Механизм реализации программы. 15-22
Результативность программы. 23
Рекомендуемая литература. 24
I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЯ.
Ученическое самоуправление (УС) - это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.
Цель: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждогообучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность
Задачи:
* создать позитивную социализацию каждого учащегося;
* выявить и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей;
* предоставить учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);
|
|
* развить навыки лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;
* развить навыки и способы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
* обучить органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.
Программа рассчитана на 5 лет.
Участники программы – обучающиеся с 5-го по 11-й класс.
Уровни развития ученического самоуправления:
1-й уровень - ученическое самоуправление в классе.
2-й уровень - общешкольное ученическое самоуправление.
3-й уровень - межшкольное взаимодействие.
Базовые подходы
Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах/
* опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;
* в общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение;
* педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем;
* защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
* в школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.
Деятельностный подход. «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (СИ. Гессен). Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни - они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача педагогов - направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
|
|
Понятийный аппарат
В представленных методических рекомендациях используется понятийный аппарат, опирающийся на положения российского законодательства и разработки современной педагогической науки.
Самоуправление - принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.
Самоуправление общеобразовательного учреждения - наравне с единоначалием принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.
Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Органы ученического самоуправления и детские общественные организации (объединения), создаваемые на базе образовательного учреждения, различаются по своему правовому статусу, функциям и задачам.
Сущность отражается в определении понятия. По данной проблеме составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправления как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся -это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники.
* управление жизнью класса;
* организацию дел для своего класса, а значит и для себя;
* решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
* школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.