Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения в дошкольный период.
Как было уже отмечено критичность дошкольного периода можно охарактеризовать осознанием своего отличия от нормально видящих детей.
В соответствии с указанными критическими периодами определяются и направления обследования детей с нарушениями зрения.
Период осознания своего отличия от нормально видящих детей, проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с пониманием и осознанием ребенком себя, своей личности, своего Я, как особого, отличающегося от нормально видящих детей; пониманием того, что он не в состоянии осуществлять связи и контакты, выполнять ряд действий, основанных на зрительной перцепции. И это вызывает у детей чувство неудовлетворения собой. Поэтому первым направлением при обследовании является выяснение того, осознает ли ребенок себя как личность, имеющую свои собственные потребности и особенности.
Понимание своего дефекта или недостатка и осознание необходимости его коррекции способствует возникновению актов саморегуляции. В то же время недостаточная сформированность произвольных психических процессов и возникновение пассивной позиции по отношению к окружающему у ребенка с нарушениями зрения затрудняет и замедляет процесс становления саморегуляции.
|
|
Для того чтобы определить степень и уровень возможности к саморегуляции, необходимо выяснить: знание ребенком своих органов чувств.
Это знание формируется на основе собственных проб, проверок своих физических качеств, двигательных способностей и понимания того, что ребенку нравится или не нравится, что он может или не может сделать;
· понимание пользы ношения очков;
· лечения, даже с помощью окклюзии;
· специальных занятий по развитию зрения;
· приборов, помогающих видеть и осуществлять необходимую деятельность;
· понимание необходимости организации своего личного места для игр, занятий, отдыха; желание общаться с избранными детьми и взрослыми, создавать свое личное окружение, личностное пространство;
· понимание возможности попросить о помощи именно в то время, когда она требуется; появление интереса к своему внешнему виду и внешнему виду окружающих, умение оценивать его;
· отношение к необходимости носить очки, виду своих глаз; различение одежды, требующейся в разных условиях: для игры на площадке, для поездки в гости, для занятий физкультурой для помощи по дому и т.д.; осуществление самоконтроля за поведением, понимание не соответствия своего поведения в некоторых ситуациях и стремление выработать с помощью взрослого правильные и приемлемые для общества формы поведения.
|
|
Второе направление связано со специфическими проблемами социальной адаптации дошкольника с нарушениями зрения. Оно предполагает наличие и развитие навыков и качеств ребенка, помогающих ему жить в обществе, разрешая возникающие конфликты и трудности, как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Для этого психологу необходимо знать:
· как у ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, о других людях, об окружении.
· как он использует полисенсорный характер восприятия при знакомстве с людьми и окружением, не вызывает ли у него страх встреча с новыми предметами;
· как он получает информацию от других людей и использует ее;
· нет ли у него боязни общения с людьми;
· не замыкается ли он в узком кругу родных и близких; з
· задает ли он вопросы, чтобы получить новую информацию, или пассивен в приобретении новых знаний;
· создает ли он свою индивидуальную систему средств получения информации, ограниченную нарушением зрения;
· имеет ли навыки использования окружающей обстановки, людей;
· предлагает ли он свою помощь другим детям и взрослым;
· понимает ли он, что для участия в общем деле с коллективом детей и взрослых необходимо соответствующее поведение, уважение к участникам и подчинение общественным правилам (например, ждать своей очереди, делиться материалами, игрушками и т. п.);
использует ли зрительный контакт с людьми вне зависимости от остроты зрения и периода лечения;
· есть ли интерес к людям, находящимся за пределами семьи, интересуется ли соседями, имеет ли с ними контакт;
· узнает ли друзей не только по имени, но и по голосу, походке, одежде, росту и индивидуальным качествам, присущим только им.
Третье направление связано с необходимостью формирования знаний, навыков и психологической готовностью выйти за пределы узкого коллектива и расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством. Психолог выявляет у детей представления об обществе, социальных службах, умение пользоваться достижениями современной техники и т.д.
При наблюдении и обследовании детей надлежит уделять внимание следующему:
· расширяются ли у ребенка представления об обществе;
· какие общественные институты он знает. Знаком ли с их функциями (почта, магазин, поликлиника, пекарня, метрополитен, банк и т.д.);
· может ли назвать и описать некоторые профессии (медсестра, пожарный, милиционер и т.д.); может ли ребенок описать словесно маму, папу, соседа по дому: какой у него внешний вид, кто он по профессии, чем занимается, как зовут (полное имя, отчество и желательно фамилия, что знает о деньгах и их использовании;
· имеет ли представление о времен, и о единицах его измерения (час, минута, утро, вечер, ночь, день, неделя, месяц, год);
· умеет ли пользоваться телефоном, может ли включать - выключать радио, телевизор, магнитофон и другие технические средства получения информации;
· знает ли транспортные средства (метро, такси, троллейбусавтобус и т.д.), как ими пользоваться, как платить за проезд.
Четвертое направление:
§ определение сформированности потребности к трудовой деятельности, особенно к тем видам труда, формирование навыков к которым может быть затруднено из-за нарушений координации движений при глубоком нарушении зрения.
Период подготовки и перехода ребенка к школьному обучению. В этот период психолог должен определить:
§ готовность ребенка к учебной деятельности;
§ возможности ребенка в использовании в новых условиях знаний и навыков, приобретенных в предыдущий период;
§ сформированность мотивации к учебной деятельности.
|
|
Подготовка ребенка к школе описывается во многих работах. Среди них можно выделить сборник «Подготовка ребенка к школе».Приведенные в нем тесты могут быть использованы при обследовании детей с нарушениями зрения после их адаптации по следующим параметрам:
§ увеличение времени для выполнения заданий;
§ увеличение размеров, контрастности изображаемых фигур;
§ разгруженность фона;
§ нанесение рельефности контуров или барельефного изображения.
Общение определяет положение ребенка в коллективе и его личностное развитие. Процессы общения при нарушениях зрения являются серьезной проблемой и сложно решаются. Особенно тяжело формируются у детей неречевые средства общения. Причины этого -- нечеткость образа восприятия человека и трудности подражания экспрессивно-мимическим выражениям нормально видящих.
Для многих детей с нарушениями зрения характерна скованность движений, стереотипия поз, заученность и однообразность в выражении эмоциональных состояний. Многие дети проявляют вербальное, а не практическое понимание правильных жестов, действий в общении с детьми и взрослыми. Имеются также недостатки в речевых средствах межличностного общения (в культуре устной речи, в общении «лицом к лицу», в плавности речи, в связи между речевыми и неречевыми средствами общения).Контрольные вопросы и задания