U0.01 U0.05
! ? …
___________________38__________51________60________________
Uэмп=60
Uэмп> Uкр
Ответ: Н0 принимается. Группа студентов-психологов не превосходит группы студентов-физиков по уровню невербального интеллекта.
Решение в Excel
- Занести показатели в два столбца.
- Проранжировать, используя статистические функции
=РАНГ(А1;$А$1:$В$14;1)+(СЧЕТЕСЛИ($А$1:$В$14; А1)-1)/2
- Найти суммы рангов по каждой группе.
- Подставить их в расчетные формулы
,
- Найти эмпирическое значение критерия
- Найти уровень значимости для эмпирического значения
Если уровень значимости не превышает 0,05, принимается альтернативная гипотеза о значимом различии.
Задание 2
Решите самостоятельно в Excel задачу, данные которой приведены в таблице. Сделайте вывод о различиях в показателях.
Физики | 132 | 134 | 124 | 132 | 135 | 132 | 131 | 132 | 121 | 127 | 136 | 129 | 136 | 136 |
Психологи | 126 | 127 | 132 | 120 | 119 | 126 | 120 | 123 | 120 | 116 | 123 | 115 |
|
|
Задачи для решения в аудитории
Решите все последующие задачи в Excel.
Задача 1
В группе слушателей ФПК по педагогике и психологии назрел глухой конфликт между иногородними слушателями и слушателями, проживающими в Санкт-Петербурге, где и проходили занятия. В курсе психологического практикума по групповой психологии иногородним слушателям было предложено принять на себя роль петербуржцев и участвовать в споре на их стороне. 17 слушателей были протагонистами – активными игроками, перевоплотившимися в петербуржцев, а 16 суфлировали им, подсказывая реплики и ссылки на те или иные факты. После этого сеанса социодраматической замены ролей участникам был задан вопрос: «Если принять за 100% психологическую дистанцию между Вами и петербуржцами до дискуссии, то, насколько она сократилась или увеличилась после дискуссии?». Все представленные показатели имеют отрицательный знак, что свидетельствует о сокращении дистанции.
Протагонисты | 75 | 70 | 30 | 45 | 75 | 20 | 10 | 15 | 45 | 65 | 60 | 30 | 25 | 20 | 50 | 50 | 55 |
Суфлеры | 10 | 10 | 15 | 5 | 20 | 25 | 10 | 5 | 30 | 25 | 45 | 30 | 10 | 5 | 15 | 10 |
Могут ли данные использоваться как подтверждение идеи о том, что принятие на себя роли оппонента способствует сближению с ним?
Задача 2
В эксперименте по исследованию тревожности (опросник Спилберга) испытуемым предлагалось ответить на 40 вопросов (20 вопросов по шкале ситуативной тревожности СТ и 20 – по шкале личностной тревожности ЛТ). Было обследовано 18 человек. Показатели представлены в таблице.
СТ | 45 | 30 | 28 | 50 | 68 | 73 | 26 | 65 | 32 | 69 | 52 | 43 | 51 | 23 | 66 | 71 | 37 | 54 |
ЛТ | 32 | 44 | 46 | 52 | 59 | 78 | 40 | 58 | 39 | 75 | 53 | 60 | 50 | 33 | 78 | 80 | 56 | 50 |
Можно ли утверждать, что один из уровней тревожности превосходит другой?
|
|
Задача 3
В эксперименте по исследованию интеллектуальной настойчивости испытуемым предъявлялись сначала разрешимые 4-буквенные, 5-буквенные и 6-буквенные анаграммы, а затем неразрешимые анаграммы, время над которыми не ограничивалось. Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Показатели длительности попыток в решении неразрешимых анаграмм представлены в таблице. Гр1 (n=12) – анаграмма КАМУСТО; Гр2 (n=11) – анаграмма ГРУТОСИЛ
Гр.1 | 145 | 194 | 731 | 1200 | 145 | 210 | 236 | 385 | 720 | 848 | 905 | 1080 |
Гр.2 | 128 | 283 | 469 | 482 | 1678 | 2081 | 60 | 2361 | 3600 | 564 | 2416 |
Можно ли утверждать, что длительность попыток решения анаграмм примерно одинакова?
Задача 4
В исследовании изучалась проблема психологических барьеров при обращении в службу знакомств у мужчин и женщин. В эксперименте участвовали 17 мужчин и 23 женщины в возрасте от 17 до 45 лет. Испытуемые должны были отметить на отрезке точку, соответствующую интенсивности внутреннего сопротивления, которое им пришлось преодолеть, чтобы обратиться в службу знакомств. Длина отрезка, отражающая максимально возможное сопротивление, составляла 100 мм.
Мужчины | 81 | 80 | 73 | 72 | 72 | 69 | 69 | 65 | 65 | 62 | 60 | 54 | 54 | 43 | 30 | 26 | 26 | ||||||
Женщины | 70 | 66 | 66 | 63 | 63 | 61 | 60 | 54 | 47 | 43 | 41 | 40 | 39 | 38 | 38 | 35 | 30 | 27 | 25 | 23 | 17 | 10 | 9 |
Можно ли утверждать, что мужчинам приходится преодолевать субъективно более мощное сопротивление?
Задача 5
В исследовании использовался опросник, направленный на выявление тенденции к вытеснению из памяти фактов, имен, намерений и способов действия, обусловленному личными, семейными и профессиональными комплексами. Выборка из 50 студентов Педагогического института была обследована с помощью данного опросника, а также методики Менестера-Корзини для выявления интенсивности ощущения собственной недостаточности, или «комплекса неполноценности» (Manaster G.J., Corsini R.J., 1982)
Группа 1: энергия вытеснения от 19 до 31 балла
Группа 2: энергия вытеснения от 7 до 13 баллов
Группа 1: | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 20 | 20 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 50 | 50 | 60 | 60 | ||||||
Группа 2: | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 15 | 15 | 20 | 20 | 20 | 20 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Можно ли утверждать, что показатели интенсивности ощущения собственной недостаточности в группе студентов с высокой энергией вытеснения выше, чем показатели интенсивности ощущения собственной недостаточности в группе студентов с низкой энергией вытеснения?
Задача 6
В исследовании из 70 юношей учащихся ПТУ в возрасте от 14 до 16 лет было отобрано по результатам обследования по Фрайбургскому личностному опроснику 10 испытуемых с высоким показателем по шкале Агрессивности и 11 испытуемых с низким показателем по шкале Агрессивности. В таблице представлен показатель расстояния, которое они спонтанно выбирают в разговоре с сокурсником.
высокий | 30 | 40 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 70 | 80 | 90 | |
низкий | 40 | 45 | 65 | 75 | 75 | 75 | 75 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Можно ли утверждать, что молодые люди с высоким показателем Агрессивности выбирают для общения более близкое расстояние?