· С точки зрения социологии, то, как индивиды действуют, и даже то, как они мыслят и чувствуют, в значительной мере определяется теми группами, к которым принадлежит индивид или которые для него важны в том или ином отношении, т.е. референтными группами.
· С другой стороны, сами группы, в свою очередь, формируются индивидами.
Функции социальной группы по Смелзеру
Социализации | Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. |
Инструментальная | Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Кроме того, участие человека в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможность самореализации |
Экспрессивная | Она состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль часто выполняют первичные и неформальные группы. Будучи ее членом, человек получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми |
Поддерживающую | Данная функция состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства. |
|
|
Классификация групп | ||||
1. По размеру | Малая | Это небольшое число постоянно взаимодействующих индивидов · От 2 до 100 (чаще всего до 20-30); · Как правило, неформальная и первичная; · Школьный класс, семья, коллеги по работе. | ||
Большая (первое понимание) | Это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер. Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т. д (если от 100 до 1000 можно понимать как среднею) | |||
Большая (второе понимание) | Под большой социальной группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы (т.е. общности). См. общности ниже | |||
2. По способу организации и регулированию взаимодействия | Формальная(официальная) | Группы, которые, как правило, создаются сверху. В таких группах отношения являются обезличенными и взаимодействия членов группы регулируются документами (например, устав) Пример:коллектив магазина «Магнит», учащиеся «Твоей школы», студенты университета и т.д. | ||
Неформальная(неофициальная) | Группы, которые, как правило, создаются стихийно. Отношения носят дружеский характер, цели и роли в структуре группы четко неопределены. В таких группах и лидер является неформальным. Пример:дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, клубы по интересам. | |||
3. По степени частоты социальных контактов
| Первичные(высокая эмоцианальная связь) | Это чаще всего неформальная группа, члены которой связана между собой тесными межличностными отношениями. | ||
Вторичные (низкая эмоцианальная связь) | Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами. Обычно группа создается для конкретных целей, эмоциональные отношения сведены к минимуму. | |||
4. По факту существования | Реальные(существуют сами по себе) | Это совокупность людей, которая выделяется на основании реально существующих признаков. | ||
Номинальные(существуют в головах ученых) | Искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач. | |||
5. По принадлежности | Группы членства | Группа, в которой состоит индивид | ||
Референтные группы | Группа, которая служит эталом (образцом поведения) для индивида |
http://society.polbu.ru/novikova_sociology/ch28_i.html -почитайте, пожалуйста, небольшой фрагмент про референтные группы и группы члентсва.