Психолого-педагогическая характеристика 5 класса

Отчёт по педагогической практике

 

Исполнитель: студент ФМФИ

Лебедева Мария Юрьевна

Место прохождения практики:

МБОУ Школа №155 г.о. Самара

 

Руководитель: доцент каф.психологии и

педагогики Бусыгина Т.А.

 

Оценка___________________

Самара 2017

Психолого-педагогическая характеристика 5 класса

I. Общие сведения о классе

В 5 «Б» классе МБОУ СОШ №155 27 учеников, из них 15 мальчиков и 12 девочек. Класс общеобразовательный.

Параметры диагностики Значение
Всего учащихся 27
Мальчики 15
Девочки 12
Жилищно-бытовые условия  
Благоустроенная квартира 22
Собственный дом 2
Коммунальная квартира, общежитие 0
Арендуемое жилье 3
Категория семьи  
Полная 24
Неполная 3
Многодетная 3
Малообеспеченная 0
Неблагополучная 0
Образование родителей

 

(мать\отец)
Высшее 82-84%
Средне-специальное 18-13%
Среднее 0-3%
Неполное среднее 0-0%
Морально-психологическая

 

обстановка в семье
Благоприятная 27
Неблагоприятная 0
Состояние здоровья учащихся  
I группа 25
II группа 2
III группа 0
IV группа 0

 

Общие впечатления от класса крайне благоприятные. Родители всегда принимают активное участие в жизни школы и класса. На просьбу классного руководителя, помочь с украшением класса или же с подготовкой к какому-либо мероприятию, родители с готовностью откликаются, поскольку понимают насколько важна подобная работа для сплочения класса.

При переходе учеников из начальной школы в основную, родители сразу наладили связь, как с классным руководителем, так и с учителями-предметниками. Родители следят за успеваемостью и дисциплиной своих детей, посещают родительские собрания, еженедельно проверяют дневники своих детей.

II. Учебная мотивация

В классе с учащимися было организовано изучение уровня учебной мотивации.

Как видно из диаграммы, высокий уровень учебной мотивации имеют 14 человек из всего класса (52% пятиклассников). У учащихся положительное отношение к школе и к процессу обучения. Есть ярко выраженный познавательный мотив, что позволяет им успешно усваивать учебный материал, в полной мере осваивать учебную программу. Как правило, эти дети способны самостоятельно выполнять задания, им не нужен постоянный контроль и надзор учителя. Они понимают необходимость образования, поэтому внешняя мотивация в виде наказания за невыполнение задания здесь замечается крайне редко. Также, ученики занимаются самообразованием, ходят в дополнительные секции, кружки. Много детей вне школы занимаются в спортивных секциях, школах искусств и изучают иностранные языки.

Средний уровень мотивации показали 10 учащихся из всего класса (37% учащихся). В этом случае ученики показывают положительное отношение к школе и к учебному процессу. Они понимают учебный материал, способны самостоятельно решать типовые задачи, проявляют внимательность при выполнении заданий. Однако таким детям необходим контроль со стороны учителя, поскольку при выполнении коллективных заданий могут отвлекаться на общение с одноклассниками. При выполнении домашнего задания им необходим контроль со стороны родителей, поскольку такие дети могут сосредотачиваться на интересных им предметах, но забывать при этом об остальных предметах. Общительны, дружат со многими в классе, участвуют в классных и школьных мероприятиях.

3 ученика показали уровень учебной мотивации ниже среднего (11% класса), однако при этом у них положительное отношение к школе. Такие дети, как правило, ходят в школу, чтобы пообщаться со своими друзьями, с любимыми учителями. Их очень привлекает всевозможная учебная деятельность, участие в различных мероприятиях. Однако, познавательные мотивы у этих детей сформированы в меньшей степени, поэтому учителям и родителям необходимо контролировать и корректировать их учебную деятельную.

Таким образом, большая часть класса (85% учащихся) имеют внутреннюю мотивацию учения и им в редких случаях нужны дополнительные стимулы для выполнения заданий. К требованиям классного руководителя и учителям-предметникам учащиеся относятся ответственно и в большинстве случаев положительно. Они добросовестно и систематически выполняют домашнее задание, активно работают на уроках, особенно если предмет им нравится. Поскольку дети в достаточной мере владеют навыками самостоятельной работы, необходимо обратить внимание на тех детей, чья внутренняя мотивация оказалась ниже среднего уровня.

III. Познавательная сфера школьников

Большая часть 5 класса демонстрирует устойчивое внимание на таких уроках как английский язык, русский язык, математика, литература. Очень хорошо у них развита слуховая память, менее хорошо развита зрительная память. Это можно было заметить на уроках иностранного языка. Большая часть учащихся любит читать, активно работает с текстом, выполняет различные задания на основе прочитанного. У детей широкий кругозор и много увлечений. Среди них можно выделить тех, кто занимается в спортивных секциях, ходит в художественную школу, дополнительно занимается английским языком с репетиторами. Шестиклассники умеют грамотно выражать свои мысли, грубых ошибок в речи замечено не было.

IV.Особенности личности школьников

По психотипу в 5 «Б» классе преобладают флегматики (44% от всего класса) и сангвиники (40% класса). Оставшаяся часть класса меланхолики (3,7%) и холерики (11%).

Флегматик отличается организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Он аккуратен, исполнителен, его речь спокойная, чуть замедленная, без резких эмоций, жестикуляции и мимики. В шумных, подвижных играх такие дети не участвуют. Им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Лидером флегматик вряд ли станет, а вот человеком, к которому можно обратиться за советом, — наверняка.

Сангвиник же легко приспосабливается к окружающей обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро «схватывает» материал. При правильном воспитании такие дети обычно выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много друзей, чаще всего сангвиники лидируют в коллективе сверстников.

Учитывая, что сангвиников и флегматиков практически поровну, они уравновешивают коллектив класса. Сангвиники подталкивают флегматиков к активной работе, а флегматики наоборот «тормозят» сангвиников. Благодаря этому, в классе дружеская и благоприятная обстановка.

Конфликтные ситуации возникают крайне редко, и в случае чего, решаются довольно быстро самими же учениками, в редких случаях – классным руководителем.

 

Определение тревожности

По результатам тестирования в классе был выявлен средний уровень тревожности. Большая часть класса вполне безболезненно подстраиваются под новую обстановку как в обыденной жизни, так и жизни школы.

Меньшая часть учащихся имеет высокий уровень тревожности. Это может быть связано с тем, что ученики воспринимают возникающие ситуации как угрозу своей самооценке и статусу в компании. Таким детям необходимо формировать у себя чувство уверенности, а также научиться быть менее требовательными к внешним обстоятельствам. Полезным будет научиться разбивать большие задачи на более мелкие, для наилучшего их выполнения.

V. Межличностные отношения

• Определение социально - психологического климата

 

Глядя на круговую диаграмму межличностных отношений, можно сказать, что практически половина класса определяет социально-психологический климат в коллективе как благоприятный. Это можно наблюдать и побывав у этого класса на уроках. Ребята очень активны, общаются друг с другом, гуляют вместе после школы, вместе ходят в спортивные секции и школы искусств.

Класс состоит из 27 учеников, микрогруппы по интересам отсутствуют. Класс воспринимает себя как семью и все дети задействованы в общении.

В этом классе преобладает сотрудничество. В общении друг с другом дети проявляют внимание и чуткость и доброжелательность. На переменах можно было наблюдать, как они делятся друг с другом печеньем или конфетами. Когда у кого-нибудь в классе наступает день рождения, они поздравляют именинника всем классом, вручают ему подарки. Конфликты случаются в редких случаях, когда учащиеся не сходятся во мнении друг с другом.

VI. Общение школьников со взрослыми

С каждым из учителей у пятиклассников складываются свои отношения. Многое здесь зависит от учителя-предметника. С классным руководителем у учеников сложилось доверительные и уважительные взаимоотношения. Учащиеся слушаются Елену Юрьевну, весьма активно идут на общение с ней. Задания и поручения ученики выполняют своевременно и ответственно. Они с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и мероприятиях, например на они активно принимали участие в неделе английского языка, в конкурсе «British Bulldog». К родителям пятиклассники относятся с уважением, всегда приглашают их как на школьные, так и на классные мероприятия.

VII.   Трудовая деятельность.

Шестиклассники принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, занимаются общественно-полезным трудом, выходят на субботники на прикрепленной школьной территории. Занимаются благоустройством как пришкольного участка, так и собственного класса (украшают свой кабинет сделанными собственными руками украшениями). Из этого можно сделать вывод, что у детей сформированы трудовые навыки, они ответственно относятся ко всему, за что берутся. Они понимают ценность труда, как своего, так и чужого, поэтому бережливо относятся к учебникам, школьной мебели, и ко всему, что они делают своими руками.

VIII.  Формы досуга, увлечения

Ученики проявляют активность и во внеурочное время. Многие из них посещают художественную школу, спортивные секции, репетиторов по иностранным языкам.

 

 

IX. Выводы. Рекомендации

5 «Б» класс является примером сплоченного и дружного коллективом. Ребята дружелюбны, активно общаются между собой, с учителями и родителями

Класс активно принимает участие в школьных и классных мероприятиях.

Психологический климат в классе большая часть учащихся оценивает как благоприятный, что еще раз доказывает то, что ученикам нравится проводить время со своими одноклассниками, участвовать в жизни класса. Это также является хорошей внешней мотивацией в учении, поскольку благоприятная обстановка в классе в большей степени способствует раскрытию творческого и учебного потенциала.

 

Рекомендации по развитию коллектива 5 класса:

 

а) классному руководителю

Поскольку в классе благоприятная для учеников обстановка, то хотелось бы, чтобы такие взаимоотношения и гармония продолжались при переходе в следующие классы. Однако, нужно обратить внимание на тех детей, кто не в полной мере включен в учебную деятельность, и у кого занижена мотивация в учении. Дети с низкой внутренней мотивацией приходят в школу, потому что так нужно, для того, чтобы пообщаться со своими друзьями и не расстраивать родителей. Необходимо уделить таким детям больше внимания на уроках, особенно на предметах, с которыми у них возникают сложности. Показать им, что этот предмет тоже может быть интересным и для них, и они могут достичь успехов в его изучении. Но не стоит сравнивать успехи в учебном процессе таких детей с более успешными учениками, это может сделать только хуже.

 

б) членам актива:

Поскольку родители принимают активное участие в жизни класса, им необходимо создавать такую атмосферу, в которой ученики учились самостоятельно справляться с тем или иным поручением. Родители в этом случае должны выполнять только роль руководителей деятельностью, но не принимать непосредственное участие. Справляясь со всем без посторонней помощи, ученики научатся быть более самостоятельными и ответственными.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: