Самоуправление в классах. 14-15

Механизм реализации программы.                                                               15-22

Результативность программы.                                                                          23

Рекомендуемая литература.                                                                                 24

I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЯ.

Ученическое самоуправление (УС) - это специфическая организация коллектив­ной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.

Цель: создание благоприятных педагогических, организационных со­циальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждогообучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность

Задачи:

* создать позитивную социа­лизацию каждого учащегося;

* выявить и развитие творческого потенциала личности каждого уча­щегося с учетом его возможностей;

* предоставить учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);

* развить навыки лидерского поведения, организаторских знаний, уме­ний, навыков коллективной и руководящей деятельности;

* развить навыки и способы конструктивного общения со сверстника­ми и взрослыми;

* обучить органов ученического самоуправления активным формам ра­боты с учащимися.

 

Программа рассчитана на 5 лет.

Участники программы – обучающиеся  с 5-го по 11-й класс.

Уровни развития ученического самоуправления:

1-й уровень - ученическое самоуправление в классе.

2-й уровень - общешкольное ученическое самоуправление.

3-й уровень - межшкольное взаимодействие.

 

Базовые подходы

Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности пе­дагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах/

* опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и ини­циативу;

* в общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение;

* педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в реше­нии актуальных проблем;

* защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

* в школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.

Деятельностный подход. «Только там, где есть общественная жизнь, есть по­требность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление вы­родится в фикцию или игру» (СИ. Гессен). Учащиеся в школе не готовятся к буду­щей жизни - они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благо­творительная, творческая, досуговая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего ре­зультата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере дея­тельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятель­ность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, органи­зованность. Задача педагогов - направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

 

Понятийный аппарат

В представленных методических рекомендациях используется понятийный аппарат, опирающийся на положения российского законодательства и разработки современной педагогической науки.

Самоуправление - принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения - наравне с единона­чалием принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимна­зией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на ос­новании федерального законодательства право на участие в управлении образова­тельным учреждением.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности кол­лектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Органы ученического самоуправления и детские общественные организации (объединения), создаваемые на базе образовательного учреждения, различаются по своему правовому статусу, функциям и задачам.

Сущность отражается в определении понятия. По данной проблеме составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправления как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации реше­ний для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала само­управление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятель­ность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направлен­ные на решение задач, стоящих перед школой. В.М. Коротов рассматривает само­управление как метод организации воспитательного коллектива, а известный бе­лорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся -это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его само­реализации в интересах своего коллектива или организации. Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники.

* управление жизнью класса;

* организацию дел для своего класса, а значит и для себя;

* решение задач, самостоятельно поставленных перед классным        коллек­тивом;

* школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослы­ми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жиз­недеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: