Стадии гипертонической болезни | Число больных |
I II III | |
Итого… |
Групповая таблица представляет собой одно статистическое подлежащее и несколько статистических группировок в сказуемом, не связанных между собой.
Распределение больных гипертонической болезнью
По полу, возрасту и стадиям заболевания (макет)
Стадии Гипертоническойболезни | Пол | Возраст (в годах) |
Всего | |||||
Мужчины | Женщины | До 20 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50 и стар-ше | ||
I II III | ||||||||
Итого… |
Комбинационная таблица является наиболее совершенной, в ней дается сочетание статистического подлежащего с несколькими взаимосвязанными признаками статистического сказуемого.
Распределение больных гипертонической болезнью по стадиям
Заболевания, возрасту и полу (макет)
Стадии гипертонической болезни | Возраст в годах | Всего | ||||||||
до 30 | 30-39 | 40-49 | 50 и старше | |||||||
муж-чины | жен-щины | муж-чины | жен-щины | муж-чины | жен-щины | муж-чины | жен-щины | муж-чины | жен-щины | |
I II III | ||||||||||
Итого… |
|
|
6. Определение объема наблюдения. По степени охвата, объема исследуемого объекта различают два вида наблюдения:
а) сплошное;
б) выборочное.
7. Определение вида наблюдения по времени.
По срокам и времени проведения статистические исследования делятся на два вида:
а) единовременное (статистическое);
б) текущее (динамическое).
8. Составление организационного плана наблюдения, который включает в себя определение места и сроков проведения исследования, необходимого числа исполнителей, материальных затрат.
Второй этап статистического исследования –
Сбор материала
- заполнение ранее разработанного регистрационного статистического бланка.
Третий этап статистического исследования –
Группировка и сводка материала
Представляет собой ряд последовательно выполняемых операций:
1) проверка собранного материала;
2) разметка, шифровка учетных признаков цифрами или буквами;
3) группировка материала – распределение результатов наблюдения на группы, однородные по одному или нескольким существенным признакам.
Различают два основных вида группировок:
а) типологическая (атрибутивная) группировка, проводимая по признаку, не имеющему количественного выражения;
б) вариационная группировка, проводимая по количественному признаку.
4) сводка материала – заполнение статистических таблиц.
Таблица представляет собою внешнее выражение результатов статистической сводки и наиболее рациональную форму и систематического изложения цифровых материалов.
|
|
Четвертый этап статистического исследования –
Статистический анализ
Является завершающим этапом. Он заключается в получении относительных и средних величин, сопоставлении их с данными предыдущих или параллельных аналогичных исследований, выявлении и обобщении определенных закономерностей и составлении графических изображений.
Полученные в результате статистической сводки абсолютные числа редко пригодны для анализа без предварительной обработки, хотя получение абсолютных чисел в некоторых случаях и может быть самостоятельной задачей исследования.
В большинстве случаев целью исследования является не изучение абсолютных величин, а сравнение их с другими, характеризующими, либо исследуемое, либо аналогичное ему явление. При этом возникает необходимость в получении различного рода так называемых относительных величин.
В санитарной статистике применяются следующие виды относительных величин:
1) экстенсивные показатели;
2) интенсивные показатели;
3) показатели соотношения;
4) показатели наглядности.
Экстенсивные показатели характеризуют распределение целого на составляющие его части по их удельному весу или выражают отношение части к целому (например, распределение больных по классам болезней, по возрасту, полу; распределение умерших по причинам смерти; структура коечной сети и др.).
Техника получения экстенсивного показателя следующая: абсолютное число, характеризующее размер всего явления, принимается за 100 (или за 1000). Отношение числа, характеризующего размер данной составной части, к числу, характеризующему размер явления в целом, умноженному на 100 (или 1000) и будет являться экстенсивным показателем.
Особенностью экстенсивных показателей является то, что их сумма всегда равняется 100 или 1000.
Экстенсивный показатель не дает возможности судить о частоте или распространенности какого-либо явления. Он также не может дать ответ на вопрос: стало «больше или меньше», поскольку показывает лишь изменение удельного веса того или иного явления в изучаемой совокупности.
Интенсивные показатели – это показатели, характеризующие частоту или распространенность того или иного явления в своей среде (например, показатель заболеваемости, общей смертности, детской смертности, рождаемости и др.).
Получают эти показатели следующим образом: абсолютное число, выражающее размер явления, делится на абсолютное число, показывающее размер среды, и умножается на 100, 1000, 10000 и т. д. Множитель выбирается в зависимости от распространенности явления: чем явление реже, тем множитель больше.
Интенсивные показатели позволяют ответить на вопрос как изменилось изучаемое явление: стало «больше или меньше», «чаще или реже». Поэтому только с помощью интенсивных показателей можно проводить сравнительный анализ. В этом их преимущество перед экстенсивными показателями.
При использовании интенсивных показателей всегда следует указывать, к какому основанию они вычислены (на 100, 1000, 10000 и т. д.).
Следует отличать показатели соотношения от интенсивных показателей, хотя техника вычисления тех и других одинакова.
Показатели соотношения характеризуют отношение между двумя самостоятельными, не связанными между собой совокупностями, исчисляются на 1, 100, 1000 и т. д. (например, показатель обеспеченности населения врачами, койками и т. д.).