Экзистенциализм – это философское учение, утвердившееся и развивавшееся в первой половине двадцатого века, в период между двумя мировыми войнами.
Термин экзистенциализм буквально означает «философия существования, рассматривающая человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы». Экзистенциализм – это иррациональная реакция на рационализм Просвещения. Как и все представители иррационализма, «философы существования» выступали против современного им понимания рациональности. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, т. е. разделяет мир на две сферы: объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, как «сущность», познанием которой можно манипулировать в контексте «субъект-объект». Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Экзистенциализм рассматривал человека как конечное существо, «заброшенное в мир», постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях. При этом философия стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Для описания её структуры многие представители экзистенциализма (например, М. Хайдеггер, Ж-П.Сартр) выделяют в качестве структуры сознания его направленность на нечто другое – так называемую интенциональность. Все это говорит нам о том, что Экзистенция «открыта», она направлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, истинное бытие направлено к ничто и, пожалуй, самое главное, при этом сознающее свою конечность. Поэтому, например, у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию таких проявлений человеческого, как забота, страх, решимость, совесть, которые определяются через единственно реальную возможность для всех – смерть. В отличие от физического времени – чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов – экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо. Оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть. Экзистенциалисты, особенно М. Хайдеггер, подчеркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими «экзистенциалами», то есть проявлениями истинного бытия, как «решимость», «проект», «надежда».
|
|
По Сартру, быть свободным означает быть самим собой, ибо человек «обречен» быть свободным. Однако везде мы можем констатировать некоторую «обременительность» свободы, человек всю свою жизнь несет тяжкий груз в стремлении стать личностью. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть уникальным бытием – экзистенцией, то есть стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.
|
|
Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название «man». Это мир вообще, как само значение слова «человек». Здесь все анонимно, нет субъектов действия, а есть лишь одни объекты. В этом мире, как оригинально заметил немецкий мыслитель, всё «другое» и все «другие», человек даже по отношению к самому себе является «другим». Это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несёт ни за что ответственности, а стало быть – несвободен и не является экзистенцией.
Мартин Хайдеггер (1889–1976), немецкий философ, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Основные произведения: «Бытие и время» (1925), «Неторные тропы» (1950), «На пути к языку» (1959), «Вехи на пути» (1967), занимающие особое место в философии экзистенциализма. Ни одного автора в ХХ в. не цитировали так часто, как Мартина Хайдеггера.
Самым значительным представителем французской феминологии, основателем атеистического экзистенциализма считается Жан Поль Сартр (1905–1980), французский философ, писатель, автор теоретического труда «Бытие и ничто» (1943), а также романов и пьес «Дороги свободы», «Слова», «Тошнота», «Мухи», «Мертвые без погребения», «Стена».
Экзистенциализм приобрел большое влияние на умы людей в Европе во многом также благодаря крупному писателю, публицисту, философу – Альберу Камю ( 1913–1960). В 1942 году он пишет два своих известных произведения: повесть «Посторонний» и философское сочинение «Миф о Сизифе». В послевоенные годы мыслитель выпускает популярный роман «Чума» (1947) и грандиозное философское эссе «Бунтующий человек» (1951).