Ситуации профессиональной деятельности, требующие методологического анализа
1) ситуация, связанная с возникновением различных парадоксов, главным из которых является разрыв между теоретическими представлениями и реально получаемыми эмпирическими данными.
2) несостоятельность той или иной частной теории
3) ситуация, связанная с невозможностью решения новых задач имеющимися методами.
В конкретной научной методологии выделяют две основные функции методологического знания:
1)Дескриптивная функция– это рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, которая осуществляется постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам (т.е. это ретроспективное описание уже осуществленных процессов познания). Эта функция имеет ряд подфункций:
- Катализация (ускорение) процесса познания;
- функция проблематизации и критического осмысления научных идей, существующих в культуре и обществе;
- функция творческого развития личности профессионала за счет расширения его кругозора и воспитания культуры мышления).
|
|
- функция продумывания стратегии научных исследований и оценка перспективности того или иного научного направления.
2)Нормативная функция– состоит в предписании норм и правил научного исследования. Нормативная методология формирует рекомендации и правила осуществления научной деятельности:
- проанализировать литературу по изучаемой проблеме
- выводы по теоретической части работы (они должны быть основанием для построения собственного эмпирического исследования)
- формулирование проблемы исследования, которая фиксируется в рабочей концепции исследования
- описание категориально-понятийного аппарата (понятия, которые используются в работы)
- определение объекта, предмета исследования, формулировка цели, задач, гипотез (теоретической и эмпирической), описание выборки, подбор методов, выбор конкретных методов математической статистики (в соответствии с задачами).
- представление результатов исследования (в описательной и графической форме), наличие интерпретаций и выводов.
Философский уровень методологии
Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Применительно к педагогике к основным источникам философского уровня относятся:
· экзистенциализм,
· неотомизм,
· позитивизм,
· прагматизм,
· диалектический материализм и др.
· Характеристика основных философских направлений
Направление | Централь- ная идея | Характеристика | Педагогический контекст | Представители |
Экзистенциализм | Внешний мир существует лишь благодаря бытию «Я» | Основное понятие – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я» | Цель образования – научить творить себя как личность. Отрицается объективное знание, они выступают против программ и учебников. Субъекту предоставляется полная свобода в центре педагогической системы – индивидуализация образования | М. Хайдегер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сарт(Франция), П. Тилих (США), Н. Бердяев (Россия) |
Неотомизм | Разум – средство, необходимое для доказательства религиозных догм | Разделение мира на материальный (низший), мертвый, изучаемый наукой, но непостижимый ей и духовный мир Бога, сотворенный для вечной жизни). Придают важное значение «досознательному», где находятся источники любви, свободы, счастья и смысла жизни | Религия – ведущий фактор воспитания поколений. Все должно быть направлено на развитие «досознательного» в противовес изменений рациональности | Фома Аквинский (основоположник), Ж. Маритен, М. Адлер |
Позитивизм, неопозитивизм | Верно и истинно только то, что получено с помощью количественных методов | Наукой признаются только математика и естествознание. Все остальное относится к области мифологии | Предпочтение методам познания, а не содержанию. Главное – «не знания, а методы их приобретения» | Д. Конант |
Прагматизм | Познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека | Для них объективное знание на существует. Истинно знание, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него | Индивидуальный опыт ребенка – основа учебного процесса. Цель образования по Пр. – «самовыявление» данных ребенка от рождения инстинктов и склонностей. Нравственно то, что помогает достижению успеха, а не руководство какими-нибудь заранее сформированными принципами и правилами | Дж. Дьюи (США) |
|
|
Общенаучный уровень
Общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим.
Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний и источником новых фундаментальных проблем, требующих теоретического исследования. Теория дает основы для выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке.
Аксиологический подход — основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития. Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.
Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов:
• равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
• равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским;
• экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.
|
|
Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики — это изучение отношения к человеку как к субъекту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматриваясь как основное средство гуманистической сущности человека.