Культура периода формирования белорусской народности: Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий и др

Положительное влияние на формирование белоруской народности оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV - XVI вв. завершилось формирование основных сословий белоруской народности.

Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиозный фактор. Подавляющее большинство белорусского народа оставалось православным, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.

В процессе формирования белорусской народности определились основные особенности ее хозяйственного и общественного быта, материальной и духовной культуры. Это проявилось в типах жилья, его внутреннем убранстве, в одежде, пище, обрядах и обычаях, в профессиональном художественном творчестве и фольклоре.

Ефросинья Полоцкая - Преподобная Евфросиния, происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному Владимиру и Рогнеде. Родилась угодница Божия в начале XII века в семье Полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали ее руки. Однако, достигнув совершеннолетия, она не захотела вступать в брак и решила посвятить себя служению Господу.
Тайно от родителей Предслава ушла в один из монастырей, в котором игуменией была ее родная тетя, вдова князя Романа, где приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. 

Созданная преподобной женская школа — удивительное, хотя и не уникальное явление в истории древнерусской культуры. В 1086 году при Андреевском женском монастыре в Киеве — монахиней Анной Всеволодовной — также была основана женская школа. Здесь преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, возможно, греческий язык. Помимо Спасского монастыря, преподобная Евфросиния построила Богородицкий мужской монастырь.

Кирилл Туровский - Имя Кирилла Туровского хорошо известно не только в нашей стране, во всех православных странах. Церковный деятель, проповедник, просветитель, мыслитель, писатель— все это в нем воедино и органично. Кирилл Туровский (1130-1182) — средневековый туровский богослов. Будучи рукоположенным епископом Турова, Кирилл прославился среди современников, как писатель и проповедник. Кирилл Туровский канонизирован православной церковью в лике святителя.

 

Жил и творил в XII веке — веке феодальной раздробленности белорусских земель. Туровское княжество распалось на два удела. Полоцкое княжество после смерти Всеслава Чародея поделено между его сыновьями. В смутное время родился и жил св. Кирилл.

Произведения Кирилла Туровского будут издаваться на протяжении 7 веков. В XIII веке составитель проложного сказания о св. Кирилле называл его "златословесным витиею", имея в виду его плодовитость и достоинства его поучений.

"С этой своей художественной стороны произведения св. Кирилла довольно резко выделяются от однородных русских (за исключением "слова о законе и благодати") памятников не только до-монгольского, но и вообще до-Петровского времени.

Сочинения же Кирилла туровского (не только церковно-учительные, но и остальные) — вполне законченные — как по замыслу, так и по литературному исполнению — произведения, в которых не заметно разносоставности, и которые могли принадлежать только ораторски-образованному таланту

В век Кирилла туровского на Руси эта символическая образность представления вместе с метафоричностью речи не была какою-либо новинкою,...но никогда ни раньше, ни позже она не выражалась в таком совершенстве, в такой полноте, как в словах св. Кирилла. "

Памятники в Минске, Гомеле и Турове;

Симеон Полоцкий -белорус по национальности, общественный и церковный деятель, писатель, проповедник. Наставник детей царя Алексея Михайловича. Один из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии. Открыл в Кремле типографию. Симеон Полоцкий (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629-25.08.1682), писатель, поэт, педагог. В 1656 — монах Богоявленского Братского монастыря в Полоцке. Когда царь Алексей Михайлович во время войны с Польшей вступил в Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими стихами. В 1660 славил царя торжественной декламацией уже в Москве. После возвращения Полоцка Польше Симеон перебрался в Москву. В 1664 выполнял роль переводчика при Паисии Лигариде. В 1665-68 руководил школой подьячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре. На Соборе 1666-67 переводчик, затем автор “Жезла правления” — антистароверческого трактата, составленного по материалам Собора. С 1667 воспитывал царских детей, а кроме того, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождающейся распре “латинствующих” и грекофилов лидер первых: в 1672 участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника, Симеон Полоцкий приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патр. Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился открытия неподотчетной патриарху “Верхней” (дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект Академии. Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый муж и поэт

Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник “Вертоград многоцветный”; “Рифмологион”, включающий панегирические стихотворения и их циклы, декламации, а также две пьесы — “Комедия притчи о блудном сыне” и “О Навуходоносоре”; “Псалтырь рифмотворная” — полное стихотворное переложение ветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был еще присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей “Обед душевный”, “Вечеря душевная”.

38. Туристический продукт - это комплекс услуг, объединенных на базе главной цели путешествия и предоставляемых в определенный срок, по определенному маршруту, в соответствии с заранее установленной программой.
Различные области деятельности способны вызвать сильный мотив к путешествию и интерес к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.


Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.
Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Яркими примерами танца как выразителя национальной культуры являются танцы народов Африки, японский танец "кабуки", русский балет и др.


Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных местными мастерами или ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.


История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Знакомство с историей и историческими объектами - сильнейший побудительный туристский мотив.
Литература. Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов.
Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т.д.
Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечения определенной категории туристов, особенно иностранных, интересующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и т.п.
Агрокультура. Уровень развития сельского хозяйства может привлечь внимание фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона.
Образование. Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке.
Наука. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: