, «свободные привычки», навязанные статусом занимаемой позиции и многократным повторением форм поведения.
(8) Жизненный мир - сфера дорефлексивного, непосредственно переживаемого опыта. Поступками человека управляют не непосредственные мотивы, но “жизненный мир” в целом. Конструирование жизненного мира человека позволяет понять поведение человека. Жизненный мир – отражение в сознании и повседневных практиках индивида миров его существования.
Для жизненного мира характерны:
· непосредственная очевидность,
· интуитивная достоверность феноменов,
· целостность.
Жизненный мир индивида делится на два большихучастка по критерию релевантности («Это имеет отношение к моей жизни и моим интересам?»). З она важных интересов (ядро жизненного мира, которое формирует ткань повседневности, состоящей из устойчивых, полуавтоматических практик) и зона любопытного (периферия жизненного мира, которая не связана с интересами индивида, путями его социального самоутверждения, и самореализации; эта зона релевантна душевному и духовному миру индивида, но не соприкасается с его практикой).
Гибкий сценарий интервью, опирающийся на «принцип воронки», позволяет улавливать структуру жизненного мира информантов. Через широкие вопросы, приглашающие к рассказу, исследователь обнаруживает зоны жизненно важного и интересного, структуру компетентности информанта (з оны компетентности информанта) и зоны невежества («мир Других»). О мире Других информант имеет смутное, неадекватное знание, принимающее форму стереотипов, предубеждений.
|
|
Информант выступает в ходе интервью в двояком качестве. С одной стороны, он является источником информации о своей жизни, с другой – он может быть повседневным экспертом.
Жизненный мир личности – мир драматический. Центр этой драмы – борьба человека против своего духовного разрушения. Душа – внутренний мир личности, активное, целесообразное начало, инструмент познания и регулятор действия, деятельности и творчества. Быть и существовать - естественное предназначение растительной души. Жить с комфортом и сохранять гармонию свою и природы - естественное предназначение животной души. Превращать живое в духовное – предназначение человеческой (поэтической, творческой) души.
Духовность - высший уровень самосознания человека и эмоционального отношения к явлениям окружающей жизни. Духовность человека – это умение выйти за границы своего “Эго”, несвязанность с самим собой, трансличностность. Духовность – это достижение гармонии идентичности и сопричастности вселенскому началу жизни, открытие смысла жизни в космическом, трансперсональном контексте. Духовность – это обретение свободы, достоинства.
Индивидуальность человека проявляется созвездием духовных качеств:
· автономности (независимости),
· терпимости (многомерности личности, способности увидеть себя в другом),
· аутентичности (искренности, умения быть самим собой),
· ответственности, внимательности, отзывчивости (открытости смыслам, любви к природе, любви к друзьям и даже врагам своим).
Ментальный опыт (уровень интеллектуального развития, интеллект) определяет как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее. Чем выше уровень интеллектуального развития человек, тем более субъективно богатой и объективной является его индивидуальная картина мира.