Общая калорийность пищевого рациона в расчете на 1 кг массы тела в сравнении со взрослым выше у растущего детского организма и ниже у стариков
Количество белка в рационе детского питания должно составлять 1,2-1,5 г/кг в сутки.
При ограниченном поступлении питательных веществ имеет место повышенная утомляемость, снижаются как физическая, так и умственная работоспособность, замедляется рост и развитие детей, уменьшается масса тела, могут появляться отеки (при белковой недостаточности), снижается устойчивость организма к инфекционным заболеваниям.
Переедание приводит к развитию дискомфорта в функциях желудочно-кишечного тракта, сонливости, ожирению, снижению физической активности и трудоспособности. Увеличение массы тела и ожирение являются факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и уменьшения продолжительности жизни.
Принято считать, что наиболее рациональным является четырехразовый прием пищи в одни и те же часы суток. Интервал между приемами пищи должен составлять 4-5 часов. Этим достигается более равномерная функциональная нагрузка на пищеварительный аппарат, что способствует созданию оптимальных условий для полной обработки пищи.
Рекомендуется вечерний прием легкоусвояемой пищи не позднее, чем за 3 часа до отхода ко сну.
Общую калорийность суточного пищевого рациона целесообразно распределять следующим образом:
· на завтрак — 25%,
· второй завтрак — 15%,
· обед — 35%,
· ужин — 25%.
В случае невозможности осуществления четырехразового питания оно может быть трехразовым:
· 30% калорий суточного пищевого рациона на завтрак,
· 45% — на обед,
· 25% — на ужин.
Опасность для здоровья человека могут представлять вещества, которые содержатся в пищевых продуктах, выращенных или переработанных без соблюдения санитарно-гигиенических требований к сельскохозяйственным или промышленным технологиям. Это пестициды, нитраты, радионуклиды, лекарственные средства, металлы, пищевые добавки, консерванты. При попадании в организм они могут оказывать на ткани токсическое воздействие (металлы, радионуклиды), вызывать аллергические реакции (пищевые добавки, консерванты, лекарственные вещества). Пестициды могут накапливаться в жировой ткани, и медленно выводясь из организма оказывать длительное токсическое влияние.
Практическое занятие №3
Название практического занятия: Значение химических элементов для живых организмов и их влияние. Группы и типы загрязнителей окружающей среды.
Вопросы практического занятия:
1.Химические элементы в природе и основные принципы отравляющего воздействия их соединений.
1. К токсичным элементам количество которых проверяется относятся тяжелые металлы и мышьяк. Они попадают в организм через еду и собираются в органах и тканях организма.
2. Свинец. Ионы свинца образуют прочную связь с сульфогидрильными белковыми группами и тормозят работу различных ферментных систем. Они обладают способностью сбора в костных тканях организма. В составе продуктов (зерно, овощи) растущих в близи интенсивного движения автомобилей собираются соединения свинца, которые попадают из соединений автомобильного бензина и находятся в растений в виде триэтила свинца.
3. Мышьяк. Этот элемент в чистом виде ядовит только в высоких концентрациях. Его соединения как ангидрид,арсенит, арсенат мышьяка очень ядовиты. Источниками загрязнения окружающей среды мышьяком являются электростанции использующие уголь. Мышьяк применяется в производстве полупроводников, стекла, краски, эмали и цехах по плавлению меди.
4. Кадмий. Ионы кадмия по сравнению со свинцом, имеют очень токсичное действие для человека. Источниками загрязнения пищевых продуктов этим элементом являются сточные воды промышленных учреждений, некоторые виды фосфорных удобрений.
5. Ртуть – опасна для организма человека в связи с тем, что обладает способностью собирается в организме и высоким токсичным (ядовитым) влиянием. Алкилированные соединения ртути – пестициды, являются основными источниками попадания ртути в продукты питания.
6. Медь– основным источником попадания являются медные изделия (казан, оборудование и др.) используемые в пищевой промышленности.
7. Цинк – основные источники, посуда для хранения продуктов (пищи) изготовленная из цинка.
Практическое занятие №4
Название практического занятия Классификация ядовитых веществ. Природные и синтетические яды. Газообразные и жидкие ядовитые вещества. Основы токсикометрии.
Вопросы практического занятия:
1. Методы определения ядовитых веществ и их количества. Изучение типов методов.
Классификация ядов В связи с большим количеством токсических веществ и специфическим характером их биологического воздействия в настоящее время существует несколько видов классификаций. Чаще всего используется классификация токсических веществ, отражающая их практическое применение
. 1. Промышленные яды.
2. Ядохимикаты, используемые для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
3. Лекарственные средства.
4. Бытовые химикаты.
5. Биологические растительные и животные яды.
6. Боевые отравляющие вещества.
Химическая классификация ядов предусматривает деление всех веществ на органические, неорганические и элементоорганические. Существуют еще гигиеническая, токсикологическая и классификация ядов по избирательной токсичности (пример: «сердечные, нервные, печеночные, почечные»), по типу развивающейся гипоксии; кроме этого, имеется патохимический вариант систематизации.
Классификация отравлений. Классификация отравлений как заболеваний химической этиологии имеет в своей основе 3 ведущих принципа: этиопатогенетический, клинический и нозологический.