Система права – объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты.
Система законодательства - совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права, т.е. законодательство служит внешней формой выражения права.
Правовая система – совокупность формально-правых общностей, источников, и систем права опред. гос-в, понятийно-прав. аппарата и соотв. научных трактовок: англо-саксонская (с-ма прецедентного права), романо-германская, религ. –прав., социалистич., с-ма обычного права.
Обычно называются следующие различия между системой права и системой законодательства.
1.Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате целенаправленной деятельности.
|
|
2.Система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, в то время как система законодательства выражает структуру формы права.
3.Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт.
4. Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов.
Соотношение понятий «система права» и «правовая система». Право как система норм права, будучи элементом правовой системы, оказывает влияние на все другие элементы правовой системы. Право оказывает влияние: насубъектов – строят свое поведение в рамках определенного законом их правового статуса (модели субъектных прав и юридических обязанностей); отношения субъектов – предписывает эти отношения надлежаще оформлять в рамках соответствующих юридических процедур; правовую культуру – акцентирует внимание субъектов на необходимость знания, понимания природы права и их активного правомерного поведения; саму правовую организацию (на себя как системного регулятора) – в нормах права учитываются синергетически складывающиеся новые общественные отношения и связи между людьми и устанавливаемые ими новые правила поведения. В свою очередь право как система юридических норм испытывает на себе влияние других элементов правовой системы и среды (экономическое, духовное состояние общества, геополитический, международный и географический факторы, природные ресурсы и т. д.). От степени участия субъектов права в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов, от уровня их правовой культуры зависит качество юридических норм, закрепляемых в институтах и отраслях права, их эффективная реализация в реальной жизни в интересах различных слоев населения.
|
|
Публичное и частное право: понятие и соотношение.
Публичное право – совокупность отраслей права, в которых интерес государства и общества возводится в приоритет (КП, уголовное, финансовое, экологическое, отчасти трудовое право). Главное – государство, общее благо; интерес индивида не на первом месте.
Частное право – совокупность отраслей, в которых интересы индивидов имеют первостепенное значение (гражданское, семейное, международное частное, отчасти трудовое).
Соотношение частного и публичного права:
1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;
2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;
3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.
Систематизация законодательства: понятие, формы.
Систематизация законодательства это процесс упорядочения нормативно-правового материала одним из 4 способов:
1) инкорпорация – издание свода всех действующих законов;
2) кодификация –издание кодексов путем объединения нескольких актов в один большой;
3) консолидация – издание регламентов, основ законодательств, путем объединения нескольких актов, но без коренной переработки их содержания,
4) первичный учет – карточный файловый (компьютерный) которым можно заниматься даже в домашних условиях.
Систематизация не является нормотворчеством.
По систематизации законодательства писали профессора Захаров, Чечот, Морозова.