Тема 22. Местное самоуправление в России

 

Местное самоуправление – конституционная форма осуществления народовластия.

Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления. Конституционно-правовые гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Общие принципы организации местного самоуправления и его функции.

Муниципальные образования: понятие и виды.

Органы и должностные лица местного самоуправления.

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Вопросы местного значения и переданные государственные полномочия.

Формы непосредственной демократии (отзыв депутата, сходы, собрания, опросы, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление и т.д.).

Конституционные гарантии местного самоуправления. Судебная защита прав местного самоуправления. Другие правовые гарантии местного самоуправления.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Какие конституционные основы местного самоуправления существуют в Российской Федерации? Насколько эти предписания соответствуют действующим для России (и не только) актам международного права? Проведите сравнительный анализ, сделайте заключение.

2. Определите соотношение местного самоуправления как уровня публичной власти с иными уровнями (государственной властью двух уровней) в Российской Федерации.

3. Выявите и представьте общие характеристики всех форм местной демократии по действующему законодательству.

 

Методические указания для выполнения контрольных и курсовых работ студентами заочной формы обучения

Контрольные работы выполняются и сдаются студентами для проверки за месяц до начала соответствующей сессии.

Студентам предлагается 4 варианта контрольной работы, которые должны выполняться студентами в соответствии с начальными буквами их фамилий.

Если у проверяющего преподавателя возникают сомнения, какой оценки достойна контрольная работа, а также в иных случаях по усмотрению преподавателя работа может быть назначена «к защите».

Ответы на задания должны быть развернутыми, опираться на Конституцию РФ, действующее законодательство, правовые позиции Конституционного Суда РФ, судебную практику. Решение должно быть полным и аргументированным. Ссылки на законодательство и практику обязательны. Поиск источников осуществлять самостоятельно, опираясь на перечень, приведённый в рабочей программе дисциплины, но не ограничиваясь ей.

Студенты заочной формы обучения, согласно учебному плану, выполняют и курсовые работы по конституционному праву.

Курсовые работы сдаются на проверку за месяц до начала соответствующей сессии. Выставление оценки за курсовую работу может произойти как по итогу ее изучения преподавателем, так и после защиты (собеседования). Защита, как правило, назначается с целью более глубокой проверки знаний студента, устранения сомнений в самостоятельной подготовке работы и т.п.

Работы можно выполнять по темам, которые содержатся в примерном перечне. Кроме того, можно сформулировать тему курсового исследования самостоятельно. В последнем случае обязательно надо согласовать тему курсовой работы с преподавателем, которому поручена проверка курсовых работ.

План курсовой работы должен охватывать тему не слишком широко и не слишком узко. Первое нежелательно из-за возможного ухода от рассмотрения обозначенных в теме проблем конституционного права. Второе нежелательно из-за возможного ограничения круга анализируемых вопросов до недопустимо узкого. Как известно, более продуктивен комплексный подход, когда автор видит проблему во взаимосвязи с другими.

Желательно выполнять курсовую работу по темам, по которым можно легко найти разнообразную юридическую научную литературу, законодательство и судебную практику, но которые при этом предполагают анализ интересных и, быть может, сложных научных проблем. Выгодно отличаются в этом отношении темы, связанные с правами и свободами личности (особенно, личными и политическими), со статусом органов государственной власти, с федерализмом. Кроме того, весьма продуктивной и выигрышной будет тема, связанная со статусом субъектов Российской Федерации (того же Красноярского края). Примерная тематика курсовых работ содержится в рабочей программа дисциплины.

У работы должны быть четкая структура, которая позволит полно и всесторонне рассмотреть различные аспекты какой-либо проблемы. Работа должна состоять из введения, основной части, заключения. Основная часть делится на главы, главы, по общему правилу, делятся на параграфы. К работе прилагается перечень литературных и юридических источников. К литературным источникам следует отнести научную литературу (монографии, статьи), учебную литературу (ее должно быть не очень много в общем объёме списка). К юридическим источникам относятся нормативные и иные правовые акты, судебная практика (особенно, практика Конституционного Суда). Общее количество литературных научных источников должно быть не менее 15. В тексте делаются ссылки на используемые источники.

Примерный объем курсовой работы (текст) – 20-30 страниц. Поля оформляются по ГОСТу. Шрифт 14, Times New Roman.

В работе должна быть показана актуальность темы, выявлены и проанализированы проблемы, предложены пути их решения. Работа должна содержать определенные практические выводы.

Задания для контрольных работ

Вариант 1

(выполняют студенты, фамилии которых начинаются на буквы «А-Г»)

Задание 1

Группа граждан решила, что действующая Конституция Российской Федерации их не устраивает и решила обратиться к экспертам-юристам; экспертами составлен проект новой Конституции России; как Вы полагаете, может ли группа граждан вынести на общефедеральный референдум, согласно действующему законодательству, новый проект Конституции России (дайте юридическое обоснование своей позиции!)?

Задание 2

Детально охарактеризуйте основания и порядок реализации права на замену военной службы на альтернативную гражданскую.

Задание 3

Охарактеризуйте действующую избирательную систему, установленную законом для выборов депутатов Государственной Думы по следующим параметрам: природа (вид избирательной системы), субъекты и порядок выдвижения кандидатов, структура избирательных списков, порядок распределения мандатов.

Вариант 2

(выполняют студенты, фамилии которых начинаются на буквы «Д-К»)

Задание 1

Как известно, в настоящее время ещё не принят федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании. Представьте, что Вам поручили разработать проект данного закона. Какова будет его структура, предмет регулирования? Каким способом, в какие сроки будет формироваться Конституционное Собрание? Кто должен входить в этот орган, какова должна быть его структура? Каковы должны быть сроки его деятельности, правовые последствия его деятельности? Изложите Вашу точку зрения на данную проблему.

Задание 2

В каких индивидуальных и коллективных формах можно реализовать свободу вероисповедания в Российской Федерации согласно действующему законодательству?

Задание 3

Формула референдума Российской Федерации: положительные и негативные требования к предмету и формулировке вопросов, варианты формулировки вопросов. Могут ли на референдум выноситься проекты нормативных актов? Есть ли вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум? Что понимается под вопросами государственного значения? Что входит в круг вопросов в рамках п.10 ч.5 ст.6 ФКЗ (компетенция каких органов)?

Вариант 3
 (выполняют студенты, фамилии которых начинаются на буквы «Л-Р»)

Задание 1

На какие аргументы опирался Конституционный Суд РФ, когда пришёл к выводу, что поправки к Конституции принимаются в форме акта особого рода, а не в форме конституционного закона?  

Задание 2

Почему на современном этапе в Российской Федерации не применяется смертная казнь, на каких основаниях? Возможно ли в дальнейшем ее применение? Дайте исчерпывающую характеристику состояния правового регулирования в данной сфере.

Задание 3

Как соотносится компетенция Верховного и Конституционного Судов в рамках выдвижения инициативы референдума Российской Федерации? Конституционно ли вовлечение Конституционного Суда в данную процедуру (есть ли данное полномочие в Конституции)?

Вариант 4
(выполняют студенты, фамилии которых начинаются на буквы «С-Я»)

Задание 1

В чём особенности изменения статьи 65 Конституции России? Каковы основания, формы, последствия? Приведите перечень всех прецедентов изменения данной статьи.

Задание 2

Какими особыми привилегиями (возможностями) в сравнении с другими общественными объединениями обладают политические партии и национально-культурные автономии?

Задание 3

Какие цензы устанавливает действующее законодательство в отношении избирательных прав граждан?

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: