Значение признания частной собственности как основы формирования гражданского общества

гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую самоорганизующуюся общественную структуру. Частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым. Частные предприятия, земля, недвижимость (в том числе сдаваемая в аренду); ценные бумаги, приносящие доход; денежные средства, приносящие проценты; интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, - все это частная собственность.

Полагаем, значимость частной собственности для становления эффективной государственности заключается не только в ее роли как одного из элементов и основы построения гражданского общества, но также и в том, что именно частная собственность дает активную личность, выстраивающую отношения с государством на принципах взаимоответственно-сти. Человек в развитой государственноправовой культуре одновременно выступает в двух ипостасях: как свободный индивид -субъект гражданского общества, носитель частных интересов, и как гражданин - член государства, действующий в сфере публичных интересов. Однако, как подчеркивается в литературе, масштаб современного демократического общества делает невозможной активную публичную, гражданскую позицию каждого: общество стало слитком сложным, политическая власть - слишком централизованной и т.д

Значимость частной собственности в становлении и развитии государственности, гражданского общества, формировании активной личности предопределяет особенности права частной собственности как объекта конституционной охраны. В первом приближении никаких особенностей в механизме охраны частной собственности быть не должно, поскольку в Конституции РФ (ч. 2 ст. 8) закреплен принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В то же время, если обратиться к конституционной норме, посвященной защите (охране) не формы собственности, а права собственности (ч. 1 ст. 35), мы убеждаемся, что данная норма связана с охраной права только частной собственности. По мнению М. Ковалевского, подобное повышенное внимание конституционного законодателя к праву частной собственности вполне можно объяснить той политической обстановкой, в которой принималась ныне действующая Конституция РФ. В России, где более 70 лет доминировала государственная собственность и административное управление экономикой, на основе приватизации государственного имущества был осуществлен переход к рыночной экономике, требующей появления большого числа частных собственников и защиты прав этих собственников. Конституционный законодатель, руководствуясь подобными соображениями и опасаясь возврата к прежней экономической и политической системам, принял решение о придании конституционного значения направленности осуществляемых реформ и включил в акт наивысшей юридической силы норму, закрепляющую правило об охране законом права именно частной собственности.

Как отмечается в литературе, данное правило следует рассматривать в качестве: 1) прямого указания на то, что конституционной основой экономики России является частная собственность; 2) косвенного указания на конституционность рыночного характера данной экономики; 3) косвенного указания на невозможность пересмотра результатов проведенной приватизации государственного имущества.

Таким образом, можно сделать вывод, что значимость частной собственности для становления эффективной государственности проявляется в нескольких аспектах: через институт права и свобод человека и гражданина, поскольку активная личность - необходимый субъект и гражданского общества, и сильного государства; через различные институты гражданского общества, его экономическую составляющую, поскольку гражданское общество - это система, где все элементы находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

 

 

35. Конституционно-правовые гарантии социальной защиты граждан.

Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои социальные права всеми способами, не запрещенными законом. Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом - от обращения за помощью к судам, до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 К. РФ.

Система конституционной защиты социальных прав населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития.

Право на защиту материнства и детства, защиту от безработицы, защиту жилища, и других благ является важнейшим, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Признание прав и свобод человека высшей ценностью, в том числе и социальных прав, их защиты - обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции РФ положения о России как о демократическом правовом государстве (ст. 1 К. РФ). Конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты социальных прав и свобод, а также устанавливать чёткие юридические процедуры такой защиты.

Обязанность по защите социальных прав граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в неё субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они действуют в рамках своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ. Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата.

Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

36. Конституционные основы духовно-культурной деятельности.

Нормы конституционного права в минимальном объеме регулируют данную область общественной жизни, стараясь не вторгаться во внутренний мир человека. Вместе с тем, государство заинтересовано в создании условий для оптимального развития духовно-культурной сферы личности. Для этого оно устанавливает важнейшие принципы, на базе которых обеспечивается доступность получения духовно-культурных благ.

Главным элементом данной сферы следует признать образование.

В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт как религия. Ее влияние ощущается не только в духовной, но и в политической жизни общества. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.

Современное государство строит свои отношения с церковью на основе провозглашения отделения церкви от государства. В то же время, провозглашая невмешательство в ее дела, оно гарантирует равенство всех религиозных конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования.

Гражданам Российской Федерации в соответствии со ст.43 Конституции гарантируется возможность получить образование. Гарантией этого является государственное и муниципальное его финансирование.

Основным, общим является образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. Оно обязательно. Учеба в 10, 11 классах осуществляется по желанию учеников.

Следует особо отметить, что наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями в настоящее время разрешается деятельность и негосударственных — частных школ, образовательных учреждений, создаваемых общественными объединениями.

Кроме общего ст.43 Конституции РФ и Закон РФ «Об образовании» предусматривают право граждан на конкурсной основе получить высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Развитию культурно-духовных отношений в России способствует также закрепление в ст.44 Конституции РФ свободы творчества. Она гарантируется положениями Основ законодательства РФ о культуре. В них устанавливается, что органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность за исключением случаев открытой пропаганды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости, порнографии.

Российская Конституция предусматривает в ч.2 ст.44 право на участие в культурной жизни страны и пользование учреждениями культуры, гарантирует свободный доступ к культурным ценностям.

С этим правом неразрывно связана обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 

37. Сущность идеологического многообразия и его значение для демократического развития России.

Статья 13 Конституции РФ 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Согласно приведенной статьи устанавливается мера и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.

Идеология — это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений.

1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом.

2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.

3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации.

4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями.

5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое Многообразие.

Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.

Зависимость государственной власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть, а также последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разные органы государственной власти или лица придерживаются различных идеологических воззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации в 1993г.

Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за внедрение своих сторонников в те или иные государственные структуры, что еще раз убедительно продемонстрировали выборы в Федеральное Собрание.

Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч.3 данной статьи Конституции принцип политического многообразия, многопартийности.

38. Правовой статус религиозных объединений.

ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 29.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):

Религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ,образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в форме:

1. религиозных групп — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. религиозных организаций (РО) — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).

Наименование РО должно содержать сведения о ее вероисповедании. РО обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Учредителями местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Централизованные РО образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

РО действует на основании устава, который должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

РО подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001.

Решение о государственной регистрации РО принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом.

Основаниями для государственной регистрации централизованных РО, а также РО, образуемых централизованными РО, являются:

заявление о регистрации;

список учредителей РО;

устав создаваемой РО, утвержденный ее учредителем (-ями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой РО, по которому осуществляется связь с РО;

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

соответствующее решение правомочного органа учредителя;

документ об уплате государственной пошлины.

РО может быть отказано в государственной регистрации, если:

ее цели и деятельность противоречат законодательству РФ;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

учредитель (учредители) неправомочен.

Отказ в государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд.

Иностранная РО — организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства; ей может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории РФ; представительство иностранной РО не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего ФЗ и иных ФЗ и осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

Основания для ликвидации и запрета на деятельность РО или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

РО действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.

Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат законодательству РФ.

Богослужения, другие религиозные обряды беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных РО для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях РО, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

РО вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

РО вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности РО, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий; государство оказывает материальную и иную помощь при реставрации памятников истории и культуры;государство объявляет религиозные праздники нерабочими днями (по просьбе религиозной организации)

РО в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

Надзор за исполнением законодательства РФ осуществляют органы прокуратуры РФ.

 

39. Понятие основ правового статуса личности, их закрепление в Конституции Российской Федерации.

Основы правового статуса личности в РФ закреплены в виде специального конституционно-правового института, под которым понимается совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав.

Конституционно-правовой статус личности является одинаковым для всех. Им обладают: 1) граждане РФ; 2) иностранные граждане; 3)лица без гражданства (апатриды).

Содержание конституционно-правового статуса личности – это совокупность прав и обязанностей индивида во взаимоотношениях с РФ.

Конституционный статус личности складывается из закрепленных в Конституции РФ прав и свобод личности, а также обязанностей индивида перед государством.

РФ в целях соблюдения и защиты прав и свобод личности: 1) устанавливает в федеральных законах запреты на нарушения прав человека и гражданина в какой бы то ни было форме, устанавливает меры ответственности за такие нарушения в уголовном, административном, гражданском и ином порядке; 2) обеспечивает экономические, политические, социальные и иные условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории РФ независимо от пола, расы, национальности и других признаков.

Характерные черты основ конституционно-правого статуса личности в РФ: 1) конституционные права и свободы личности – основа государственной заботы и всей системы права в РФ; 2) они обладают высшей юридической силой; 3) эти права и свободы подлежат особой охране со стороны государства.

Конституция РФ регулирует основы правового статуса личности не в полном объеме, а устанавливает лишь основы этого статуса. Поэтому институт основ конституционно-правового статуса личности является комплексным и включает в себя нормы не только конституционного права, но и нормы других отраслей российского права, например нормы семейного, гражданского, уголовного, экологического и трудового права.

Элементы конституционно-правового статуса личности: 1) права и свободы человека и гражданина; 2) принципы конституционного статуса личности; 3) наличие либо отсутствие российского гражданства.

Конституционные права, свободы и обязанности личности – базовый элемент всего конституционно-правового статуса той или иной категории лиц. При этом вид категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица.

Принципы конституционно-правового статуса личности в РФ – основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее территории на законных основаниях.

Гражданство – основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ. Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина).

 

40. Принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

Принципы конституционного статуса личности – закрепленные нормами Конституции РФ основополагающие начала, регулирующие взаимодействие человека и гражданина с РФ.

Принципы конституционно-правового статуса личности: 1) равенство всех перед законом и судом; 2) равенство прав и свобод каждого; 3) права и свободы личности в РФ гарантируются государством; 4) основные права и свободы личности неотчуждаемы; 5) непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права в отношении прав и свобод личности.

Принцип равенства всех перед законом и судом заключается в том, что каждый независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п. обязан соблюдать законодательство РФ.

Федеральными законами могут быть установлены привилегии для отдельных категорий граждан, но эти привилегии не должны затрагивать основных прав и свобод человека. Эти привилегии устанавливаются в связи с исполнением тех или иных полномочий по должности. Каждый свободно и независимо от чьего-либо мнения осуществляет свои права и свободы, исполняет свои обязанности, а равно взаимодействует с другими субъектами правоотношений, отстаивает свои интересы, права при условии соблюдения законодательства РФ и прав и законных интересов других лиц и общества в целом.

Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения в равном объеме. Никто не может быть лишен этих прав и свобод.

РФ гарантирует реализацию всех элементов конституционно-правового статуса личности вРФ. За исключением случаев, когда ограничения предусмотрены законами и вызваны необходимостью защитить права и свободы других членов общества (например, при введении военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ или ее части, а равно в случае вынесения приговора суда, ограничивающего определенные права и свободы личности).

РФ обеспечивает реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ путем создания условий для этого в политической, экономической, иных сферах общественной жизни страны.

РФ, помимо гарантий неприкосновенности конституционно-правового статуса личност, устанавливает ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также за воспрепятствование их реализации.

Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод личности заключается в том, что ограничения государством или кем-либо в этих правах и свободах недопустимы, одновременно и отказ самого лица от конституционных прав и свобод юридически недействителен, т. е. недействительным признается и добровольный отказ лица от жизни (за исключением случаев самоубийства).

Неотчуждаемый характер присущ только естественным правам человека, тогда как производные от них права, например право собственности на определенную вещь, могут отчуждаться как по воле правообладателя, так и по воле иных лиц.

Принцип непосредственного действия основных прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что именно эти права и свободы определяют смысл и содержание конституционно-правового статуса личности.

 

41. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности – военный билет и т. д.

РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.

Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

 

42. Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Основания приобретения гражданства РФ: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство РФ; 3) в результате восстановления в гражданстве РФ; 4) по иным основаниям.

1. По рождению гражданство приобретается, если на день рождения ребенка: 1) оба его родителя или единственный его родитель являются гражданами РФ; 2) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно; 3) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ, в ином случае он станет лицом без гражданства; 4) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство; 5) родители ребенка неизвестны, а сам он находится на территории РФ, при условии, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения этого ребенка.

2. Прием в гражданство РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

В общем порядке гражданство РФ принимают желающие принять гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также: 1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, при этом срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1 года; 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют русским языком.

Упрощенный порядок установлен для совершеннолетних дееспособных лиц в случаях: 1) состояния лица в гражданстве бывшего СССР в прошлом; 2) усыновления ребенка, являющегося гражданином РФ; 3) наличия высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладания профессией, представляющей интерес для РФ; 4) наличия заслуг перед народами, объединенными РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; 5) получения убежища на территории РФ в установленном порядке; 6) состояния в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в гражданстве РФ по рождению.

3. Восстановление в гражданстве РФ – возникновение у лица гражданства РФ в упрощенном порядке в случае его утраты по каким-либо невиновным основаниям.

В гражданстве РФ восстанавливаются иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ и проживающие на территории РФ в течение не менее 3 лет.

Отношения гражданства РФ включают в себя не только приобретение его и основания этого, а также прекращение гражданства РФ и основания этого.

Основания прекращения гражданства РФ: 1) выход из гражданства РФ; 2) иные основания, предусмотренные федеральным законодательством или международными договорами РФ.

Выход из гражданства РФ – свободное волеизъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица) этого лица в упрощенном порядке при отсутствии оснований отказа в выходе из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ установлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой – гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родителей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило гражданство РФ, то за ним сохраняется право восстановления в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

В выходе из гражданства РФ может быть отказано гражданину, если: 1) лицо в установленном порядке не выполнило перед рФ обязательство, установленное федеральным законом (например, неисполненная воинская обязанность); 2) лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; 3) у лица отсутствует иное гражданство либо и гарантии его приобретения (это установлено в целях реализации принципа недопустимости увеличения численности апатридов).

Особый порядок выхода из гражданства РФ установлен при территориальных преобразованиях в РФ: в результате изменения государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ. В этом случае граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась этим преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора, т. е. в этом случае устанавливается упрощенный порядок изменения гражданства.

Допускается прекращение гражданства РФ без согласия лица, чье гражданство прекращается, но это возможно только в отношении натурализованных граждан РФ, которым гражданство РФ было предоставлено на основании ложных сведений и документов. Однако эти обстоятельства должны быть установлены по решению суда, при этом прекращение гражданства в этом случае касается только лица, чье виновное поведение привело к подобным санкциям, но не может прекращаться гражданство по этому основанию у членов семьи виновного лица, если они не знали о виновном поведении лица.

Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства равен 5 годам. По истечении пятилетнего срока даже в случае обнаружения виновного поведения лица принятие в гражданство РФ не может быть отменено.

 

43. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.

Ребенок – лицо, не достигшее 18 лет. Согласно ст. 9 Закона о гражданстве, для приобретения или прекращения гражданства ребенком ввозрасте от 14 до 18 лет требуется его согласие.

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации (п.1, ст.24).

Гражданство ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (п.2, ст.24).

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории России, может приобрести Российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации (п.1, ст.25).

3. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами России, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей (п.2, ст.25).

4. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести Российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации (п.3,ст.25).

5. Если один из родителей, приобретающий гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель иностранец, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей (п.4, ст.25).

6. Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином России, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации.

Российское гражданство ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии письменного согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (п.5, ст.25).

7. Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами (гражданином) сохраняет гражданство Российской Федерации.

Российское гражданство ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранцами, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих (единственного) усыновителей при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (п.1, ст.26).

8. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами - гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства, приобретает Российское гражданство со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, который является гражданином Российской Федерации (п.2, ст.26).

9. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых гражданин Российской Федерации, а другой - иностранец, может приобрести Российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка (п.3,ст.26). Если такое заявление отсутствует в течение одного года со дня усыновления (удочерения), то ребенок приобретает Российское гражданство со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории России (п.4, ст.26).

10. Гражданство Российской Федерации недееспособного лица приобретается в упрощенном порядке по заявлению опекуна, попечителя, воспитательного или лечебного учреждения. Такое лицо, если над ним установлена опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации (п.1, п.2, ст.27).

Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей.

11. Если на ребёнка или недееспособное лицо установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

12. Ребенок или недееспособное лицо, на которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению (п.4, ст.27).

 

44. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ"О гражданстве Российской Федерации"

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ — урегулированная в законодательстве деятельность полномочных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению вопросов приобретения и прекращения гражданства. Круг полномочных государственных органов, их полномочия, порядок (процедуры) решения дел о гражданстве определены Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденным Указом Президента РФ от 27 декабря 1993 г. Делами о гражданстве ведают: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел РФ и Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. К полномочиям Президента РФ относятся: принятие решений по вопросам приема в гражданство РФ; восстановление в гражданстве РФ в общем порядке; разрешение гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства. По данным вопросам Президент издает указы.

Иные государственные органы осуществляют в основном подготовительную работу. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ (структурно она входит в состав Администрации Президента) рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства, обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданства, готовит предложения Президента РФ по делам о гражданстве и др. Компетенция Министерства внутренних дел РФ и Министерства иностранных дел РФ по решению вопросов гражданства идентична, с той лишь разницей, что Министерство внутренних дел и его органы рассматривают такие дела в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения — в отношении лиц, проживающих за пределами РФ. В круг их полномочий входит: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства; проверка фактов и представляемых документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ и др.

Вышеназванный Закон устанавливает значительные особенности процедуры оформления и решения вопросов гражданства в упрощенном, льготном порядке и в общем порядке. Для решения вопроса о прекращении и приобретении гражданства в льготном порядке подается заявление; решение по этому вопросу принимается соответствующими органами внутренних дел либо Министерства иностранных дел, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ; оформляются решения заключением (в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения заявлений не более 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок. Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под льготный порядок, оформляется заявление на имя Президента РФ; принятое им решение оформляется указом; увеличивается срок рассмотрения заявления — не более 9 месяцев; решение обжалованию не подлежит, что не исключает возможности повторного ходатайства через один год. Как заявление, так и ходатайство подается в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами РФ — в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение). Гражданство считается приобретенным или прекращенным со дня издания указа Президента РФ или принятия решения иным полномочным органом.

45. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

На территории Российской Федерации кроме граждан России постоянно или временно проживают иностранные граждане или лица без гражданства. Правовой статус этих лиц установлен в ст. 62 Конституции Российской Федерации, закрепившей их равенство с гражданами России, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Такой правовой режим иностранцев называется национальным режимом.

Под иностранцам и понимаются лица, находящиеся на территории государства, но не состоящие в его гражданстве, т.е. иностранные граждане (граждане иностранного госу­дарства) и лица без гражданства. Лица без гражданства - это лица, которые не могут дока­зать наличия у них какого-либо гражданства.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. В федеральных законах назначение на определенные должности или занятие отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскому гражданству.

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры. Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируются свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

К числу особенностей статуса иностранных граждан в Российской Федерации относится отсутствие у них права избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах). При определенных условиях они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления и местном референдуме.

Иностранные граждане не несут обязанности военной службы врядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

Взаимоотношения иностранцев с Российской Федерацией, помимо Конституции, регулируются Законом о гражданстве Российской Федерации, а также Законом «О право­вом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, не противоре­чащей Конституции Российской Федерации.

46. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I"О беженцах".С изменениями и дополнениями от: 2 июля 2013 г.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I"О вынужденных переселенцах"С изменениями и дополнениями от: 25 ноября 2013 г.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

Отличие беженцев и вынужденных переселенцев в РФ состоит в субъекте.

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, и членам их семей предоставляется широкий спектр прав, например право на услуги переводчика и информацию о правовом положении беженца в РФ, право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и т. д.

В свою очередь эти лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, на территории которых они находятся, пройти обязательное медицинское освидетельствование и т. д.

Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

Основания лишения статуса беженца: 1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; 2) лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса

 

47. Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746"Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища"С изменениями и дополнениями от: 12 июля 2012 г.

Общие положения

 

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются - лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу.

10. Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

11. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

14. Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

 

48. Понятие, юридическая природа и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей.

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гра­жданина, закрепленных в нормах всех отраслей российского права. Однако основы право­вого статуса личности, охватывающие относительно небольшую часть всех прав и свобод, закрепляются конституционно. Конституционное закрепление этих прав и свобод челове­ка и гражданина обусловлено следующим.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Следует также различать понятия «права» и «свободы».

Права - это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то де­лать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.

Свободы - это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, в поведении, деятельности), что не запрещает закон.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая в Конститу­ции глава 2. Она включает 48 статей, подавляющее большинство которых выражает конкретные права и свободы. В этой главе зафиксированы также конституционные обязанно­сти гражданина Российской Федерации.

Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей заключаются в следующем:

1. Конституционные права, свободы и обязанности опосредуют наиболее важные, наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность как отдельного человека, так и государства в целом невозможна.

2. Конституционные права, свободы и обязанности получают правовое закрепление в Основном Законе государства, тем самым они обладают высшей юридической силой и имеют повышенную государственно-правовую охрану.

3. Конституционные права, свободы и обязанности, в отличие от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с наличием у лица какого-либо статуса (например, собственника имущества, индивидуального предпринимателя, трудящегося и т. д.).

4. Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Например, из права человека на жилище вытекают все права и обязанности, закрепленные нормами жилищного права.

Классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным основаниям.

1. В зависимости от субъекта обладания конституционные права и свободы можно классифицировать на права, свободы человека и права, свободы гражданина. Отличие первых от вторых заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо государства или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством данного государства).

2. По форме осуществления конституционных прав и свобод можно выделить конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке. Так, только в коллективном порядке может быть реализовано право на забастовку (ч. 4 ст. 37), право на свободу публичных мероприятий (ст. 31), право на объединение (ст. 30).

3. Можно классифицировать права и свободы на основные и их составляющие. Например, право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) - основное право, а избирательное право (ч. 2 ст. 32)- составляющее, оно является частью основного.

4. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд других.

5. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы:

1) личные,

2) политические,

3) экономические, социальные и культурные.

 

49. Личные (гражданские) права и свободы граждан: понятие и содержание.

Гражданские (личные) права -это права, принадлежа­щие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (следовательно, на защиту государства), равен­ство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, право на свободу совести, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, поч­товых и иных сообщений и другие права (ст. 20 –28 Конституции РФ).

Место личных прав и свобод в системе прав и свобод человека и гражданина опре­деляется следующим:

они по своей сущности являются правами человека, т.е. не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства и не вытекают из него;

эти права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

они объединяют те права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его личностью, инди­видуальной частной жизнью.

Право на жизнь - это основное естественное, неотъемлемое личное право каждого человека. Оно означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. В соответст­вии с Конституцией Российской Федерации «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни...» (ст. 20 Конституции РФ). Эта мера связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяж­ных заседателей, с правом на замену смертной казни пожизненным лишением свободы в порядке помилования (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).

Право на охрану государством достоинства личности. В ст.21 Конституции говорится о недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человече­ское достоинство обращения или наказания. Никто не может быть без добровольного со­гласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Неприкосновенность личности (личная неприкосновенность) как недопусти­мость произвола при применении репрессивных мер. Согласно ст. 22 Конституции «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному ре­шению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок бо­лее 48 часов».

Неприкосновенность жилища - одно из личных прав человека, означающее, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: