Культурно – историческая психология: представители, основное содержание направлений исследования

Ответ:

Культурно-историческая психология — направление в психологических исследованиях, заложенное Выготским в конце 1920-х гг.

Школы Выготского постулируют приниципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознаниячеловека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функцийчеловека, личности в её "вершинных" (Выготский) проявлениях.

Высшие психические функции (ВПФ) — специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций за счёт опосредствования их психологическими орудиями.[1] В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся:восприятие,память,мышление,речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. ВведёноЛ. С. Выготским, развитоА. Р. Лурия,А. Н. Леонтьевым,А. В. Запорожцем,Д. Б. Элькониным,П. Я. Гальпериным. Было выделено четыре основных признака ВПФ — опосредованность, произвольность, системность; складываются путем интериоризации.

Подобное определение не относится ни к идеалистическим, ни к "позитивным" биологическим теориям и позволяет лучше понять как располагаются память, мышление,речь,восприятиев человеческом мозге и с высокой точностью позволило определять местоположение локальных поражений нервной ткании даже в некотором роде воссоздавать их.

Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

 

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер.

Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходите само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» - превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Развития психики в филогенезе. Стадии и уровни развития психики (по А.Н.Леонтьеву). Эволюция нервной системы как условие развития психики.

Ответ:

Филогенез (рождение, происхождение) – это процесс развития всего живого

Существуют различные подходы к пониманию того, кому может быть присуща психика:

1) панпсихизм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);

2) биопсихизм (Т. Гоббс и др.) понимает психику как свойство живой природы (т.е. она присуща и растениям);

3) нейропсихизм (Ч. Дарвин и др.) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;

4) мозгопсихизм ( К.К. Платонов и др.) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга);

5) антропопсихизм (Р. Декарт и др.) полагает, что психика присуща только человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: