Государство и общество: характер соотношения

Предмет теории права и государства как науки.

 

Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Предмет и объект теории государства и права как науки.

Объект изучения теории государства и права - это целостное явление государства и права, изучаемое также, со стороны своего предмета иными науки.

Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право.

Предмет теории государства и право - это то, что изучает теория государства и права под своим углом исследования объекта.

Предметом науки теории государства и права выступают общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Структура теории государства и права как науки.

Структуру теории государства и права как науки составляют:

- совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

 

 

Функции теории права и государства.

 

Функции теории государства и права как науки - это характерная и прикладная составляющая теории государства и права, отражающая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений.

 

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

- Онтологическая, отраженна в научных изысканиях науки теории государства и права в сфере наиболее философских вопросов бытия общества, в частности, что есть государство и право.

- Гносеологическая функция (познавательная), отраженная в деятельности по выявлению сущности и природы теории государства и права, накоплению теоретических знаний по этому вопросу.

- Идеологическая функция, отраженна в том, что выводы и достижения науки теории государства и права влияют на правосознание, правовую культуру индивида, а также на государственную идеологию.

- Эвристическая функция, находит отражение в результатах изыскания науки теории государства и права, в открытии последней новых закономерностей происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

- Образовательная функция, отраженна в том, что наука теории государства и права вырабатывает базу для учебной дисциплины теории государства.

- Методологическая функция, отраженна в том, что наука теории государства и права, являясь основополагающей юридической наукой, вырабатывает систему понятий и категорий, на основе которых строятся иные юридические науки.

 

Методы теории права и государства.

 

Метод теории государства и права - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых изучаются и постигаются общие закономерности происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Классификация методов теории государства и права:

- Всеобщие (философские) методы, подразделяются на метафизику и диалектику, последняя разделяется на материалистическую диалектику и идеалистическую диалектику, идеалистическая диалектика делится на субъективный идеализм и объективный идеализм.

- Общенаучные методы, среди которых выделяется анализ, синтез, индукция, дедукция, а также системный метод и метод научного эксперимента.

- Частнонаучные методы, в частности социологический, статистический и кибернетический, статистический, системный исторический и психологический метод познания.

- Частноправовые методы, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический метод.

 

Теории права и государства в системе юридических и иных наук.

 

Связь ТГиП с различными общественными науками носит двусторонний характер. С одной стороны теория государства и права использует достижения общественных наук, с другой – последние учитывают, в той или иной степени, разработке по теории права и государства. Этот вывод следует из фундаментального принципа единства и взаимосвязи научного знания. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно можно подразделить на три большие группы:

технические (например, механика); естественные (например, физиология); гуманитарные (общественные).

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. Юридические науки в зависимости от особенностей их предмета можно разделить на несколько групп.

1) Теоретические юридические науки изучают наиболее общие вопросы понимания государственно-правовые явления; эти науки представлены теорией права и государства. Соответствующий учебный курс может называться по-разному: и «теория государства и права», и «общая теория государства и права», и «общая теория государства и права», и, наконец, «общая теория права».

2) Исторические юридические науки рассматривают процесс развития государственно-правовых учреждений (история государства и права) или учений о государстве и праве (история политических и правовых учений).

3) Отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное, трудовое т т.д.) исследуют конкретные юридические учреждения и предписания, а также соответствующую практику. Это основной по объему блок юридических наук и учебных дисциплин. Изучение конкретных правовых норм, получение навыков и реализации – один из важнейших составляющих юридического обозрения.

4) Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная дисциплина, судебная психиатрия и т.д.) используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.

Теория права и государства для различия различных юридических наук имеет общее, фундаментальное, направляющее, методологическое знание. Каждая наука имеет самостоятельную ценность, изучая свой предмет.

 

Государство и общество: характер соотношения.

 

При различении общества и государства под обществом имеется в виду неполитическая сфера жизни людей в качестве частных лиц, а под государством - политическая сфера их жизни в качестве публичных лиц (субъектов публично-политической общности и власти, граждан). Дифференциация этих двух сфер, отделение и относительно самостоятельное бытие частных и публичных, неполитических и политических явлений и отношений представляют собой результат длительного социально-исторического развития людей, форм и способов организации жизни свободных индивидов. Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное. Государство социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство-явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль возвышаться над обществом, огосударствлять его, т.е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах.. Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество обратной.

Государство и общество находятся во взаимосвязи:

1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;

3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;

4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином. Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность.функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: