Построим ось значимости

                              U0.01           U0.05

                 !                ?                 …

___________________38__________51________60________________

 

Uэмп=60

Uэмп> Uкр

Ответ: Н0 принимается. Группа студентов-психологов не превосходит группы студентов-физиков по уровню невербального интеллекта.

 

Решение в Excel

  1. Занести показатели в два столбца.
  2. Проранжировать, используя статистические функции

=РАНГ(А1;$А$1:$В$14;1)+(СЧЕТЕСЛИ($А$1:$В$14; А1)-1)/2

  1. Найти суммы рангов по каждой группе.
  2. Подставить их в расчетные формулы

,

 

  1. Найти эмпирическое значение критерия

  1. Найти уровень значимости для эмпирического значения

 

Если уровень значимости не превышает 0,05, принимается альтернативная гипотеза о значимом различии.

 

Задание 2

Решите самостоятельно в Excel задачу, данные которой приведены в таблице. Сделайте вывод о различиях в показателях.

Физики 132 134 124 132 135 132 131 132 121 127 136 129 136 136
Психологи 126 127 132 120 119 126 120 123 120 116 123 115    

 

Задачи для решения в аудитории

Решите все последующие задачи в Excel.

Задача 1

В группе слушателей ФПК по педагогике и психологии назрел глухой конфликт между иногородними слушателями и слушателями, проживающими в Санкт-Петербурге, где и проходили занятия. В курсе психологического практикума по групповой психологии иногородним слушателям было предложено принять на себя роль петербуржцев и участвовать в споре на их стороне. 17 слушателей были протагонистами – активными игроками, перевоплотившимися в петербуржцев, а 16 суфлировали им, подсказывая реплики и ссылки на те или иные факты. После этого сеанса социодраматической замены ролей участникам был задан вопрос: «Если принять за 100% психологическую дистанцию между Вами и петербуржцами до дискуссии, то, насколько она сократилась или увеличилась после дискуссии?». Все представленные показатели имеют отрицательный знак, что свидетельствует о сокращении дистанции.

Протагонисты 75 70 30 45 75 20 10 15 45 65 60 30 25 20 50 50 55
Суфлеры 10 10 15 5 20 25 10 5 30 25 45 30 10 5 15 10  

Могут ли данные использоваться как подтверждение идеи о том, что принятие на себя роли оппонента способствует сближению с ним?

Задача 2

В эксперименте по исследованию тревожности (опросник Спилберга) испытуемым предлагалось ответить на 40 вопросов (20 вопросов по шкале ситуативной тревожности СТ и 20 – по шкале личностной тревожности ЛТ). Было обследовано 18 человек. Показатели представлены в таблице.

СТ 45 30 28 50 68 73 26 65 32 69 52 43 51 23 66 71 37 54
ЛТ 32 44 46 52 59 78 40 58 39 75 53 60 50 33 78 80 56 50

Можно ли утверждать, что один из уровней тревожности превосходит другой?

Задача 3

В эксперименте по исследованию интеллектуальной настойчивости испытуемым предъявлялись сначала разрешимые 4-буквенные, 5-буквенные и 6-буквенные анаграммы, а затем неразрешимые анаграммы, время над которыми не ограничивалось. Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Показатели длительности попыток в решении неразрешимых анаграмм представлены в таблице. Гр1 (n=12) – анаграмма КАМУСТО; Гр2 (n=11) – анаграмма ГРУТОСИЛ

Гр.1 145 194 731 1200 145 210 236 385 720 848 905 1080
Гр.2 128 283 469 482 1678 2081 60 2361 3600 564 2416  

Можно ли утверждать, что длительность попыток решения анаграмм примерно одинакова?

Задача 4

В исследовании изучалась проблема психологических барьеров при обращении в службу знакомств у мужчин и женщин. В эксперименте участвовали 17 мужчин и 23 женщины в возрасте от 17 до 45 лет. Испытуемые должны были отметить на отрезке точку, соответствующую интенсивности внутреннего сопротивления, которое им пришлось преодолеть, чтобы обратиться в службу знакомств. Длина отрезка, отражающая максимально возможное сопротивление, составляла 100 мм.

Мужчины 81 80 73 72 72 69 69 65 65 62 60 54 54 43 30 26 26            
Женщины 70 66 66 63 63 61 60 54 47 43 41 40 39 38 38 35 30 27 25 23 17 10 9

Можно ли утверждать, что мужчинам приходится преодолевать субъективно более мощное сопротивление?

 

Задача 5

В исследовании использовался опросник, направленный на выявление тенденции к вытеснению из памяти фактов, имен, намерений и способов действия, обусловленному личными, семейными и профессиональными комплексами. Выборка из 50 студентов Педагогического института была обследована с помощью данного опросника, а также методики Менестера-Корзини для выявления интенсивности ощущения собственной недостаточности, или «комплекса неполноценности» (Manaster G.J., Corsini R.J., 1982)

Группа 1: энергия вытеснения от 19 до 31 балла

Группа 2: энергия вытеснения от 7 до 13 баллов

Группа 1: 0 0 0 0 0 20 20 30 30 30 30 30 30 30 50 50 60 60            
Группа 2: 0 0 5 5 5 5 10 10 10 10 10 10 15 15 20 20 20 20 30 30 30 30 30 30

 

Можно ли утверждать, что показатели интенсивности ощущения собственной недостаточности в группе студентов с высокой энергией вытеснения выше, чем показатели интенсивности ощущения собственной недостаточности в группе студентов с низкой энергией вытеснения?

 

 

Задача 6

В исследовании из 70 юношей учащихся ПТУ в возрасте от 14 до 16 лет было отобрано по результатам обследования по Фрайбургскому личностному опроснику 10 испытуемых с высоким показателем по шкале Агрессивности и 11 испытуемых с низким показателем по шкале Агрессивности. В таблице представлен показатель расстояния, которое они спонтанно выбирают в разговоре с сокурсником.

высокий 30 40 50 50 50 50 50 70 80 90  
низкий 40 45 65 75 75 75 75 100 100 100 100

Можно ли утверждать, что молодые люди с высоким показателем Агрессивности выбирают для общения более близкое расстояние?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: