1 аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
2 воспитанность (хорошие манеры)
3 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
4 жизнерадостность (чувство юмора)
5 исполнительность (дисциплинированность)
6 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
7 непримиримость к недостаткам в себе и других
8 образованность (широта знаний, высокая общая культура)
9 ответственность (чувство долга, умение держать слово)
10 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
11 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
12 смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
13 твердая воля (умение настоять на свое, не отступать перед трудностями)
14 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
15 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
16 честность (правдивость, искренность)
|
|
17 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
18 чуткость (заботливость)
Обработка результатов и методика их анализа. Достоинством данной методики является ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и в обработке результатов, а также ее гибкость – возможность варьировать как списками ценностей так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, влияние возможной неискренности испытуемых. Поэтому при использовании данной методики в изучении личности спортсмена и их тренеров особую роль в данном случае играет мотивация участия испытуемых в процедуре диагностики, ее добровольный характер, доброжелательная атмосфера тестирования и наличие доверительного контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется объяснять и применять в целях педагогического и спортивного отбора или для экспертизы на профпригодность. Анализ результатов ранжирования ценностей по тесту Рокича является по преимуществу качественным. Однако в исследовательских целях можно внести итоговые показатели ранжирования ценностей в протокол для сравнительного анализа данных по группе спортсменов с сопоставлением выявленной иерархии ценностной (направленность личности) спортсмена с показателями его характера, интеллектуального потенциала, вида спорта и уровня спортивной квалификации.
Психологическая интерпретация результатов. Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
|
|
Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:
· в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
· при консультировании по вопросам карьерного роста;
· в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
· при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
· при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
· при изучении мотивационной сферы сотрудников;
· при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
· при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.
Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.
Анализируя иерархию ценностей испытуемого, следует также обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, в списке терминальных ценностей могут быть выделены «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этнические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций испытуемых. Сформируйте ценности в группы:
ГРУППЫ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
«КОНКРЕТНЫЕ» И «АБСТРАКТНЫЕ»
Конкретные ценности | Место в жизни | Абстрактные ценности | Место в жизни |
ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
Профессиональная самореализация | Место в жизни | Личная жизнь | Место в жизни |
ГРУППЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ, ЦЕННОСТИ ДЕЛА
Этические ценности | Место в жизни | Ценности общения | Место в жизни | Ценности дела | Место в жизни |
ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ, КОНФОРМИСТСКИЕ И АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
Индивидуалистические ценности | Место в жизни | Конформистские ценности | Место в жизни | Альтруистические ценности | Место в жизни |