Часть 11. 18-20 сентября 2017. Орск - Москва

18 сент, вт Поезд Орск ->Москва - 736р. 60 ночь: в поезде  
19 сент, ср   - 259р. 61 ночь: в поезде Добежал в Самаре к Волге
20 сент, чт Я люблю Москву - 400р. ДОМА  

Итого: 3 дня – 1800км поездом - 1395р.

 

Дневник

21 июля
Поехали! Подошло время нового путешествия и оно началось! Москва не отпускала 2 дня. Собрать в дорогу велосипед сложнее себя. Объезжал веломагазины в поисках нужных инструментов, таксист сотворил мне восьмёрку на переднем колесе, неплохую. Пришлось научиться выправлять обод. 21.07 пройдено на велосипеде 30км, это МКАД, Реутов. Ночь в Салтыковке у Вадима Назаренко, мудреца АВП и опытного путешественника. Здесь коммуна. 20 человек тусуются, кто-то живёт долго, кто-то проездом. Сегодня тут и Антон Дряничкин, известный знаток Бангкока и Таиланда. Атмосфера отдыха и сожительства.

 

22 июля
На берегу Введенского озера ночь застала чудесным образом. Это близ Покрова Пройдено 93 км (почти втрое больше, чем вчера). Началась Владимирская область. На съезде к озеру церковь Петра и Февронии, а в самом озере островок, где церковь Николая Чудотворца (она большая и словно плавает в озере) и собор Введения Пресвятой Богородицы. Едется удобно, пульс около 103 ударов, дорога равнинная пока.

 

23 июля
Введенское озеро - г. Владимир. 85км. Дорога чуть усложнилась - появились холмы, много светило солнце. Возле церкви Николая Чудотворца много художников солидного возраста, рисуют с разных ракурсов в своё удовольствие. Петушки небольшое поселение. Лакинск побольше. Дождь снова терпит и позволяет катиться. Во Владимире встретила Наташа Солнце, открытая, общительная, добрая душа. Совершает интересные путешествия по Таджикистану и Памиру, интересуется людьми, помогает решать психологические “загоны”. Доехал до центра города троллейбусом, проезд 19 руб. (что неудобно, и думаю, нередко 1 рубль сдачи и несдаётся – мне один раз и не отдали 1р., так и было)Там конечно же стоит ВИЛ (Владимир Ильич), но и кроме него есть Собор Успения Пресвятой богородицы и ещё много другого. Большая Московская улица приведёт к Золотым Воротам, ну и дальше до Москвы можно дойти по ней. Люди: люди здесь занятные, изучающе приглядываются друг на друга. В центре вечером тусит в основном молодёжь. Чем-то отдалённо он, центр, напоминает какую-нибудь Бар-стрит в курортных городах. Город приятный тем, что спокойный.

 

24 июля
Замедляться полезно. 7:45 – посадили Анжелику на электричку в Москву. Удивительно, но сегодня мой велосипед увидел больше, чем увидел я! Чтобы получше осмотреть Владимир, мы разделились. Велик оседлал тов. Артём из Томска, и накатал на нём 40 км по городу. Мои же ноги походили, судя по карте, 20 км. Красивые панорамы на Клязьму. Кто-то в группе итальянских туристов громогласно пропел "o solemio", и тут же sole засветило из-за облаков! Заметил по городу несколько автоматов с питьевой водой (Очень похожи на такие же автоматы на Самуи в Таиланде). 4 рубля стоит 1 литр. 17:30 - в Боголюбово решил доехать, ходит автобус, 20 руб. стоит, и ещё 1,5 км пройти по Боголюбовскому лугу, на котором произрастает более 200 видов растений, среди них охраняемые ирис сибирский и кувшинка белоснежная. Церковь Покрова на Нерли, 1165 года. Это чудесное место, придающее силы! На обратной дороге заблудился в микрорайонах и пришёл к Наташе только в 23:00

 

25 июля
ВМуром. Наташа подарила велотрусы, в будущем они очень помогли мне. А книжка про Иисуса была довезена аж до Алматы и положена в буккроссинге в скворечнике парка. Пройдено 161км, мой рекорд дальности. По дороге встретил велосипедиста Олега (giper-est), который хотел отдать: гречку, овсянку, сахар, воду. Взял только воду. Вода это драгоценность для путника. Спасибо Олегу. Он уже заканчивает свою поездку и спешит во Владимир. Проехал 280км, правда ехал и ночью, и уже устал. Муром - очень хороший город. Улицы в центре пересекаются под прямыми углами. Остались украшения к празднику Петра и Февронии. Тут же им и памятник. На другом конце города - часовня Ильи Муромца, купальня, источник со свежайшей и вкуснейшей водой! Люди. Примечательно, что люди здесь как в Москве по внешностям и поведению, не отличишь. А вот во Владимире были другие, по тем видно, что не москвичи. Ночью переехал вантовый мост через Оку и поставился с палаткой у д.Волосово. Сварил гречку в кружке на таблетке спирта (горит 9.5 минут), и вообще наелся до отвала.

 

26-27 июля
Проехал 152 км. Рекорд педалирования без остановок, не слезая с педалей: 31км (Волосково - Филинское). А дальше начался "ад", рельеф представлял из себя чередование длинных спусков и подъёмов с уклоном до 8%, и даже в самом Нижнем Новгороде перевалы никуда не исчезли. Ноги тянут до 4% уклон, если больше, приходится спешиваться. Перешёл на питание на ночь, чтобы утром и днём проезжать дальше и легче. Нижний Новгород. Похож на Москву. Дороги плохи, и всё их перекладывают и роют. Центр красивый, но больше понравился вид от кремля на Волгу с баржами, загляденье смотреть с высоты. Грязноват НН и пыльноват. Ночую у Алексея Оношкина по каучсерфингу, поздно добрался, но Алексей встретил, хоть и в 4:30 вставать на работу. Помылся с дороги. Вообще самыми важными потребностью становятся - помыться и поспать

 

27 июля
Нижний Новгород ->Сарайки: много отдыхал, надо избегать самые знойные часы (+28 градусов), всё равно вклад их в общее расстояние невелик оказывается. Купался в Волге коричневой) Перевалы встречаются разной длины, они бывают 1,2,3 км, значит, столько едешь в горку, потом столько же катишься вниз. Те, что длинные перевалы - эти с небольшим уклоном, но долгим. Сегодня насчитал, что 15 перевалов проехал за день. Отворотка была к Волге покупаться и воды на роднике набрать. Мне мало 2л воды сейчас, примерно 2,5-3 л выпиваю в день пока еду. Рекорд по скорости качения под горку - 53км/ч. Ночь в палатке между Новгородом и Чебоксарами, близ посёлка Сарайки. Достаточно равнинный участок, мало спусков подъёмов. Пока самый трудный по рельефу путь был Муром-Нижний Новгород, но то ли ещё будет. Снова в темноте ставил палатку. Не надо так делать - в темноте сложно присмотреть и выбрать место. Бонусом - полчища комаров. Очень хотелось дальше проехать по вечерней свежести. Совсем простые люди пошли в деревнях, просто одеты, просто ведут себя. Если останавливаюсь, или стою на светофоре, те, кто близко, спрашивают куда еду и откуда выехал. Недостаёт топографической карты местности, чтобы заранее понимать какой длинны перевалы ждут. Начал использовать спортивные гели PowerUp с мальтодекстрином, фруктозой, глюкозой для питания, пока ничего не могу сказать про эффект.

 

28 июля
Чебоксары. Чувашская Республика. 117км. В пригороде новый асфальт, приятно ехать, равнина проглядывается далеко. А в самом городе ужасные ямы, какие-то дырки, неровности, обрывы на дороге и тротуарах. Названия поселений оканчиваются на "-касы" (Москакасы, Рыкакасы), это окончание означает выселок или околотка. Чувашские селения располагались кустами и дочерние касы группировались вокруг материнского. Остановился у Максима, 21 год, изучает юриспруденцию и работает в траттории официантом.

В Чебоксарах хит - новая песня Гуфа и Тимати - Поколение, молодёжь вся тащится от неё. Может и Москву там уже захватила эта песня?

 

29 июля
Казань. Проехал 161км (мой рекорд). Самая длительная езда, не слезая: 37км подряд. Остановился на заправке Лукойл кипятку попросить, охранник из Киргизии рассказал, что много европейцев едут так, но дальше на Алтай или через Казахстан, Памир, Тянь-Шань в Китай. Русских мало едет. Рассказал, что там перевалы есть, на которые машина 5 часов поднимается!! А поляки и французы на велосипедах спокойно катаются) Чем дальше, тем больше разброс отношения: одни люди удивляются и недоумевают как можно так ехать далеко, почему не на машине. Никак не могут вникнуть. А более простые люди поддерживают, вижу, что до меня проезжали уже велопутешественники. Казань. Поздно приехал, уже не дождался меня хост. Решил, что если не дождусь завтра вечера, то должен сейчас посмотреть ночную Казань. Поехал кататься по городу. И не прогадал! Удивительно атмосферный город, удобный, комфортный, приятнейший. Много мест для осмотра. Интересно улицы спроектированы. Куда ни посмотришь, всё великолепно. Для велосипедистов очень продуманы велодорожки. Кремль белый красив. Набережная больше нравится, чем та, что у нас в Москве в парке Горького и Музеоне. Променад вдоль Казанки у Кремля.

 

30 июля
В Казани весь день. Спал 3 часа, больше не смог, жара с 9 утра. Набрал воду в колонке - но лучше всего при езде оживляет родниковая вода, прям волшебно от неё, много сил придаёт и такой водой можно напиться. Покатался по центру, по мосту Миллениум. Случай (это самое приятное в путешествиях!) познакомил с жителем Казани, Олегом Сапсаном, он на велике покататься вышел, русским, родом из Наб.Челнов, а теперь казанцем.

Олег прокатил по набережной, по центральным улицам. Рассказал про город. Пережидаем ливень в Макдоналдсе. Видя наши велосипеды, подсаживаются к нам за стол казанец-татарин и турок кондитер. Сидим вчетвером: русский-москвич, русский-казанец, татарин, турок. И нам хорошо. Нет в Казани в этом смысле раздоров, все дружно уживаются. Русских и татар тут поровну примерно. Вообще, основных страхов и вопросов встречаю три - это: страшно ли ехать одному по незнакомым местам, страшно ли ночевать и страшно ли собак. Ни об одном из этих страхов не думал, может теперь возникнут. Потом с Олегом спустились в метро. В школах все учат татарский, это обязательно. Но потом успешно русские забывают его, как мы школьный английский. Олег может читать на нём и понимает 20% из разговоров по-татарски. Метро приятное, думаю, кондиционировано. Можно провозить велосипеды, по дополнительному жетону. Ночую у Джамиля, 24 года ему, занятно посмотреть другую сторону жизни, он сам татарин, живёт с несколькими ребятами-таджиками, они мусульмане все почти, без регистрации тут на заработках. И был вечерний намаз, вот что я видел. Меня как гостя положили на лучший диван отдыхать, даже неловко себя гостем чувствовать. Пока читали намаз, это минут 10, заснул под него как под колыбельную. Джамиль сам страшно любит велопоездки и уже ездил по Башкирии, почти 1000 км накатал с другом. Пили чай. Один таджик что постарше других, рассказывал как меркантильны казахи и киргизы, и как таджики и узбеки добры. А вообще мы все из одной страны - СССР.

31 июля
Казань -> Буинск (точнее Адав-Тулумбаево). 144 км. Выехал от Джамиля в 8:40. Дорога усложнилась встречным ветром, зато солнце иногда заходило за тучи, поэтому ехал весь день. Ветер значительно замедляет накат. Даже под гору приходится докручивать, чтобы двигаться. Дорога на Буинск почти пуста, не проходит через деревни и мало заправок. В Адав-Тулумбаево ночую в татарской семье у родителей Джамиля в избе, отзывчивых, добрых, гостеприимных людей! Ещё про езду - очень помогает диаграмма высот, чтобы знать какой подъём в гору предстоит, визуально они все обманчивы. Делаю скрины диаграммвысот.

1 августа
Адав-Тулумбаево -> Ульяновск. 93км. Дорога приятная, почти ровная. В Ульяновске встретили ульяновцы Эмма и Саша. Они путешествовали автостопом в Питер.

 

2 августа
Ульяновск -> Сызрань. 133 км за полдня. В 15:00 электричка Сызрань->Самара. Успел. Самара красива, нравится мне. Но много машин в городе. Много детей. Набережная Волги. Часто проплывают лодки, пароходы катера. В гостях у Ильнара, спокойный, вдумчивый парень, логистикой занимается.

 

3 августа
В Самаре. Не хотелось уезжать от Волги. Отъехал за город и началась череда конструкций по переработке нефти. Палатку поставил на поле.

 

4 августа
Проехал новое максимальное расстояние за день 185 км. Проезжал Бузулук, городок между Самарой и Оренбургом. Не ожидал такого большого внимания граждан. Остановился у Магнита, выходящие интересовались откуда и куда, даже свернулся побыстрее, да и ехать пора было, а не разговоры разговаривать.

5 августа
Ну и денёк! Утром возле палатки прошло стадо коров и овец в 7 утра. Живой). На ж/д станции смотрел как погрузили танки и прочие военмашины в состав, куда-то отправятся. Скоро Казахстан и как то некомфортно от мыслей о его территории огромной и жары дневной. Но едва такие мысли одолели меня, как произошёл преинтересный случай. Поведаю его. Удивительные дела устраивает Господь, неволей вспоминаю татарина в Казани, который доказывал под раскаты грома, что меня бог будет вести, может и прав он. На заправке около Новосергиевки встретил велопутешественника из ТАЙВАНИ Ruitiliu!

Этот тайванец Рео едет по 110-120 км в день вот уже 10 месяцев, и проехал недавно мой будущий маршрут по Казахстану. Выяснилось, что дороги там вроде лучше - обочинная полоса по-европейски широкая. По плану кругосветку он завершит не спеша за 10 лет с некоторыми зависаниями в Европе, из ЮАР уплывёт в Бразилию, проедет опасную центральную латинскую Америку. В Китае некие нехорошие китайцы украли у Рео дорогой велосипед, благо спонсорский, но всё равно жаль. Рео не отступил, и купил новый вел себе за $700. Пока мы так общались, многие водители возгорались интересом, уж и надоело рассказывать кто мы и куда едем. Рео уже перестал доказывать русским, что он не из Таиланда, а из Тайвани, сложно русскому человеку принять, что есть страна Тайвань и такой вот чокнутый велосипедист. Дней через 12 до Москвы по идее доедет Рео, через Пензу и Рязань. Если кто сможет его приютить там, накормить и дать выспаться, пожалуйста сообщите, это будет хорошее дело. С русским у него не ахти. Обычно он садится возле велосипеда и ждёт добрых людей, которые заинтересуются его сущностью. Охранник заправки сказал, что мы, возможно, террористы, и надо бы прекращать тут тусоваться. Рео дал мне контакты в Актобе и Таразе, я помог ему законтачить в Самаре, дал гречки и тюбик спортивного питания на экстренный случай. Вот так вдохновил меня тайванец Рео. Да, ещё он отдал мне казахскую симку, он то уже Казахстан проехал)

К ночи достиг Оренбурга, новый рекорд: 200км за день!Оренбург по-летнему гуляет)!

 

6 августа
День восстановления перед 4-м этапом велопутешествия. Знакомые заселили в общежитие под Оренбургом, где мне выделили целую комнату. Благодарю Александра, Алексея и его папу Николая Николаевича, а также охранника на вахте! За время путешествия мой сон сократился до 5 часов, этого хватает. Оренбург приятный городок, но долго в нём задерживаться не хочется. Есть тут сеть центров разливнвх напитков Бочка, где круглосуточно можно спиваться разными сортами пива, впрочем есть и квас по 50р за литр и лимонад по 30р за литр. Есть памятник Пушкин и Даль. Выхожу на финишную прямую Оренбург->Бишкек.

 

7 августа
128км. За Оренбургом есть Татьянин источник с солоноватой освежающей водой. Леса иссякают. Въехал на холм, и вдруг пейзаж сменился на техасский что ли: коричневый яркий песок по обочинам, ни кустика с тенью. В Соль-Илецке много казахов, с табличками предлагают по обочинам из машин дома, жильё. Также много развалов дынь и арбузов. Попадаются поля с арбузами. Водители приветствуют. Нынче мало велосипедистов, редкостный я у них. А в том году ехали один за одним, как сказал заправщик на заправке. Не стоит вообще передвигаться по солнцу с 13:00 до 17:00. Вечером опускается приятная прохлада, встаёт огромная луна из-за горизонта аккуратно над дорогой впереди. А сзади оранжевый закат солнца. Засыпаю под треск насекомых в кустах, громкий стук поезда справа и грузовиков на трассе слева.

8-10 августа
До границы с Казахстаном строят новую дорогу. 40 км нет дороги, объездная вся в пыли. Еду, иногда лезу по буграм. Не понимаю почему нельзя было снять участок в 2, ну в 5, ну в 10, ну, хорошо, в 20 км дороги и сделать его и снимать дальше. Но не 40 же км, ужасно пыльно и ухабно. Каждый грузовик с песком почти тормозится и вопрошает откуда и куда еду и что это мне даёт. Как могу перевожу разговор на них же. Достиг границы. Водители предлагают довезти куда надо, многие едут на Алмату и Бишкек, куда ж ещё. И вот уже вписывают в камаз. Дополнительно казахский таможенник, пользуясь своим таможенным положением договаривается, чтобы водитель меня погрузил и вёз, а то устану сильно и не доеду до Бишкека.

Водитель камаза Саня из Бишкека. 37 лет. Везёт из Оренбурга Зил в своём камазе, и в прицепе теперь ещё мой велосипед. С ним в паре его сосед по двору Мамед гонит фуру иномарочную, внутри ладу пятёрку. Едем, ура! 2104 км ехать, почти 3 суток ехать. Спим в кабине же. Предложили мне перегонять ещё один камаз, но оказалось, что у меня в правах не открыта категория для вождения камазов. Камаз и Зил с русскими номерами, поэтому ВСЕ казахские патрули останавливают. Раз 15 стопили. Чтобы ехать дальше, патрульный либо проезжается незамеченным, либо убалтывается, либо громко посылается матом, либо отдаётся "отметка" в виде 500-1000 тенге (180 руб). По Киргизии такая "отметка"-взятка стоит 40 сом (35 руб). Вообще, рэкет казахский только у полиции остался. Водитель Саша рассказывает, в 90-е были ещё бандиты, которые оказывали поддержку водителям в виде бесплатной доставки любой детали в любую точку, где ты сломался. А не хотел "отмечаться", можно и пострадать было. Так его дядя лишился грузовика с томатной пастой, и побитый пешком домой вернулся, хорошо, что живым. Но это больше по Сибири было. Проезжаем Арал. Или Аральск. Море это высыхает, прежде же было рыбнобогато оно. Бескрайняя пустыня на 1000 км. Здесь хозяева дикие верблюды. Хотя за половиной верблюдов ухаживают, ради молока, мясо не едят их. Неспешно ступают, покачивая своими горбами. Их мордочки выражают улыбку всегда, и сам заряжаешься позитивом от их этой улыбки. У дарбуки есть ритм Аюб (D--kD-T-) - его звучание напоминает походку верблюда. Здесь его понимаешь глазами. Редко попадаются лошади и коровы. Есть скорпионы и фаланги. И змеи вроде тоже.

Понимаю, почему не дали ехать по Казахстану на велосипеде. Я и сам не собирался, но хотелось честно применить методы научного автостопа с велосипедом. Проезжаем Байконур. Ужасное кафе, где блюда полупротухшие, да ещё их по нескольку раз нужно ходить и вытрясать из повара. Не надо пользоваться кафе. А зимой трассу заметает снегом, сильные ветра дуют. Патрули шныряют туда-сюда, пробивают дорогу, если где-то нельзя проехать, то закрывается вся трасса. Дальнобойщики отогревают замерзающую солярку и мотор. Иногда жгут запаски вокруг кабины, бывает так и сжигают фуры целиком. Прежде немало дальнобойщиков полегло, замерзнув. Ночью кипятим на газовой горелке чай и хомячим хлеб с салом. Вдруг в открытом кузове рядом что-то шевелится и издаёт: "Другого места что ли не могли найти?! Спать не дают.". Отодвигаем стол на 10 метров в сторону и заканчиваем поедать сало с горячим сладким чаем.

Гружёныедальнобои днём в жару не едут, стоят на стоянках. Огненный асфальт нагревает колёса и они взрываются под тяжёлой ношей. Много разорванных покрышек вдоль дороги. А дорога тем временем начинает казаться вечной. 70-80 км/ч можно ехать по ней. Ближе к Киргизии повеселело. Показались горы с ледниками. Камазпрёт как танк, окна настежь, но ветер не задувает.

Газпромовский бензин и топливо, несмотря на то, что везутся из России, стоят в Казахстане и Киргизии дешевле, чем у нас. 140 тенге (25 руб.) стоит 92 бензин, 27 рублей - 95-й. Поэтому в России не заправляются, а терпят до Казахстана. Вся экономика Киргизии строится на принципе деньгопросства у соседних стран. Страна приторговывает. Есть и золото, но его добывают канадцы, отплачивая 50% Киргизии. Так проще, чем развивать своё. Все производства давно закрыты.
Возят товары с Китая. 150 фур в день переезжает границу. Пропускают пачками по 25 фур. Через туннель-рентген проезжают в очередь. И в Россию везутся дальше китайские вещи.

Въезжаем в Киргизию. Лениво пограничник расспрашивает кем работаю, сколько проехал, как жизнь в Москве. Потом стал рассматривать визы стран в паспорте и устроил викторину: "это какая страна, Ма...? - Правильно, Малайзия", "А вот в сентябре 2012 вы какую страну посещали? - Правильно, Кипр". Потом говорит: "Вы, типа, путешественник, получается? - Ну, получается, да. - Проходите." Между каждым вопросом выдерживалась многозначительная пауза в 30 секунд, словно его задача специально замедлять прохождение границы, создавая видимость дела. Но в это время он делает важное дело - разводит спичкой чернила для печати. Тюкает печать в паспорт и выхожу в Кыргызстан. Жду свою машину с велосипедом. После границы водитель Саша сходит с ума от накопившегося напряжения: поёт песни, несёт всякий бред, колбасится за рулём, рисуя в воображении в какой запой он сегодня уйдёт и никто его не остановит)))

Бишкек. Доезжаем до Бишкека. Нахожу законспирированный Дом Хороших Людей. А.Кротов и компания в походе на Памире. Встречает Илья Скоробогатов (участник муз.студии "Ласковое лето") и Игорь Лысенков (электромеханик ж/д и активный путешественник-альпинист).

Втроём мы сегодня. Арбузы тут стоят по 5 сом (4,4 руб.) за килограмм, да и в целом цены пониже московских на местные фрукты-овощи. Воду в Бишкеке можно пить из под крана, она чистая и вкусная течёт из него. Таким образом цель добраться до Бишкека достигнута на/с велосипедом за 3 недели (21 день). Итоги подведу по возвращении в Москву. Пока же скажу, что за весь перегон ни разу не прокололось колесо, и передняя покрышка так и осталась сидеть перепутанно против хода вращения колеса, 3 раза подкачивал насосом камеры, 2 раза мыл цепь и 4 раза её смазывал, ни разу не менял батарейки в фонарях, за 21 день ни разу не попадал под дождь и не промокал. И каждый день проживал дней 10 обычной московской жизни. Вроде как продлил её на 210 дней. Тут буду совершать небольшие вылазки по Киргизии.

11 августа
У нас в Бишкеке +17, в Оше +23, а на Иссык-Куле +7 и дождь.

12.08 Меня затягивают горы. Ездил в Ала-Арчу до альп-лагеря, проверить как организм отреагирует. Высота 2252м и +8 по цельсию (в Бишкеке 883м). Плавный набор высоты всю дорогу в горку 38км. На 1800м начинает покруживаться голова и быстро повышается пульс. С горами не пошутишь. Но как там приятно сидеть в окружении гор, запрокидывать голову и всматриваться в вершины, которые скрыты в тумане! По дороге на Ош будет перевал на 3300м.

13.08 в Бишкеке. Памятник Кожомкулу - киргизскому силачу. По легенде, богатырь перенес лошадь на плечах на расстояние 100 м. // Блошиный рынок ("fleamarket) в воскресенье занял несколько улочек в нашем 7-м микрорайоне. // Площадь Ала-Тоо или Алатау, центральная в городе ("ала тоо" значит пёстрые, пегие горы) // Скульптура МохандасаКарамчанда Ганди прибыла в Бишкек из Индии в 2015 году. 10 лет денег не было, вот нашлись. // Колесо на Большом Чуйском канале вращается течением воды.

14.08 Прогулялся по бишкекским холмам у вдхр. речки Аламедин. 23 км пешком, перемена высоты с 1100м до 1489м.

16 августа
Вчера проехал 134км поставил палатку. Сегодня 109км и достиг города. Большой городок со всей инфраструктурой. Удобнейший город для велосипедистов – везде есть съезды с бордюров, удивительно!

 

17-19.08
Алматы понравился, для велосипеда удобен город. Хоть по тротуарам, хоть по дорогам катайся. Каждый бордюр почти имеет плавный съезд. Светофоры отрегулированы прекрасно. Много потратился, но и закупился впрок в дорогу до Бишкека. Встретил японца по имени Sinpei на дороге на Кеген и Чарынский каньон.

Синпей едет из Португалии в Урумчи, и потом в Монголию, снова в Китай и паромом в Японию к себе. Ему тоже 31 год. Он доехал до Стамбула и перелетел в Душанбе, проехался по Памиру через Мургаб и на Бишкек. И тут вот он не туда повернул, на Урумчи прямо надо было на Жаркент. Утро мудренее, поставили палатки с Синпеем и спать. Дорога прекрасная, из панелей новая объездная. Приятно ехалось и почти всю дорогу с горки. Завтра такой лафы не будет. Не спал прошлую ночь, по Алмате катался. Всё, спать теперь! После велодня хочется молчать и спать...

Вот снова въехал в Киргизию. Сейчас в Тюпе. После Алматы был Чарынский каньон очень красивый! А так в Казахстане неживописно. На границе ради эксперимента подложили наркотики, чтобы проверить найдёт ли их собака. У границы бездорожье на 35км, зато много велосипедистов встретил именно там - пара из Лондона, из Польши, пара из Голландии, из Германии на фургоне, ещё пара на огромном фургоне. Проехала машина и из окна мне сунули бутылку воды просто так. И местные киргизы все приветствуют, расспрашивают, иногда зазывают отдохнуть. Много ребят-пастушков. Еле проехал сегодня 131км, постоянно останавливаться и разговаривать приходилось. Природа красивая, зеленые горы, с ёлками. И туда как-то коровы и лошади забираются на склоны. Ночую в палатке около деревни Тюп, почти на восточном берегу Иссык-Куля. Завтра кажется дождливо будет и холодно.

20 августа
Сегодня удалось только 105км проехать. Воюю с Иссык-Кулем. Ходят тучи и дождит. Само озеро находится на высоте 1600м и окружено горами. Видимо, там в вершинах образуются тучи и их разносит в округе. Два раза палатку ставил, последний раз сейчас на пляже. Под боком Ысык-Коль шумит раскатами волн. Завтра купаться.

21 августа
Палатку уносило вечером, колышки за песок не держались, очень кстати пришлась беседка посреди пляжа, внутрь неё и влез с палаткой и великом. Засыпал под громкий шорох волн ИссыкКуля. Утром погода наладилась, от вчерашнего шторма не было и следа. Телефоны сели, не знаю времени, и пути. Искупался один на пустынном пляже. Даже раздельные баки для сортировки мусора стоят. А людей никого. 118км проехал за день. Асфальт местами немногим лучше его отсутствия, иногда еду по обочине. Нагнал меня в обед велоспортсмен, член сборной Казахстана, сам из Ростовской области. Разговорились на ходу. Их тут 10 человек, тренируются, скатываются по 90 км утром и вечером, потом в Астану поедут соревноваться в треке. Снова купаюсь в озере, вода тёплая, чуть солёная. Пристал пьяный киргиз, с семьёй, 4 детей у него тут. Видно неслабо он пьющий, вот уж не понимаю зачем так глупо жизнь вести, помогал бы жене больше с детьми! Дальше перевал 2061м. Долгий подьём крутой. Останавливается уазик с кузовом, предлагает до Бишкека довезти... Отказываюсь вежливо - уже хочется замкнуть круг только на велосипеде. Но, спасибо добрый человек, вот так и надо поддерживать и помогать! Спуск с перевала долгий - 9.8км катился! На завтра всё равно остаётся огромный кусок пути до Бишкека...

22 августа
Новый мой рекорд за день: 215км, и новый рекорд безостановочной езды 52км. Ура! От Балыкчи, что на Иссык-Куле, трасса идёт по течению быстрой реки Чу, такой быстрой, что на велосипеде не всегда получалось за ней угнаться. И всё бы хорошо, но в ущелье задул встречный ветер. Не перестал он дуть и на равнине, так и двигались противдруг друга километров 100. Это раздражает. Иногда его порывы сносят на обочину, но привыкаешь. Лишь к вечеру близ Бишкека ветер утих. Внутри Бишкека передвигаться сложнее, машины любят остановиться где угодно, когда захотелось или кого-нибудь подобрать. Голосующих жителей много. От долгой езды осталось онемение мизинца и безымянного левой руки, из-за однообразного хвата ущемились нервные корешки, пройдёт через день-другой. Состояние не усталое психически, но истощённое и отсиженое пятой точкой. Таким образом, выехав из Бишкека, в него и вернулся, объехав по кругу Иссык-Куль через Алматы, Кеген, Каракол, Балыкчи, наехав в сумме около 1100км за 8 дней. Удивительно, что оглянувшись назад от озера, видишь снежники на горах, и кажется, что до них километров 5, а не 30. Приятно видеть в Доме Хороших Людей ещё больше хороших людей - Алексея и Алёну Кулешовых, Андрей Чекрыгина и других.

 

26 августа
Продаём книги о путешествиях в Бишкеке. Организовали 3 точки на Чуй проспекте: Кротов, Руфа и я. Люди подходят, интересуются нами, а мы - ими и жизнью в Киргизии. Полезный культурный обмен и способ узнать местную жизнь. AWAKEN LIFE TRAVEL!

 

28-29 августа
Оставив велосипед в ДХЛ, выехали всемером на Иссык-Куль паровозом до Балыкчи. Где разделились по интересам. С МаксимомЛапиным в паре едем вдоль южного берега, заезжая на отворотки в интересные местечки. На велосипеде это бы растянулось на несколько дней.

 

Автостопом добрались до Солёного озера. Оно небольшое, метров 200 в диаметре. Вода сильно солёная. Действительно можно вытянуть вниз ноги и висеть вертикально, не тонув. Местные киргизы очень гостеприимны, подвозят, зовут в гости. Так вечером приятная киргизская семья провезла почти по всему южному берегу ло Кызыл-Суу, сунули арбуз, помидоры, персики, пару лепёшек. А в обед другой водитель завёз к себе в гости на обед! Переночевали в палатках и утром, доехали до горячих источников Джилису в 20-ти км от окружной и поселения Кызыл-Суу.Источники эти приятные (41 градус), их поддерживает семейство, очень рады приходящим, но дорога плоха и машины почти не ездят. Отчего автостоп может не работать, придётся пройти пешком.

Итак, сменив 7 машин, замкнули круг вокруг озера за 2 дня, оказавшись снова в Балыкчи. Ночуем в палатках в парке возле танка. Нас подвизили: менеджер канадской золотодобывающей компании Кумтор (где работают около 3000 киргизов); военный-милиционер; весёлые чесночные бизнесмены с дунганкой, поставляющие чеснок в Россию; ещё более весёлые русские под Тюпом, расхваливающие тюпскуюанашу, которая считается лучшей в мире; водитель самосвала, возящий уголь в посёлки вокруг Иссык-Куля и мечтающий увидеть своими глазами самый большой угольный разрез в Якутии. Выяснилось, что киргизы не бедные, но бедное правительство. Или больше вороватые в нём люди.

 

2 сентября
Еду в Ош. За 2 дня проехал только 176 км. Вверх на перевал. На вершине пробили туннель длиной 2510м. Получилась высота перевала 3200м. Дальше Суусамырская долина. В юртах продают продукты местного изготовления. Сейчас в Токтогуле. Уши заложены после перепадов.

 

7 сентября
Джалал-Абад (можно перевести как "место славы" или "святое место"), 3-й по величине город Киргизии (после Бишкека и Оша) с населением 120 тыс. человек и побольше. Не путать с афганистанским Джелалабадом, хотя до 1917 года оба города назывались Джелалабадами. Расположен в Ферганской долине. Климат тут континентальный и засушливый. Тут есть целебные источники и выпускают воду JalalAbad #27, мне она не особо понравилась. Больше простая столовая вода нравится, типа Legend или BonAqua. ВИЛ золотой наш тут тоже есть, сидит задумчиво.

 

8 сентября
Ош, "южная столица". 2-й город Киргизии после Бишкека. Они напару как наши Питер и Москва. Население 251 тыс. человек, что примерно в 5,5 раз меньше, чем население Бишкека. Ош известен своей горой Сулайман-Тоо. Ош один из древнейших поселений Киргизии.

 

Вот пример, когда больше значит дешевле. Литр негазированной воды Бон Аква - 16 сом, а поллитра негазированной воды Бон Аква 19 сом. Отчего так? Думаю, чтобы побудить покупателей не покупать маленькие бутылки, чтобы не замусоривать ими природу. Или материал бутылок разный? А может маленькую бутылку сложнее изготовлять, чем большую. А вы может быть знаете почему?

 

13 сентября

Проехал Узбекистан. Люди открытые, добрые. Чувствуешь себя в безопасности. Ташкентский плов не довелось отведать. 8 сентября в Ташкенте готовили 7 тонн плова и он попал в Книгу Гиннеса! Через перевал от Пунгана снова произошёл самостоп и меня забрал Ёркин на Исузу из города Маргилана. Поставил палатку на стоянке фур и мирно спал под звуки линии электропередач над головой. Почти доехал до Чимгана.Встретился пьяненький узбек, сравнил меня с Конюховым. Спрашивает рассказать ему, как так же поехать путешествовать? Что надо сделать? Говорит, что мы какие-то странные, все путешественники. А я и не знаю, что сказать, это желание само возникает в твоей натуре. Нужно только интересоваться устройством мира и уметь любить людей без условий. Границы проходятся без придирок и досмотров, но очередь огромна и неорганизована, получается давка. На переходе в Черняевке всей толпой проталкивали мой велосипед. В Казахстане от границы подобрал фермер Данар и довез к себе на строящуюся фазенду под Шымкентом.Много вопросов по дороге задавал интересных.Сладко ночую под открытым звёздным небом на чугунной кровати посреди фазенды в окружении узбеков-рабочих!

 

Красный перец сушится на асфальте вдоль главной трассы в Узбекистане.

 

13 сентября – 18 сентября
Еду вечером затемно, вижу как очень красиво и долго сгорает падающая звезда в небе, прочерчивая горизонтальный луч над дорогой.

 

За 100 км до Кызылорды останавливается казах и покупает мне дыню. Говорю, что у меня нет уже тенге, не могу оплатить. На что он говорит, что у него есть и он купит для меня. Спрашивает, что еще мне надо, ведь дальше будет участок в 100 км, где не предвидится ни магазинов ни деревушек.

 

 

Ещё по дороге в Бишкек задумал изучить автостоп с велосипедом на этом участке дороги. Проверяю это за Кызылордой и таким образом достигаю только Байконыра. В среднем каждая 11 машина останавливается, но не всегда может посадить или увезти на дальнее расстояние. К середине дня решил сложить велосипед в чехол, теперь и легковые машины останавливаются и сажают. Впрочем, даже сложенный велосипед с трудом помещается поперёк в легковушку и ехать не очень комфортно. А грузовики не сажают: они едут опломбированные, а снаружи велик прицепить нельзя – их штрафуют полицейские за такое. Не очень хорош автостоп с велосипедом в сторону России. Из России на Бишкек он лучше – едет больше открытых грузовиков с хламом и старыми автомобилями из России.Проверил водителей на стоянке – тоже безуспешно, прошёлся и поспрашивал всех, могут ли взять в сторону России. Всё та же причина – без велосипеда легко подсесть, а с велосипедом непонятно как его впихнуть…

 

Подвозит военный Дениф. Заезжаем в поселок, целиком населённый турками и корейцами. Казахов там нет. Ещё Сталин кажется заселил сюда турок с корейцами, так и продолжается. А заехали сюда, потому что Денифу нужно выправить вмятину на машине и здесь живёт “костоправ” турок, которому надо показать машину и узнать стоимость ремонта. Потом едем в Жосалы, Дениф зовёт в гости. Обедаю с его семьёй, едим фаршированный перец и чай с молоком и шоколадными шариками. Отказываюсь от дыни с собой.

 

Подвозят ребята из Байконыра – НурмаханЖандос с другом.

 

 

Подвозят работники ж/д в Алимбетовке (почти граница Казахстана с Россий – между Актюбинском и Орском),они подумали, что яполяк, так как недавно здесь проезжал поляк на велосипеде. Едут и друг у друга спрашивают – “тызнаешь польский?–Нет, но это не важно, найдем общий язык.”Останавливаются и подбирают меня, велосипед ставим в прицеп. Они просто захотели пообщаться.

 

































Люди

Казахи. Дружелюбны, открыты, обеспечены в основном. Не просят дать рубль. Похожи на русских-немосковских. Но казахи любопытны, если увидели, что я ставлю палатку, то подъедут, спросят кто я и что тут делаю?

Киргизы. Больше себе на уме. Москва – центр, где-то даже хотят в Москву. В селах небогатые киргизы могут попросить денег у туриста, не застесняются. Могут попросить вещь какую-н. подарить свою, когда наладился контакт. Киргизы-торговцы обычно зажимают сом, другой при сдаче, нужно пересчитывать деньги и просить свою сдачу. В автобусе тоже могут недосдать 1-2 сома. Автостопом же подвозят киргизы при деньгах – эти гостеприимны и щедры. На отдыхе киргизы расслабляются, могут напиться для веселья.

Узбеки. Любят попросить у туриста сувенир себе, какую-нибудь вещь, впрочем не настаивают долго. Могут неожиданно нарисоваться на поле, где ставлю палатку и послеживать, как себя ведёте. Но ничего не скажут и не упрекнут.

Цены

1 киргизский сом = 1,16руб.
100 казахских тенге = 18,14руб. (100руб. = 540 тенге)
5000 узбекских сум = 50руб.

Цены в Рамсторе в Алматы: Кока кола зеро 1л – 40р., лепёшка тандыр – 19р., 2 яблока – 50р., Сникерс – 45р., Рулет сладкий – 28р.

Киргизия: интернет симка 8гб на 1 неделю – 82р., каракольскоеашлянфу – 26р., лепёшка – 17р., халва 200г. – 43р., сгущёнка 900мл – 120р., стаканчик максым-шаро – 10-12сом

Узбекистан: Фанта 1л – 60-65р.

Проезд в наземном транспорте – во Владимир 19р, в Самаре 25р(сами самарцы удивляются такой дороговизне), Алматы 13,5р, Бишкек 8-10р



Еда

Максым-Шаро – кисленький квас на злаках, киргизский освежающий напиток. “Шаро” – название компании.

Каракольскоеашлянфу

Иссык-кульский бешбармак

Узгенская и ошскаясамса

Ошские арбузы и дыни

Ошский плов, ташкентский плов

Кокандская халва – прелесть кто любит сладкое! Как белый шоколад.

Религия

В основном мусульмане.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: