Филология классической древности в Индии. Грамматика Панини

Вопросы к экзамену

 

Современное языкознание — итог многовекового историческо­го развития и

Языкознание — древняя наука. Нельзя согласиться с утвержде­нием о том, что языкознание якобы "зародилось" в древней Индии и древней Греции. Верно только то, что современное языкознание имеет своим истоком именно языкознание этих древних стран, но их культуры возникли отнюдь не на пустом месте и носят следы влияния более древних культур, их предшественниц.

По всей вероятности, грамматические и другие сведения о языке, накапливаясь и совершенствуясь от поколения к поколению, передавались в школах учителями устно. Такой способ обучения существовал, например, в древней Индии. Об этом гово­рит тот факт, что знаменитая грамматика Панини (IV в. до н. э.) была приспособлена и устной передаче грамматических правил и устному усвоению их учениками.

В древней Индии особый интерес к языку пробудили непонят­ные места в священных книгах — Ведах (veda — основа, имени­тельный падеж единственного числа — Vedas, "знание", слово того же корня, что и русское ведать). Веды — это сборники легенд, гимнов, религиозных песнопений и т. д. Особенно важными и отчасти самыми древними оказались Ригведы — сборники гимнов, насчи­тывающих их в 10 книгах более 1028. Язык, на котором написаны Веды, называют ведийским. Веды сложены около 1500 лет до н. э. (некоторые исследования отодвигают время их появления до 4500— 2500 лет до н. э.).

Ведийский язык входит в обработанный древнеиндийский язык — санскрит (понимаемый в широком смысле). Это канонизированный нормативный литературный письменный язык брахманов (богослужения в индийских храмах до сих пор отправляется на этом языке), ученых и поэтов. Санскрит отличался от разговорно-народных языков — прокритов. В целях канонизации санскрита и была создана грамматика как наука эмпирическая и описательная.

За 1000 лет до н. э. появились первые словари, содержащие списки непонятных слов, найденных в Ведах. До нас дошли 5 таких словарей с комментариями выдающегося языковеда древней Ин­дии Яски (V в. до н. э„).

Труд Яски свидетельствует о том, что уже до него существовала разработанная грамматическая традиция.

Ее итогом явилась грамматика классического санскрита Панини (IV в. до н. э.). Она состоит из 3996 стихотворных правил (сутр), которые, очевидно, заучивались наизусть. Грамматика Панини на­зывалась "Аштадхьян" ("8 разделов грамматических правил") или "Восьмикнижие".

Главное внимание в грамматике Панини уделяется морфологическому анализу слова (грамматика и называлась вьякарана. т. е. "анализ, расчленение"): слова и словоформы расчленялись на корни, основы, основообразующие суффиксы и флексии. Давались подробные правила, как из этих морфем строить части речи и фор­мы слов.

В грамматике выделены 4 части речи: имя, глагол, предлог и частица. Имя определялось как слово, обозначающее предмет, глагол как слово, обозначающее действие. Предлоги определяют значение имен и глаголов. Среди частиц выделялись соединительные, сравнительные и пустые, используемые как формальные элементы при стихосложении. Местоимения и наречия распределялись между именами и глаголами.

У имен индийцы различали 7 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный (орудийный), отложительный (аблатив) и местный, хотя этих терминов еще не исполь­зовали, а называли падежи по порядку: первый, второй и т. д.

Древнее индийское языкознание оказало влияние (через Персию) на языкознание древней Греции; в XI в. — на арабское. Особенно плодотворно было влияние грамматики Панини на европейских ученых, которым она стала известна с конца XVIII в., когда англичане познакомились с санскритом.

Итак, в древней Индии языкознание носило эмпирический и практический характер. В древней Греции языкознание выдвигало не религиозно-практические, а познавательно-философские, педа­гогические и ораторские задачи.

В течение почти двух тысячелетий правила Панини были непререкаемым авторитетом в грамматике классического санскрита. Метод анализа слова по его морфологической структуре, предложенный Панини, используется и в настоящее время

2.   Филология классической древности в Китае и Древнем Риме. Прикладной характер древнего языкознания в Китае. М. Варрон о спорах аномалистов и аналогистов.

Прикладной характер древнего языкознания проявился и в интересе к толкованию значений слов. Первый толковый словарь «Эр И», над которым работало несколько поколений ученых, появился в Китае (Ш-И вв. до н.э.). В этом словаре давалось систематизировянное толкование слов, встречающихся в памятниках древней Письменности. В Китае же в начале нашей эры появился и первый диалектный словарь. Европейская лингвистическая, а точнее грамматическая, традиция зародилась в Древней Греции. Уже в IV в. до н.э. Платон, описывая грамматику греческого языка, вводит термин techne gram- matike (буквально ‘искусство письма’), определяющий основные разделы современной лингвистики (отсюда происходит и современный термин «грамматика»). Грамматическое и лексикографическое направление частного языкознания было ведущим в науке о языке в античной языковедческой традиции, в средневековой Европе и особенно на Востоке. Так, в частности, в IV в. в Риме появляется «Грамматическое руководство» Элия Доната, прослужившее учебником латинского языка более тысячи лет

Аналогисты: представления о языке как о системе четких правил, в идеале не знающих исключений; конструирование нормы по аналогии. Юлий Цезарь, Варрон, александрийские грамматики.

Аномалисты: все в языке случайно, норма может быть выведена только из обихода, который не подчиняется никаким правилам; нужно определять не грамматические правила, а обиход; установление нормы через наблюдение за обиходом. Секст Эмпирик, стоики (пример: черепаха и ворон, у черепахи нет формы м или ж лица, а у ворона есть).

МАРК ТЕРРЕНЦИЙ ВАРРОН (116до н.э. – 27). Республика преобразуется в империю. Концепция периода эллинизма. Период римской республики. Это был первый настоящий энциклопедист. Написал 9 томов «Науки», где описал все существующие тогда науки.

Лингвистика представляла собой в то время хаотическое сооружение. Античная грамматика достигла успеха за счет утраты логической строгости. Ставит перед собой задачу внести систему. Применить последовательный классификационный признак, который проходил бы через всю систему и оперировал бы строгими противопоставлениями 2х элементов – бинарный принцип. Варрон применял этот принцип к классификации частей речи. Предлагает выбрать 2 категории, по наличию\отсутствию которых можно классифицировать все части речи.

  Имя Глагол Причастие Наречие
Падеж + - + -
Время - + + -

 

Исправляет недостатки александрийской грамматики и создает новый тип классификации слов. Классификацию слов еще начали Платон и Аристотель. Слова понимают как лексемы. Варрон вводит классификацию 3го уровня – классификацию частей речи. В новое время его классификация была забыта. Её воскресили московские формалисты – Фортунатов. Классификация не по семантике. Четкая классификация по формальным признакам

3. Филология классической древности в Древней Греции. Философский и александрийский периоды древнегреческого языкознания. Лингвистическая теория именований в произведении Платона «Кратил». Лингвистическая концепция Аристотеля. «Поэтика» Аристотеля.

 

Научное исследование греческой литературы началось в Александрии в 3 в. до н.э. При первых Птолемеях был возведен великий храм наук, Музей (греч. «Храм Муз»), где ученые трудились и даже питались совместно. Здесь были две библиотеки (вторая – при храме Сераписа), и в большей из них к 1 в. до н.э. насчитывалось, как сообщается, 700 тыс. свитков. Из александрийских ученых более всего прославились Зенодот, Эратосфен, Каллимах, Аристофан Византийский и Аристарх. Все они, за исключением Каллимаха, занимали здесь должности главных библиотекарей. Зенодот и Каллимах были еще и поэтами, причем последний прославился как глава т.н. Александрийской школы.

Около 275 до н.э. Зенодот, первый руководитель Александрийской библиотеки, подготовил самое раннее научное издание Илиады и Одиссеи, обосновав свою редакцию ссылками на большое количество рукописей и отмечая сомнительные, на его взгляд, строки специальным знаком (обелом) на полях. Вероятно, именно он разделил ту и другую поэму на 24 песни. Под руководством Каллимаха был составлен каталог сочинений, хранившихся в Александрийской библиотеке, в котором они распределялись по восьми рубрикам: драматургия, эпос и лирика, законодательство, философия, история, речи, риторика, прочее. Труд Каллимаха включал в себя краткие сведения об авторах, а для пьес – указание даты постановки. Эратосфен, известный своими работами по географии, математике и астрономии, писал также о древней аттической комедии.

Величайшими филологами этой эпохи являлись Аристофан Византийский (ок. 257 – 180 до н.э.) и Аристарх (ок. 215 – ок. 145 до н.э.). Аристофан подготовил издания Илиады и Одиссеи Гомера, Теогонии Гесиода, сборники лирических произведений Алкея и Алкмана, а также первое издание Пиндара. Вероятно, он опубликовал также сочинения всех четырех великих греческих драматургов (Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана), предпослав каждой пьесе вступление. Аристарх, плодовитый писатель, успел написать ок. 800 томов комментариев и поставил изучение грамматики на прочную основу. При редактировании лирических поэтов, Илиады и Одиссеи он применял специальные значки. Вообще говоря, александрийцы стремились очистить текст ранних авторов от ошибок и интерполяций. Надо полагать, что на гомеровских поэмах, текст которых стал стандартным задолго до наступления эпохи эллинизма, эти усилия сказались в меньшей степени, чем на произведениях других поэтов, чьи произведения впервые собирались и публиковались в Александрии. Среди преемников Аристарха следует упомянуть Дионисия Фракийского (ок. 170–90 до н.э.), составившего, среди прочего, краткую дошедшую до нас греческую грамматику, и отличавшегося колоссальной работоспособностью и плодовитостью Дидима (ок. 80 – ок. 10 до н.э.), исследовавшего язык комедии и трагедии и подготовившего бесчисленные издания и комментарии.

Соперником Александрии в области филологии в 3 и 2 вв. до н.э. был Пергам, где под покровительством правивших здесь Атталидов активно работал собственный ученый кружок Одним из ведущих ученых Пергамской школы был Кратет из Малла (середина 2 в. до н.э.), предпочитавший не буквальное, а аллегорическое истолкование Гомера.

Обратимся к диалогу Платона "Кратил " и попытаемся отделить в нем сам языковедческий предмет изложения от методики и дидактики изложения. В этой связи цельный текст диалога распадается по смыслу на следующую последовательность частей:

1. Об общем соотношении именующего, имени и вещи.

2. О человеке, устанавливающем соотношение имени и вещи.

3. О моделировании предмета как об основе соотношений имени и вещи.

4. Об основных правилах представления предмета в слове — этимологиях.

 

Из перечня смысловых частей диалога "Кратил" видно, что данный диалог есть описание правил, благодаря которым возможно становление речи, содержащей имена, т.е. человеческого языка.

Таким образом, утверждается, что "содержание слова" предопределено сущностью вещи и потому дано как бы от "природы". Гермоген же возражает Кратилу, утверждая, что имя дается по соглашению и произвольно, а потому не может быть предопределено природой вещи.

Сократ принимает обе точки зрения как некоторую данность. Этим устанавливается антиномия, являющаяся драматургической завязкой сюжетного хода диалога. Тем самым, по сути дела, устанавливается важнейшая антиномия лингвистики: с одной стороны, план выражения языка связан с планом содержания условной связью, при этом важно, что план выражения имеет иную структуру, чем план содержания; с другой стороны, оба плана языка не могут существовать один без другого и не могут обнаружить своего строения один без другого. Эта важнейшая антиномия лингвистики фактически подтверждается Сократом.

Исследование процесса именования, произведенное Сократом в беседе, обнаруживает, что условность связи имени и вещи в действии именования зависит от определенных факторов. Для понимания природы факторов, влияющих на процесс именования, нужно выделить в именовании две стороны: а) связь именующего и имени и б) связь имени и вещи. Эти две стороны именования обнаруживают себя при решении проблемы правильности имен.

Аристотель первый из античных мыслителей подошёл к проблеме грамматической формы, развивал учение о частях речикак грамматически различающихся классах слов. Основным типом суждения он считал высказывание: «Существительное – субъект – существительное – предикат» (например, Лошадь – животное»); другие типы суждений – высказываний он рассматривал как преобразование (трансформации) основного типа. Концепция Аристотеля развивалась в европейской логике и грамматике средневековья. Его логическая грамматика не потеряла значения до 20 века, особенно в школьной практике. Некоторые грамматические термины в русской грамматике – кальки введённых Аристотелем терминов.

Сам Аристотель не употреблял ни термин «элементы речи», ни «части речи». В 20-й главе Поэтики» он перечисляет «части словесного изложения» и на равных правах называет «элемент» (т. е. отдельный звук), слог, союз, член, имя, глагол, «падеж» (т. е. форму имени или глагола, отличную от сходной), «речь» (законченное высказывание, любой величины). В этом перечислении уже выделены некоторые основные категории, на которых будет построено учение о частях речи, но они еще не осознаны как лексико-грамматические единицы, как классы слов.

Аристотель пытался свести не только мир, но и язык, и знание к их «элементарным» основным формам. Десять категорий или десять когнитивных образцов были созданы и для того, чтобы типологически классифицировать множество наших понятийных образований. Самый факт, сколько и какие части речи выделял Аристотель, сам по себе не так уж важен в сравнении с ролью, которую сыграл ученый: он способствовал появлению на свет самой теории частей речи.

 

4. Развитие языкознания в Средние века. Арабское языкознание.

Средние века начинаются с момента разрушения Рима германским племенем готов-варваров и заканчиваются открытием Америки в 1492 году. Средние века – период застоя во всех областях знаний, но к концу 15 века ситуация меняется. Конец 15 века – эпоха Возрождения.

Появляются различные грамматические сочинения, которые пишутся на латинском языке. Латинский язык в то время – язык международного общения, церкви, литературы и пр.

Самые известные грамматисты того времени: Альдхейм (8 в.), Беда (ударение на «е») Достопочтенный (8 в.), Алкуин (8 в.), Эльфрик (кон.9 – нач.10 вв.). В 9-10 вв. появляется большое количество религиозной литературы, делаются переводы с латинского языка на разные языки. Эльфрик, переводчик Пятикнижия и составитель грамматики на английском языке.

В целом, к 11-12 вв. складывается школа, которая называется школой логистической грамматики. Но все грамматисты (представители Церкви) подразделяются на две большие группы: реалисты и номиналисты. Предмет спора – отношение слова и понятия. На вершине этого спора начинается новый период истории Средних веков – период Реформации, где представители одной Церкви доминируют над представителями другой. Реалисты: кентерберийский епископ Ансельм (2 пол. 11 в. – нач.12 в.) считал, что реально существуют только общие понятия, например «дерево», «действие», а слова – лишь слабые копии предметов. Последователь – Фома Аквинский, который считал, что самое главное назначение человеческой речи состоит в том, чтобы выразить то, что существует вне языка.

Номиналисты: Росцелини из Компьена (2 пол. 11 в. – нач. 12 в.) считал, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными свойствами, общие понятия выводятся нашим мышлением из предметов и в дальнейшем существуют независимо от предметов.

Еще один крупный ученый того времени – Пьер Абеляр (2 пол.11 в. – нач. 12 в.) – колебался между этими двумя точками зрения. Он считал, что реально существуют только отдельные вещи, которые являются основой общих понятий. Понятие не существуют отдельно от человека, а выводятся нашим умом из реально существующих вещей и отражают свойства этих вещей.

7-8 вв. нашей эры. На территории Аравии и завоеванных арабами стран (Передней Азии, северной Африки, большей части Пиренейского полуострова) образовалась огромная держава – Халифат – многонациональное государство, основная религия которой – ислам. Арабское языкознание тесно связано с этой религией.

Арабский язык – латынь мусульманского мира. Основа учения – Коран. Язык Корана – мертвый язык, на нем уже не говорили. Появилась необходимость исследовать этот язык, ответить на вопрос, почему так написан текст Корана, и, соответственно, выучить этот язык. Арабское письмо возникло еще до появления Корана, это консонантно-буквенное письмо (состоящее, в основном, из согласных букв), возникшее на основе западно-семитского алфавита, в котором строки идут справа налево.

В 7 в. (651 г.) нужно было записать текст Корана на основе арабского алфавита. Алфавит писался на основании источников, которые в большом количестве имелись у арабских ученых (они использовали в своих работах достижения всех ученых древности: из Индии– грамматику Панини, веды, а также все знания и достижения сирийцев, египтян, в общем, узнали все, что можно было узнать). Таким образом, Коран был записан очень быстро (1-2 года).

У арабов было две основные языковые школы – Басра и Куфа.

Школа Басра: ученый ас-Сакафи, который считал, что нужно четко запечатлеть фонетику, грамматику и лексику арабского языка; став главой этой школы, он поручает ученым создать словарь. Так появляется «Китаб аль-Айн» («Книга Айна»), созданный Халилом аль-Рахиди. От нее сохраняется только несколько отрывков. Его ученики пытаются создать арабскую грамматику. Так, ученый Сибавехи в 8 в. создает труд под названием «Аль-Кетаб» («Книга»), используя достижения аристотелевской логики, сочетая его с системным описанием языка индийских грамматик. Сибавехи описал все звуки (арабы никогда не путали понятия звука и буквы), вслед за Аристотелем выделил имя, глагол и служебные слова. Описал корень, который состоит из трех согласных, дал понятие аффиксации, внутренней флексии.

Достижения этих школ были очень высоки, потому что раз в два года представители обеих школ выходили на соревнование, кто лучше прочитает Коран и объяснит, что и как он понял, сумеет отстоять и доказать свою позицию, а проигравшего в этом соревновании забивали камнями насмерть. Так в 793 г. погиб сам Сибавехи.

Школа Куфа: аналитики, считали, все в языке всегда правильно, но допускали ряд отклонений в области синтаксиса, ориентировались на разговорную речь. Они долго жили в племени хиджаз, из которой был родом пророк Магомет (поэтому речь этого племени они считали основополагающей). Куфийцы считали, что нужно описать не только части речи, но и классификацию имен: имена явные (существительные, прилагательные) и имена общие (указательные и относительные местоимения); глаголы классифицировались в зависимости от формы и значения. Особенных успехов куфийцы достигли в фонетике (они записывали, как произносятся звуки людьми, жившими в племени хиджаз). Здесь самый крутой – ученый Али ибн-Сина или Авиценна, который еще и детально описал звуковой аппарат человека.

К 11 в. арабский язык достигает больших высот. Ученый Махмуд Кашгарский составил самый полный словарь арабского языка. Он не только записал все слова арабского языка, но и внес туда слова тюркского языка и описал, какое племя употребляет то или иное слово с каким значением.

В 12-13 вв. Халифат распадается, монголы нападают на его столицу – Багдад, так заканчивается классический период развития арабской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: