По степени невнимательности и, как следствие — травматизму, Россия занимает первое место в мире, оставив далеко позади даже страны Африканского континента

Барьеры на уровне внимания возникают, поскольку прежде чем сознание сможет воспринять новую информацию, прежняя должна быть стерта. Достаточно человеку внести в подсознание любую негативную информацию, как внимание начинает резко рассеиваться. Каждый из нас может привести множество примеров, когда какие-либо посторонние факторы отрицательно сказывались на нашем внимании.

           Память - это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

К процессам памяти относятся следующие:

1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;

3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено:

ü скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);

ü скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).

Для классификации видов памяти (рис.) существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.

 

Классификация видов памяти

 

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

ü Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

ü Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

ü Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

ü Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

ü Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.

ü Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

ü Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается.

ü Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

ü Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

ü Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

 

Память нужно тренировать, но для этого надо знать особенности своей памяти, ее тип, емкость, точность, прочность, цель для чего нужно тренировать память и т.д. Возможности запоминания ограничены Выявлено, что число элементов для запоминания не должно превышать семи. Следовательно, материал должен группироваться по принципу семерки.

Память необходимо разгружать при помощи внешней памяти (электронные записные книжки и т.п.)

Для запоминания логически связанной и логически не связанной информации используются различные приемы облегчения запоминания информации (мнемонические приемы, или приемы мнемотехники). Объясняется это тем, что осмысленная информация запоминается в среднем в 22 раза лучше, чем бессмысленная. Считается, что основателем мнемоники как набора приемов для запоминания был древнегреческий поэт Симонид (V в. до н. э.), и, вероятно, даже в те времена основным приемом для запоминания всех видов информации считалось повторение[2].

Мышление - это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности (рис.).

 

 

Классификация видов мышления

 

Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.

Источником мыслительной деятельности является практика. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.

К основным мыслительным операциям относятся:

анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;

систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.   

Барьеры в педагогической деятельности могут возникать в связи с индивидуальными особенностями мышления, к которым относятся

ü Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

ü Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

ü Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов. Быстрота мышления - это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.

ü Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.

ü Самостоятельность мышления выражается в умении человека выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно, без посторонней помощи. Такое мышление не поддается внушающему постороннему влиянию.

ü Критичность мышления - это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказаться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

ü                           При решении любых задач мы используем одну из трех стратегий мышления[3]:

1. Случайный перебор. Эта стратегия соответствует методу проб и ошибок. Иначе говоря, формулируется предположение (или делается выбор), после чего оценивается его правомерность. Предположения выдвигаются до тех пор, пока не найдется верное решение.

2. Рациональный перебор. При такой стратегии человек исследует некое центральное, наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, отсекает неверные направления поиска. Наэтомпринципефункционируетискусственныйинтеллект.

3. Систематический перебор. При этой стратегии мышления человек охватывает умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за одной. Систематический перебор используется в повседневной жизни редко, но именно эта стратегия позволяет наиболее полно разработать планы долговременных или сложных действий.

           Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.

 

 

Классификация психических состояний

Обычно в общей психологии говорят об аффектах, настроениях, стрессах, депрессии, апатии. Но есть и другой подход к состоянию человека, который был сформулирован Эриком Берном. Изучая патологию, Берн понял, что люди, которые не осознают того, как они поступают или что чувствуют, являются объединенными.. Это состояния Я-родителя, Я-ребенка и Я-взрослого, через них можно влиять на свои психические состояния (настроение, стресс, депрессию, аффекты) и состояние других партнеров по общению.

Настроение – сравнительно устойчивый положительный или отрицательный фон, вовлекаемый в общение партнеров. Настроение является эмоциальной реакцией на события, которые происходят в жизни каждого человека в контексте общих жизненных планов, интересов, ожиданий. Надо систематически тренировать состояние, свойственное хорошему настроению, выражение лица, голоса, особенность поведения.

Обратим внимание еще на одно психическое состояние – стресс. Это обширный круг состояний, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, называемые стрессовыми. Различают физиологические стрессоры – длительная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы; и психологические стрессоры – угроза, обида, шантаж, информационные перегрузки.

Психологический стресс разделяется на информационный и эмоциональный. Очень часто сам преподаватель является источником того и другого стресса для студента. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. Поэтому, если мы хотим оптимизировать учебный процесс, мы должны в технологию управления включить комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса или наоборот способствующих его появлению.

Следующим вопросом, который мы будем рассматривать являются психические свойства - это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта.

Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

 

Классификация психических свойств

 

           Психические свойства это свойства личности, к которым относят темперамент и характер.

           Понятие темперамент охватывает устойчивые характеристики, черты, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

           Оттемпераментачеловеказависят:

ü скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

ü пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;

ü темп и ритм деятельности;

ü интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

ü направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Перейдем к характеристике характера. (Слайд 30)

           Характер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

           Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

           В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

           - отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

           - черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

           - черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

           - черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

 

2. Методологические подходы к проектированию образовательных технологий: антропологический, гуманистический, системный, культурологический, личностный

1.

2. Методологические подходы к проектированию образовательных технологий:антропологический, гуманистический, системный, культурологический, личностный

 

Осмысление методологических подходов к социальному проектированию, прежде всего, связано с философским осмыслением проблемы в целом, далее с поиском его оснований, целей и пределов применения. В данном случае это значит обозначение не общих философских принципов, а формулирование кардинальных идей и положений. К их числу надо отнести:

 Во-первых, положение «надо экспериментировать». Это означает, что преподаватель в своей деятельности должен опираться на свое понимание того, что любой человек открыт к социальным изменениям. Конечно, человек одновременно и консервативен. Но преподаватель должен на первое место ставить те черты студентов, которые позволяют задумывать нечто новое, планировать и осуществлять задуманное. Открытость студента к нововведениям – предварительное условие разработки новой образовательной технологии преподавателем. При этом необходимо ориентироваться на меру желания студентов, которая обусловлена социальными условиями, в которых он живет. Но нельзя при этом забывать такого парадоксального явления, что исходя из личностных ценностей студента и функционирующих распространенных в обществе ценностей нередко возникают ситуации, что слабый проект в восторгом принимается, а сильный отвергается.

Во –вторых, проект может быть интересен не для всех, но для многих. Человек как целое уникален, в отдельных же свойствах и отношениях он типичен. Неопределенность и мозаичность жизненного пространства каждого человека в образовательном проектеможет быть преодолена введением такого параметра как типичность – потребностей, жизненных траекторий, поведенческих реакций, группы людей, которые поддержат проект.

В-третьих, для любого человека характерно желание переструктурировать реальность «под себя», но наличие такой социальной ценности как солидарность позволяет надеяться на понимание

В-четвертых, надо создавать только возможный для реализации образовательный проект. Границы проектирования образовательного проекта определяются «интересами» образовательного учреждения.

В-пятых, надо искать союзников. Субъектная ориентация ориентация образовательного проекта преподавателя должна опираться на субъектное восприятие студентов, чтобы «они», студенты, могли сказать «мы» - участники проекта.

Для того, чтобы осмыслить эти методологические положения приведем для примера два юмористических эпизода из знаменитого сатирического романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» с точки зрения замысла предложенных Остапом Бендером проектов и ресурсов их осуществления.

Первый эпизод. Остап Бендер натыкается в Васюках на шахматную секцию и говорит ее участникам: «Почему в провинции нет никакой игры мысли? Например, вот ваша шахсекция. Скучно. Назвали бы, например вашу секцию «Шахматный клуб четырех коней», или «Красный эндшпиль», или «Потеря качества при выигрыше темпа». Хорошо было бы, звучно. Переименование секции тут же состоялось и «гроссмейстер тут же собственноручно художественно выполнил на листе картона вывеску с четырьмя конями с соответствующей надписью.

Второй эпизод. Остап Бендер разворачивает перед васюкинцами проект проведения в их городке международного шахматного турнира. Он рисует картины приезда в Васюки знаменитых мировых гроссмейстеров. Его аргументация: созвездие шахматных имен привлечет любителей шахмат со всего мира – и средства на обновление города. Мраморные отели, железная дорога «Москва-Васюки», аэропорт «Большие Васюки» - лишь часть нарисованных бендеровским воображением объектов, которые неминуемо должны возникнуть. Он неудержим в обещаниях: «мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет когда турнир закончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищными условиями, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва – в СтарыеВасюки. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.

Образность описанных юмористических эпизодов позволит понять не только смысл обозначенных методологических положений образовательных технологий, но и сформулировать собственно методологические подходы:антропологического, гуманистического, системного, культурологического, личностного.

Смысл проектирования образовательных технологий – в создании вариантов, удовлетворяющих поставленным задачам той или иной дисциплины.

Антропологическийподход связан со смыслом и назначением образования в целом или определенного предмета в системе дисциплин с интересами обучающегося человека.

Гуманистический подход раскрывает целевую направленность образования, социального взаимодействия между субъектами образовательного процесса, которые взаимно признают достоинство, уникальность друг друга, право на проявление творческих способностей, утвержде6ие личностного начала в качестве критерия оценки деятельности вуза.

Системный подход позволяет рассматривать и осуществлять процесс проектирования образовательных технологий целостно, выявляя при этом, набор различных взаимосвязанных друг с другом функций, что предполагает определенную последовательность семи действий:

- фиксацию некоторого множества элементов, среди применяемых в образовании и выполняющих определенное предназначение;

- установление специфики и классификации таких технологий;

- определение принципов, которыми надо руководствоваться при создании новых технологий;

- выделение основных признаков, позволяющих сравнивать эффективность технологий;

- выявление общих и специфичных для каждого учебного заведения действий для достижения цели;

- анализ основных функций образовательных технологий а образовательной среде;

- изучение процесса управления действиями, обеспечивающими достижение запланированных результатов.

Выполнение последовательно этих действий позволит обеспечить применение методов и подходов разных наук – педагогики, дидактики, социологии, психологии, антропологии, выделить этапы проектирования и обосновать целостную концепцию проекта.

Культурологический подход обеспечивает содержательный контекст условий и границы применения образовательных технологий.

Личностный подход обуславливает признание абсолютной ценности самого обучающегося, а не знания, которое он получает, «взращивание субъектности», приобретение опыта познания, который связан с конкретной ситуацией, ее переживанием. Знание, умения, навыки, приобретенные в предшествующих взаимодействиях с другими людьми, приобретают особую ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: