Первым этапом реализации программы является изучение теоретических вопросов психологии зависимостей. В виде дискуссии рассматриваются вопросы природы зависимостей и созависимых отношений, общие признаки химических зависимостей и пр. Теоретические вопросы сочетаются с элементами тренинга.
Следующим, основным этапом реализации программы является изучение теории и практики профилактики зависимостей. На занятиях
раскрываются факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков, а также совместно со специалистами, участвующими в тренинге, разрабатываются факторы защиты от употребления ПАВ. Акцент делается на стимулировании выработки собственной профессиональной позиции
в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников и развитии приоритета командной работы над данной проблематикой.
Завершающим этапом реализации программы является практическая отработка занятий по первичной профилактике аддиктивного поведения
с учащимися разных возрастных категорий. Занятия построены не на акцентировании вреда от употребления ПАВ, а направлены на развитие
и укрепление ценностей здорового образа жизни.
Цель — подготовка специалистов к проведению занятий по профилактике аддиктивного поведения среди детей разных возрастных категорий.
Задачи:
1. Дать комплексное понимание природы зависимостей и созависимых отношений.
2. Дать представление о социальных механизмах давления на подростка, увеличивающих риск употребления ПАВ.
3. Изучить особенности проведения занятий по профилактике аддиктивного поведения с детьми разных возрастных категорий.
4. Стимулировать выработку собственной профессиональной позиции в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников.
5. Стимулировать развитие приоритета командной работы над данной проблематикой.
Расчетное время: 16 часов.
Материал: бейджи, цветные и простые карандаши, маркеры, фломастеры, бумага, листы ватмана и др.
Программа занятий
Занятие 1. Психология зависимостей и созависимых отношений
Расчетное время: 4 часа.
Цель — дать комплексное понимание природы зависимостей и созависимых отношений, изучить признаки и виды зависимостей.
Упражнение 1. Ассоциации
Группе предлагается дать любые ассоциации на слово «зависимость». Все, предлагаемые группой ассоциации, записываются на доске или ватмане. Затем все ассоциации анализируются и группируются согласно
следующей классификации зависимостей:
1) витальные зависимости,
2) онтологические,
3) социальные,
4) патологические, разрушающие.
Упражнение 2. Лекция-беседа о заболевании
Тренер в общем виде раскрывает природу и виды зависимостей, описывает мотивы употребления ПАВ и характеристику химических зависимостей (приложения 6, 7).
Упражнения 3. Что чувствует зависимый?
Упражнение имеет целью продемонстрировать сложности выхода из заболевания. Возможны несколько вариантов проведения упражнения:
— группа делится на тройки, человек в центре демонстрирует «зависимого», двое других крепко держат его за руки. Ему даются три задания: почесать нос, поправить волосы, посмотреть, который час. Затем участники меняются ролями. На месте «зависимого» должен побывать каждый;
— участвуют восемь человек, которые образовывают круг. В центре «зависимый», его задача выбраться;
— группа делится на пары. Один плотно сжимает кулак, другой должен разжать.
Обсуждаются чувства, возникшие при выполнении упражнения, важно провести аналогии с чувствами, которые испытывают зависимые, желающие вылечиться.
Упражнения 4. Построениемодели созависимых отношений в семье
Упражнение проводится по типу драматизации. Для этого в группе распределяются роли:
— зависимый (муж-алкоголик),
— созависимый (жена алкоголика),
— дети (4 человека).
Роли детей распределяются согласно основным типам реакций детей на алкогольную ситуацию в семье (Москаленко В. Д., 1991):
1. Проблемный ребенок, или «бунтовщик», «козел отпущения».
2. «Клоун», «шут» или любимец семьи.
3. «Кроткий» или «потерянный» ребенок.
4. Ответственный ребенок, или «герой семьи».
В свободной форме разыгрываются патологические взаимоотношения, которые выстраиваются в подобной деструктивной семье. Важно акцентироваться на чувствах и желаниях каждого члена семьи и обратить внимание группы на трудности выхода из созависимых отношений. Упражнение можно проводить с подростками.
Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятия 2—3. Теория и практика профилактики зависимостей
Расчетное время: 6 часов.
Цель —стимулировать выработку собственной профессиональной позиции в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников, проанализировать социальные механизмы давления на подростка, увеличивающие риск употребления ПАВ.
Упражнение 1. Поиск единомышленников
Группа делится на три подгруппы: котята, щенки, поросята. Каждый знает только свою роль. С закрытыми глазами необходимо найти своих собратьев, т. е. образовать три подгруппы, ориентируясь только на голосовые позывные: мяу, гав, хрю.
Упражнение имеет целью командообразование, необходимое при работе над данной проблематикой. Анализируются стратегии поведения.
Упражнение 2. Доверие группе
На полу пять листов бумаги. Человек с закрытыми глазами передвигается по полю, ориентируясь только на команды членов группы. Члены группы руководят движениями человека, давая команды только одним словом. Например: вперед, один, шаг и т. д. Команда считается выполненной, только когда человек двумя ногами встает на лист бумаги. В этот момент группа может поаплодировать. После выполнения задания он двигается дальше, пока не найдет все пять листов бумаги.
Упражнение направлено на доверие, умение ориентироваться на других, командообразование.