Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании

Ситуации профессиональной деятельности, требующие методологического анализа

1) ситуация, связанная с возникновением различных парадоксов, главным из которых является разрыв между теоретическими представлениями и реально получаемыми эмпирическими данными.

2) несостоятельность той или иной частной теории

3) ситуация, связанная с невозможностью решения новых задач имеющимися методами.

В конкретной научной методологии выделяют две основные функции методологического знания:

1)Дескриптивная функция– это рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, которая осуществляется постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам (т.е. это ретроспективное описание уже осуществленных процессов познания). Эта функция имеет ряд подфункций:

- Катализация (ускорение) процесса познания;

- функция проблематизации и критического осмысления научных идей, существующих в культуре и обществе;

- функция творческого развития личности профессионала за счет расширения его кругозора и воспитания культуры мышления).

- функция продумывания стратегии научных исследований и оценка перспективности того или иного научного направления.

2)Нормативная функция– состоит в предписании норм и правил научного исследования. Нормативная методология формирует рекомендации и правила осуществления научной деятельности:

- проанализировать литературу по изучаемой проблеме

- выводы по теоретической части работы (они должны быть основанием для построения собственного эмпирического исследования)

- формулирование проблемы исследования, которая фиксируется в рабочей концепции исследования

- описание категориально-понятийного аппарата (понятия, которые используются в работы)

- определение объекта, предмета исследования, формулировка цели, задач, гипотез (теоретической и эмпирической), описание выборки, подбор методов, выбор конкретных методов математической статистики (в соответствии с задачами).

- представление результатов исследования (в описательной и графической форме), наличие интерпретаций и выводов.

 

Философский уровень методологии

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Применительно к педагогике к основным источникам философского уровня относятся:

· экзистенциализм,

· неотомизм,

· позитивизм,

· прагматизм,

· диалектический материализм и др.

· Характеристика основных философских направлений

Направление Централь- ная идея Характеристика Педагогический контекст Представители
Экзистенциализм Внешний мир существует лишь благодаря бытию «Я» Основное понятие – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я» Цель образования – научить творить себя как личность. Отрицается объективное знание, они выступают против программ и учебников. Субъекту предоставляется полная свобода в центре педагогической системы – индивидуализация образования М. Хайдегер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сарт(Франция), П. Тилих (США), Н. Бердяев (Россия)
Неотомизм Разум – средство, необходимое для доказательства религиозных догм Разделение мира на материальный (низший), мертвый, изучаемый наукой, но непостижимый ей и духовный мир Бога, сотворенный для вечной жизни). Придают важное значение «досознательному», где находятся источники любви, свободы, счастья и смысла жизни Религия – ведущий фактор воспитания поколений. Все должно быть направлено на развитие «досознательного» в противовес изменений рациональности Фома Аквинский (основоположник), Ж. Маритен, М. Адлер
Позитивизм, неопозитивизм Верно и истинно только то, что получено с помощью количественных методов Наукой признаются только математика и естествознание. Все остальное относится к области мифологии Предпочтение методам познания, а не содержанию. Главное – «не знания, а методы их приобретения» Д. Конант
Прагматизм Познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека Для них объективное знание на существует. Истинно знание, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него Индивидуальный опыт ребенка – основа учебного процесса. Цель образования по Пр. – «самовыявление» данных ребенка от рождения инстинктов и склонностей. Нравственно то, что помогает достижению успеха, а не руководство какими-нибудь заранее сформированными принципами и правилами Дж. Дьюи (США)

 

Общенаучный уровень

Общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим.

Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний и источником новых фундаментальных проблем, требующих теоретического исследования. Теория дает основы для выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке.

Аксиологический подход — основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития. Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов:

• равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

• равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским;

• экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики — это изучение отношения к человеку как к субъекту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматриваясь как основное средство гуманистической сущности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: