Задание 8 и Задание 9 выполняются по выбору (одно из предложенных)

Задание 8. Изучение личности воспитанника.

Объект исследования: личность ребенка младшего школьного / подросткового возраста.

Цель: исследование индивидуально-психологических особенностей личности воспитанника.

Задачи:

- освоение психодиагностических умений;

- обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление психолого-педагогической характеристики воспитанника, на основе которой в дальнейшем можно планировать воспитательные мероприятия;

- формирование профессиональной позиции студента – развитие умения объективно оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.

Этапы работы:

1. Ведение наблюдения за учащимся в учебно-воспитательном процессе.

2. Изучение индивидуально-психологических особенностей с помощью разнообразных методов исследования.

3. Обработка полученных эмпирических материалов.

4. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.).

5. Оформление и предоставление отчета о проделанной работе вместе с выводами и рекомендациями.

Методы исследования: наблюдение за общением и поведением учащегося; тестирование; беседа и другие вспомогательные методы.

 

Методические рекомендации

Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника может быть представлена по следующей схеме:

I. Общие сведения о школьнике/воспитаннике

- Фамилия, имя, год рождения, класс/группа. Общее физическое развитие и состояние здоровья.

- Условия жизни в семье.

II. Характеристика школьника/воспитанника как субъекта педагогической деятельности

- Успеваемость школьника (средний балл успеваемости; показатели успеваемости по отдельным предметам; динамика успеваемости).

- Мотивы педагогической деятельности (отношения к знаниям как к ценности, потребность в целенаправленной познавательной деятельности, характеристика познавательных интересов (широта, устойчивость, глубина).

- Познавательные мотивы учения.

- Социальные мотивы учения.

III. Внепедагогическая деятельность.

- Участие в общественной жизни класса, школы; постоянные и временные поручения; другие виды внепедагогической деятельности, значимые для школьника (спортивная, художественная, трудовая).

- Обучение в УПК: предпочитаемые виды деятельности.

IV. Характеристика интеллектуальной сферы школьника/воспитанника

- Характеристика познавательных процессов: сенсорно-перцептивные процессы (целостность и осмысленность восприятия, целенаправленность восприятия (наблюдательность,: доминирующий тип восприятия. Внимание: объем внимания, особенности устойчивости, распределение и переключение внимания, проявление непроизвольного и произвольного внимания, послепроизвольного внимания. Память: логическая и механическая память, непроизвольная и произвольная память, их соотношение в педагогической деятельности. Мышление и речь: уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования; особенности усвоения и оперирования ими; способность к формированию суждений, умозаключений, понятий к дискурсивному мышлению. Наличие способности к проблемному видению. Индивидуальные особенности мышления как показатели обучаемости школьника: глубина – поверхность; самостоятельность – несамостоятельность; пластичность – ригидность; чувствительность к подсказке – нечувствительность к подсказке; критичность – некритичность. Динамические характеристики мышления: сообразительность, находчивость; быстрота понимания учебного материала и др.

V. Направленность личности

- Основные желания и стремления школьника/воспитанника.

- Интересы школьника: их содержательность, направленность, широта и устойчивость. Любимые занятия в свободное время. Жизненные планы (профессиональное и моральное самоопределение).

VI. Общение и взаимоотношения

- Круг общения школьника: группы, членом которых он является (в группе/классе и вне его).

- Референтная группа. Наличие устойчивого круга друзей (подруг). Общение с учащимися противоположного пола. Ценности и мотивы общения. Проявления дружбы и товарищества. Преобладающая тематика общения. Коммуникативные умения и проблемы в общении (понимание учащимися своих сверстников).

- Взаимоотношения со сверстниками. Авторитет и уважение в классе. Социометрический статус школьника. Отношение к успехам – неуспехам одноклассников. Стремление к лидерству. Отношение к мнению одноклассников, к критическим замечаниям в свой адрес.

- Доброжелательность в отношениях. Самочувствие в коллективе.

- Отношения с учителями. Любимые учителя. Отношение к похвале и порицанию.

- Отношение к требованиям. Характер отношений с родителями, братьями, сестрами.

- Психологическая атмосфера в семье.

VII. Характеристика индивидуальности школьника/воспитанника

- Доминирующий тип темперамента и его проявления (уровень активности, работоспособность: динамические характеристики поведения и деятельности – скорость, ритм, темп и др. Психологические проявления темперамента: сензитивность; экстра – интровертированность; тревожность; эмоциональность: преобладающее настроение.

- Характерологические особенности школьника: коммуникативные черты характера, выражающие отношение к другим людям; рефлексивные черты характера: выражающие отношение к себе. Привычные способы поведения школьника.

- Волевые черты характера школьника/воспитанника. Способность к волевому усилию.

- Специальные способности школьника/воспитанника (художественные, музыкальные и др.), их характеристика.

- Самооценка школьника/ воспитанника, ее особенности. Возможные причины формирования самооценки.

- Сензитивность к внешним оценкам.

VIII. Общие психолого-педагогические выводы

- Проявление возрастных особенностей в поведении школьника/ воспитанника.

- Самые отличительные и яркие проявления индивидуальности.

- Основные достоинства и недостатки формирующейся личности.

- Возможные причины и пути коррекции недостатков.

- Прогноз личностного развития школьника/ воспитанника.

- Социально-педагогическая модель работы с учащимися.

В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.

Критерии оценки качества выполнения задания:

1. Наличие в характеристике фактического материала (обоснованность гипотез результатами наблюдений, фактами, событиями школьной жизни, общением и поведением учеников, опыта общения с ними и т.д.).

2. Логичность, доказательность рассуждений.

3. Психологическая аргументация выводов.

4. Психологическая содержательность педагогических рекомендаций.

5. Грамотность оформления результатов исследования.

 

Задание 9. Изучение детского коллектива.

Объект исследования: класс учащихся младшего школьного / подросткового возраста, группа дошкольников.

Цель: исследование межличностных отношений в детском коллективе.

Задачи:

- изучение проявления взаимоотношений в детском коллективе;

- развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;

- освоение психодиагностических умений;

- обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление психолого-педагогической характеристики детского коллектива, на основе которой в дальнейшем можно планировать воспитательные мероприятия;

- формирование профессиональной позиции педагога – развитие умения объективно оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.

Этапы работы:

1. Ведение наблюдения за учащимися в учебно-воспитательном процессе.

2. Изучение классного коллектива с помощью разнообразных методов исследования.

3. Обработка полученных эмпирических материалов.

4. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.).

5. Оформление и предоставление отчета о проделанной работе вместе с выводами и рекомендациями.

Методы исследования: наблюдение за общением и поведением учащихся; тестирование (использование следующих диагностических методик: «Социометрия» Я. Л. Морено; карта-схема для определения психологического климата в коллективе Л. Н. Лутошкина и др.); ЦОЕ; методика Сишора для определения индекса групповой сплоченности); беседа и другие вспомогательные методы.

Методические рекомендации

Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:

1. Общие сведения о коллективе (количество учащихся, половозрастной состав и другие сведения, важные с точки зрения студента - практиканта).

2. История формирования коллектива.

3. Охарактеризовать взаимоотношения, возникающие в учебно-познавательной деятельности: успеваемость, поведение, общение, взаимопомощь, дисциплина, отношение к выполнению домашней работы (для школьников), уровень умственного развития, ведущие мотивы учения и т.д. (на основе наблюдения, беседы, работы с документацией).

Дать характеристику деловой (формальной) структуры детского коллектива:

- сплоченность и организованность учащихся/воспитанников (отношение к педагогическим требованиям; наличие общественного мнения, проявление взаимной требовательности и взаимопомощи; традиции класса, их влияние на воспитание воспитанников);

- актив коллектива (инициативность и ответственность активистов, отношение к требованиям учителя, их статус в коллективе учащихся, требовательность активистов к себе и другим членам детского коллектива, умение организовывать совместную деятельность, самоконтроль).

Описать психологический климат в коллективе: наблюдая за данным коллективом, заполнить карту-схему Л. Н. Лутошкина для общей оценки основных проявлений психологического климата. Определить коэффициент взаимности и коэффициент удовлетворенности (по результатам социометрии), которые также помогут охарактеризовать психологический климат, эмоциональное благополучие учеников в данном классе.

Охарактеризовать личностную (неформальную) структуру данного коллектива. Провести социометрический эксперимент, построить социоматрицу и социограмму.

Дать характеристику статусных положений учеников данного коллектива («Звезды», «Предпочитаемые», «Принятые», «Пренебрегаемые»). Показать дифференциацию класса на группы детей, занимающих разное место в системе личных взаимоотношений. Особое внимание обратить на лидеров и изолированных детей. Показать лидера (лидеров) данного коллектива, его направленность, отношения лидера с членами своей группы, отношения лидеров друг с другом, совпадает ли реальный и формальный лидер.

Определить возможные причины неблагоприятного положения ребенка в данном коллективе.

Есть ли связь между положением ученика в системе личных взаимоотношений и его успеваемостью.

Охарактеризовать групповую структуру (центрирование или децентрирование), выявить количество подгрупп и их взаимосвязи.

4. Определить уровень развития группы как коллектива. Пользуясь данными, полученными в ходе проведения социометрии, описать уровень развития группы как коллектива. С подростками для этой цели можно провести методику СПСК (социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива), построить социально-психологический рельеф группы как коллектива.

5. Охарактеризовать эмоционально-волевую сферу коллектива:

Охарактеризовать отношения между мальчиками и девочками (юношами и девушками).

На основе наблюдения и данных социометрии определить, насколько общими являются взаимоотношения мальчиков и девочек ( юношей и девушек); кто чаще выбирает противоположный пол; существует ли боязнь юношей обнаружить свою симпатию к девушке, и наоборот, и т.д. Связать полученные данные с возрастными особенностями детей дошкольного/младшего школьного возраста / подростков.

6. Охарактеризовать жизнь коллектива вне учебных занятий (виды вне педагогической деятельности, степень активности, участие в кружках, посещение учащимися учреждений дополнительного образования). Также показать связь родителей с жизнью детского коллектива.

7. Охарактеризовать личностные и профессиональные качества классного руководителя, его способы управления коллективом.

8. Описать статус, достижения, особенности коллектива в масштабе образовательной организации, его участие в общественной жизни ОО.

9. Дать характеристику конфликтов среди учащихся, описать их психологическую природу, способы разрешения.

10. На основе проведенного исследования сделать вывод об особенностях межличностных отношений в данном коллективе.

11. Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (прежде всего, классному руководителю), определить тематику воспитательных мероприятий, направленных на разрешение выявленных проблем, сформулировать предположения по дальнейшему формированию коллектива учащихся и т.д.

В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.

Критерии оценки качества выполнения задания:

1. Наличие в характеристике фактического материала (обоснованность гипотез результатами наблюдений, фактами, событиями школьной жизни, общением и поведением учеников, опыта общения с ними и т.д.).

2. Логичность, доказательность рассуждений.

3. Психологическая аргументация выводов.

4. Раскрытие своеобразия, неповторимости данного класса учащихся.

5. Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение проблемы в межличностных отношениях, развертывание ее решения и т.д.).

6. Грамотность оформления результатов диагностического исследования.

Литература для теоретического обзора при подготовке к исследованию и его практическому выполнению:

1. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. [Текст] - М., 2001.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: