Пояснительная записка
1.Цели и задачи дисциплины:
Цель фармакогнозии как учебной дисциплины согласно образовательно-квалификационной характеристики - приобретение студентами общепрофессиональных компетенций, овладение базовыми знаниями в соответствии с нормативными и законодательными актами, регламентирующими фармацевтическую деятельность; овладение современными знаниями об идентификации, стандартизации, комплексном товароведческом анализе, химическом составе и использовании лекарственного растительного сырья; усвоение базовых знаний по организации условий труда в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности и охраны труда; способность к деловым коммуникациям в профессиональной сфере; способность использовать профессионально профилированные знания в области фармакогнозии для обеспечения условий хранения лекарственного растительного сырья (ЛРС).
Задачи:
- изучение лекарственных растений, лекарственного растительного сырья и продуктов переработки растительного и частично животного происхождения;
- ознакомление с разнообразием морфологических и анатомических структур лекарственных растений и лекарственного растительного сырья;
- ознакомление с диагностическими признаками растений, которые используются при определении сырья;
- усвоение ряда охранных мероприятий, согласно нормативно-правовым актам относительно использования и охраны растительного мира;
- изучение основных методик определения запасов лекарственного растительного сырья, а также рекомендаций по рациональной заготовке сырья, способов сушки и хранения ее, которые предотвращают потерю биологически активных веществ (БАВ) в сырье;
- ознакомление с редкими и исчезающими видами растений, подлежащими охране и занесёнными в «Красную книгу»;
- формирование умений приготовления временных микропрепаратов и проведения гистохимических реакций;
- формирование умений анатомо-морфологического описания растений и определения растений по определителям;
- формирование у студентов практических навыков в сборе и сушке гербария;
- формирование у студентов умений для решения проблемных и ситуационных задач;
- формирование у студентов навыков изучения специальной научной литературы.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Фармакогнозия»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Фармакогнозия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Фармакогнозия» входит в состав дисциплин профессионального цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· проводить информационно-организационную работу по плановой заготовке ЛРС;
· культивировать ЛР на приусадебном участке;
· определять по морфологическим признакам лекарственные растения в живом виде и на гербарных образцах;
· определять идентичность ЛРС разных морфологических групп в цельном, резаном и порошкованном виде;
· пользоваться аналитико-нормативной документацией;
· уметь заготавливать, сушить, стандартизировать и сохранять ЛРС;
· распознавать примеси ботанически близких растений при заготовке, приемке и анализе сырья;
· проводить анализ ЛРС.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· латинские названия семейств изучаемых растений и их представителей;
· охрану растительного мира и основы рационального использования растений
· основные понятия фармакогнозии;
· основные этапы развития фармакогнозии;
· характеристику сырьевой базы ЛР (дикорастущих, культивируемых);
· организацию заготовки ЛРС, основные заготовительные организации и их функции;
· систему рационального использования, охраны и воспроизводства ресурсов ЛР;
· общие правила заготовки ЛРС, способы сушки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения;
· систему стандартизации ЛРС;
· основные сведения о распространении и местах произрастания ЛР, применяемых в научной медицине;
· влияние географических и экологических факторов на производительность ЛР;
· методики проведения анализа целого и измельченного лекарственного растительного сырья, сборов;
· документальное оформление результатов анализа ЛРС, юридическое значение фармакогностического анализа;
· морфолого-анатомические признаки ЛР и ЛРС, разрешенных к применению в медицинской практике, возможные примеси;
· основные группы БАВ природного происхождения и их физико-химические свойства;
· основные способы и формы применения ЛРС в медицине и фармацевтической практике;
· правила техники безопасности при работе с ЛР и ЛРС.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 260 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 116 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 144 часа.
Данная рабочая программа разработана для групп ФМ – 17а(б).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 260 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 116 |
в том числе: | |
практические занятия | 88 |
лекции | 25 |
Контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 144 |
· работа с учебником, конспектирование, · работа с дополнительной литературой, · подготовка рефератов, · разработка мультимедийных презентаций, составление: - кроссвордов - ситуационных задач - тестовых заданий · работа: - с гербарным материалом - с растительным сырьем | |
Курсовая работа | Не предусмотрена |
Дифференцированный зачет | 4-й семестр |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12 (В) Фармакогнозия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
4-й семестр | |||||
Раздел 1. Общая фармакогнозия. | 14 | ||||
Тема 1.1 Введение. Основы заготовительного процесса лекарственного растительного сырья. | Содержание учебного материала: 1. Определение фармакогнозии как науки. 2. Основные понятия и термины фармакогнозии. 3. Пути использования лекарственного растительного сырья.
| 2 | 2 | ||
4. Общие правила сбора лекарственного растительного сырья. 5. Сушка ЛРС в зависимости от химического состава и морфологической группы сырья. 6. Аналитико-нормативная документация, регламентирующая качество лекарственного сырья. Организация заготовки ЛРС в аптеке. | 2 | ||||
Практические занятия: 1. Источники лекарственного растительного сырья. АНД на ЛРС. Хранение лекарственного растительного сырья в аптеках и на складах. Вредители ЛРС. Методика определения поражения вредителями. Приведение сырья в стандартное состояние. Тара и упаковка. | 2 | ||||
Тема 1.4. Анализ лекарственного растительного сырья. | Содержание учебного материала: 1. Цели и задачи анализа. 2. Виды анализа ЛРС. 3. Понятие о радиоактивности ЛРС. | 2 | 2 | ||
1. Товароведческий анализ. 2. Отбор и исследование средней пробы | 2 | ||||
Практические занятия:
| 4 | ||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 1: | 40 | ||||
1. Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме: «Значение работ отечественных и зарубежных ученых в развитии фармакогнозии». | 8 | ||||
2. Составление ситуационных задач. | 4 |
| |||
3. Составить схему «Основные мероприятия по охране лекарственных растений». | 4 | ||||
4. Законспектировать разделы приказа №44, касающиеся хранения ЛРС в аптеках и на складах. | 8 | ||||
5. Составить схему «Фармакопейная статья и ее разделы» | 4 | ||||
6. Составить схему «Источники ЛРС» | 4 | ||||
7. Написать реферат по теме: «Культивирование лекарственных растений на приусадебном участке».
| 8 | ||||
Раздел 2. Общая характеристика основных групп БАВ лекарственных растений. | 30 | ||||
Тема 2.1. Углеводы и липиды. Витамины. Терпеноиды. Эфирные масла.Гликозиды. Горечи. | Содержание учебного материала: 1. Общая характеристика углеводов, липидов, витаминов. 2. Получение для медицинских целей. Растения – источники. 3. Общая характеристика терпеноидов. Классификация терпеноидов. 4. Общая характеристика эфирных масел. 5. Общая характеристика гликозидов.Горечи, классификация и свойства. 6. Применение в медицине. Контрольная работа №1. | 1 1 | 2 | ||
Практические занятия: 1. Анализ липидов и углеводов. 2. Анализ эфирных масел по ГФ. . | 2 2 | ||||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||
Всего за 4-й семестр | 22 | ||||
5-й семестр | |||||
Тема 2.3. Сапонины. Фенольные соединения. Фенологликозиды. | Содержание учебного материала: 1. Общая характеристика сапонинов. 2. Физико-химические свойства сапонинов. 3. Фармакологическое действие сапонинов. | 2 | 2
| ||
Практические занятия:
| 2 | ||||
Практические занятия:
| 2 | ||||
Тема 2.4. Флавоноиды. Кумарины. Хромоны. Лигнаны. Ксантоны. Антраценпроизводные Дубильные вещества. Стероидные соединения.. | Содержание учебного материала:
| 2 |
2
| ||
Практические занятия:
| 2 2 2 | ||||
Практические занятия:
| 2 | ||||
Практические занятия:
| 2 2 | ||||
Тема 2.6. Алкалоиды. | Содержание учебного материала:
| 2 |
| ||
Практические занятия:
| 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 2: | 16 |
| |||
«Лекарственные растения – источники биологически активных веществ». | 8 | ||||
| 4 4 | ||||
Раздел 3. Лекарственное растительное сырье, влияющее на периферическую нервную систему. | 10 | ||||
Тема 3.1. Лекарственное растительное сырье, влияющее на афферентную нервную систему. | |||||
Тема 3.1.1. Лекарственное растительное сырье вяжущего действия. Лекарственное растительное сырье обволакивающего действия. Лекарственное растительное сырье, влияющее на эфферентную нервную систему. | Содержание учебного материала 1. Характеристика лекарственного растительного сырья вяжущего действия. 2. Лекарственное сырье вяжущего действия: дуб обыкновенный, лапчатка прямостоячая. Корневища змеевика, корни и корневища кровохлебки. 3. Характеристика лекарственного растительного сырья обволакивающего действия. 4. Лекарственное сырье обволакивающего действия: лен, алтей лекарственный, армянский. 5. Источники атропина: красавка, белена черная, дурман обыкновенный | 2 | |||
Практические занятия:
| 2 2 | ||||
Практические занятия: 1. Лекарственное растительное сырье обволакивающего действия. Изучение учебной наглядности по теме. Корни алтея – макроскопический и микроскопический анализ.
| 2 | ||||
Практические занятия: 1. Изучение учебной наглядности по теме. Листья белены, дурмана, красавки – макроскопический и микроскопический анализ. 2. Источник эфедрина – трава эфедры. Макроскопический анализ. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 3:
| 12 |
| |||
«Лекарственные растения – источники дубильных веществ». | 8 | ||||
| 4 | ||||
Раздел 4. Лекарственное растительное сырье, влияющее на центральную нервную систему. | 10 | ||||
Тема 4.1. Лекарственное растительное сырье, угнетающее центральную нервную систему. |
2. Характеристика лекарственного растительного сырья потогонного действия. | 2 | |||
Практические занятия: 1.Изучение учебной наглядности по теме. Плоды лимонника, корневища с корнями левзеи, корневища и корни родиолы розовой – макроскопический анализ. | 2 | ||||
Тема 4.2.1. Лекарственное Лекарственное | Содержание учебного материала: 2.Лекарственное растительное сырье: липа сердцевидная, | 2 | |||
Практические занятия: 1.Изучение учебной наглядности по теме. Цветки липы, трава череды – макроскопический анализ. | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 4: | 16 | ||||
«Лекарственные растения седативного действия». | 8 | ||||
| 4 | ||||
| 4 | ||||
Раздел 5. Лекарственное растительное сырье, влияющее на функции исполнительных органов и систем. | 30 | ||||
Тема 5.1. Лекарственное растительное сырье, влияющее на функции мочевыделительной системы | Содержание учебного материала: 2. Характеристика лекарственного растительного сырья Контрольная работа №2. | 1 1 | |||
Практические занятия: 1.Изучение учебной наглядности по теме. Лист наперстянки пурпуровой – макроскопический и микроскопический анализ. | 2 | ||||
Всего за 5-й семестр | 48 | ||||
6-й семестр | |||||
2.Лист ландыша – макроскопический и микроскопический | 2 | ||||
Практические занятия: 1.Изучение учебной наглядности по теме. Трава хвоща полевого, трава спорыша – макроскопический анализ. | 2 | ||||
2.Брусника обыкновенная, толокнянка обыкновенная –макроскопический анализ. | 2 | ||||
Тема 5.2. Лекарственное Лекарственное | Содержание учебного материала: 2. Характеристика лекарственного растительного сырья, регулирующего систему пищеварения. | 2 | |||
Практические занятия: 1.Изучение учебной наглядности по теме. Корни солодки – макроскопический и микроскопический анализ. Листья мать-и-мачехи, трава душицы – макроскопический анализ. | 2 | ||||
2. Подорожник большой, термопсис ланцетный, чабрец, | 2 | ||||
3.Фенхель обыкновенный. Краткая характеристика: сушеница топяная, чага, укроп пахучий, тмин обыкновенный, кориандр посевной. | 2 | ||||
4. Полынь горькая, вахта трехлистная, одуванчик лекарственный, аир болотный, золототысячник малый. | 2 | ||||
5. Бессмертник песчаный, пижма обыкновенная, кукуруза обыкновенная, чистотел большой, расторопша пятнистая. | 2 | ||||
6. Крушина ольховидная, жостер слабительный, сенна остролистная, морская капуста. Краткая характеристика: ревень дланевидный. | 2 | ||||
Тема 5.3. Лекарственное | Содержание учебного материала:
| 2 | |||
Практические занятия:
| 2 | ||||
| 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 5:
| 24 |
| |||
«Основные заболевания ЖКТ, симптомы, лечение». | 4 | ||||
| 2 | ||||
| 4 | ||||
| 2 | ||||
| 4 | ||||
| 2 | ||||
| 2 4 | ||||
Раздел 6. Лекарственное растительное сырье, регулирующее процессы обмена веществ. | 6 | ||||
Тема 6.1. Лекарственное растительное сырье, | Содержание учебного материала:
| 2 | |||
Практические занятия:
| 2 | ||||
Практические занятия:
| 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 6:
«Авитаминозы, их симптомы и лечение». | 6 4 | ||||
| 2 | ||||
Раздел 7. Лекарственное растительное сырье противомикробного и противопаразитарного | 10 | ||||
Тема 7.1. Лекарственное Лекарственное | Содержание учебного материала:
Контрольная работа №3. | 1 1 | |||
Практические занятия:
| 2 | ||||
| 2 | ||||
Практические занятия: 1. Изучение учебной наглядности по теме. Цветки ромашки аптечной и зеленой – макроскопический анализ. | 2 | ||||
Практические занятия: 2. Изучение учебной наглядности по теме. Барвинок розовый, подофил, безвременник – макроскопический анализ. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 7: | 6 |
| |||
1. Заполнение таблицы «Примеси к цветкам ромашки аптечной». | 2 | ||||
2. Разработать презентацию по теме: «Культивирование растений, содержащих эфирные масла». | 4 | ||||
Раздел 8. Лекарственное растительное и животное сырье, влияющее на многие процессы жизнедеятельности человека. | 4 | ||||
Практические занятия: 1. Алоэ древовидное, каланхоэ перистое, Эхинацея пурпурная, чеснок огородный. | 2 | ||||
2. Продукты жизнедеятельности пчелы медоносной, пиявки медицинской, змей – макроанализ. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела 8: | 24 |
| |||
1. Заполнение таблицы «Препараты из сырья животного происхождения» | 4 | ||||
2. Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме: «Огородные растения – источники ЛРС». | 4 | ||||
3. Написать сообщение на тему: «БАДы производства фирмы «Эвалар»». | 4 | ||||
Всего за 6-й семестр | 46 | ||||
Всего: | 260 | ||||
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАКОГНОЗИЯ».