Детско-родительский проект по патриотическому вопитанию дошкольников
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»
Подготовила
Абрамова Т.Н.
Актуальность:
Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовнонравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.
|
|
Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.
Патриотические чувства, правильно и вовремя сформированные, способны повлиять на мотивацию дальнейших поступков ребенка уже во взрослой жизни, такой человек не будет называться «Иваном, не помнящем родства», человеком «без рода, без племени» и будущее России наверняка будет в надёжных руках. Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Физическое развитие
• Художественно-эстетическое развитие.
Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский, детско-родительский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники: инструктор по физической культуре, воспитатель, дети старшей группы, родители.
Цель: Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственнопатриотических чувств к Родине и ее истории.
Задачи:
• Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю
• Расширять представления детей о защитниках России — богатырях
• Обогащать активный словарь дошкольников, кругозор и эрудицию
• Привлечение родителей к воспитанию патриотизма в семье
• Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия.
|
|
Активизация словаря:
Богатырь, доспехи, снаряжения, славяне, руссичи, былины, меч, булава, лук, стрелы, ножи, гусли.
Методы и приёмы:
• Наглядные: подбор иллюстраций, сбор информации.
• Словесные: чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей, разучивание стихотворения «Русский богатырь», беседы о русских богатырях, проведение викторины.
• Практические: изготовление поделок русских богатырей из пластилина, спортивное развлечение с участием родителей.
Материалы и оборудование:
Иллюстрация с изображением русских богатырей, материал для лепки (пластилин, стека, доска, вода, тряпочка для вытирания рук), два комплекта картинок с доспехами богатырей, пустая корзина и корзина с маленькими мячами, кегли, воздушные шарики, дротики, канат, 20 капсул от киндер-сюрприза, 2 ложки, 4 блюдца, 2 скамьи, 2 арки, 2 гимнастические палки, подобранное к развлечению музыкальное сопровождение.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности | |
Двигательная | Спортивное развлечение «Богатыри земли Русской» | |
Игровая | Режиссерская игра «Богатырь» | |
Коммуникативная | Беседы, словесные игры, вопросы, рассматривание картин, викторина. | |
Музыкальная | Прослушивание музыки, песен. | |
Продуктивная | Лепка «Богатырь в доспехах» | |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Чтение былин, пословиц, заучивание стихотворения. |
Предварительная работа в группе:
• чтение отрывков из былин о русских богатырях;
• рассматривание репродукций, иллюстраций В. Васнецова, И. Глазунова,И.Репина о богатырях;
• просмотр мультипликационных фильмов о богатырях;
• прослушивание фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Глинки;
• толкование пословиц и поговорок о богатырях.
в семье:
• просмотр кинофильмов о богатырях в кругу семьи («Илья Муромец», «Руслан и Людмила», «Добрыня Никитич», «Финист — ясный сокол»).
Ожидаемый результат:
• дети имеют представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
• умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
• проявляют чувство гордости за богатырскую силу России.
План реализации проекта
День недели | Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Деятельность родителей |
Понедельник | Чтение отрывков из былин о русских богатырях: «Илья Муромец и Соловей- Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Режиссерская игра по мотивам жизни русских богатырей. | Беседа: «Кто такие богатыри русские?» Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри» | Привлечь родителей к изготовлению атрибутов по теме проекта - костюмы богатырей для кукол, подбор иллюстративного материала по теме, в том числе карточек с изображением оружия богатырей (меч, булава, палица, копьё, секира, топор, лук и стрелы, ножи, кинжал). Приобретение богатырских доспехов (щит и меч) для мини- музея. Участия в создании «Книги народной мудрости» - дети вместе с родителями выражают в рисунках содержание русских народных пословиц о силе и мудрости русского народа. Порекомендовать родителям посетить с детьми памятные места нашего города Самара, посвященные защитникам Родины.
Участие в итоговом спортивном развлечении. |
Вторник | Рисование на тему «На заставе богатырской». Дидактическая игра «Да — нет» Разучивание пословиц о богатырях | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глинки, песни Пахмутовой «Богатырская сила» Организация выставки рисунков. Знакомство с пословицами о богатырях | |
Среда | Разучивание стихотворения Т.Лаптевой «Русский богатырь». Дидактическая игра «Воины Руси» | Разучивание стихотворения Т.Лаптевой «Русский богатырь». | |
Четверг | Изготовление поделки из пластилина «Богатырь русский». Участие в викторине «Богатырская» | Изготовление поделки из пластилина «Богатырь русский». Организация выставки поделок. Проведение викторины «Богатырская» | |
Пятница | Участие в итоговогом спортивном развлечении. | Проведение итогового спортивного развлечения. |
|
|
Дидактическая игра «Да — нет»
Наша Родина сильна. (да)
И у нас она одна. (да)
На Руси богатыри есть. (да)
Им всегда хвала и честь. (да)
Илья Муромец — герой. (да)
Он был самый молодой. (нет)
Соловья он победил. (да)
Из автомата подстрелил. (нет) Алёша Попович — тоже герой. (да)
Он сильный, смелый, молодой. (да)
Он в Киеве граде дружинником был. (да)
Карабаса в бою победил. (нет)
На танках боролись богатыри с врагом. (нет)
Они воевали с мечом и копьём. (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым. (нет)
Он змея сумел победить своей силой. (да)
Гордимся мы нашими богатырями. (да)
Хотим ли быть такими же сами. (да)